Разработка и поддержка сделок и договоров ВЭД в сфере ИТ
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 30.06.2024 Сводный перечень примеров и обстоятельств судебных дел по валютным нарушениям по ст. 15.25 КоАП, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 26.06.2024 г.
26 июня 2024 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Как сказано в Обзоре, в целях обеспечения правильного применения судами норм материального и процессуального права при разрешении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением валютного законодательства РФ, по результатам изучения и обобщения судебной практики Верховный Суд РФ полагает необходимым обратить внимание на указанные в Обзоре примеры судебных дел.
Для удобства ознакомления с практическими ситуациями и конкретными валютными правонарушениями данный Обзор приводится ниже в сокращенном сводном виде по фактическим обстоятельствам дел. В случае интереса к какому-либо делу (ситуации), следует обращаться к полному тексту Обзора. Краткие подчеркивания сделаны для удобства выделения сути конкретных ситуаций. В квадратных скобках […] приводятся необходимые краткие комментарии.
Вопросы квалификации административных правонарушений
1. Расчеты наличными в валюте РФ между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом являются незаконной валютной операцией, совершение которой квалифицируется по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев, когда возможность осуществления соответствующих расчетов предусмотрена Законом о валютном регулировании.
Пример 1. Акционерное общество без использования банковского счета получило от иностранного гражданина (нерезидента) наличные денежные средства в валюте РФ за проданный бывший в употреблении автомобиль КамАЗ. При этом АО не осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией автотранспортных средств. Проданный иностранному гражданину КамАЗ относился к основным средствам акционерного общества, и его продажа обусловлена длительным неиспользованием автомобиля акционерным обществом. Суд пришел к выводу, что однократно совершенная сделка по реализации основных средств, которые организацией не приобретались специально для продажи, а использовались в процессе производства, не относится к деятельности, связанной с розничной торговлей товарами. Кроме того, автомобиль КамАЗ не являлся товаром, который иностранный гражданин приобретал для личного, семейного, домашнего использования или для удовлетворения мелких бытовых нужд. Целью приобретения покупателем товара являлось его дальнейшее использование в предпринимательской деятельности. В данной ситуации в действиях акционерного общества имелся состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Пример 2. Общество заключило с иностранным гражданином К. договор купли-продажи квартиры. В оплату квартиры общество приняло от иностранного гражданина К. наличные денежные средства в валюте РФ. В данном случае стороны заключили договор купли-продажи недвижимости (параграф 7 главы 30 ГК РФ), а не договор розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 ГК РФ). С учетом этого общество совершило незаконную валютную операцию, в связи с чем было обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
2. Получение юридическим лицом (резидентом) от гражданина-нерезидента валюты РФ в качестве исполнения обязательства по возврату займа, минуя счет в уполномоченном банке, подлежит квалификации как незаконная валютная операция, совершение которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Между обществом и иностранной гражданкой Г. был заключен договора займа. Общество перечислило иностранной гражданке Г. денежные средства в валюте РФ. Возврат денежных средств обществу иностранной гражданкой Г. осуществлялся наличными денежными средствами в валюте РФ. иностранная гражданка Г. предпринимательской деятельностью не занималась, коммерческие цели, для которых могли бы быть использованы заемные денежные средства, отсутствовали. Общество не имеет статуса банковской или иной кредитной организации. Действия общества по получению во исполнение указанного договора наличных денежных средств от гражданина-нерезидента, минуя счет в уполномоченном банке, следует квалифицировать как незаконную валютную операцию. [Однако данный вывод создает несоответствие с Указом Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 и постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2022 г. № 2433.]
3. Действия юридического лица (резидента) по отчуждению наличных денежных средств иностранному гражданину (нерезиденту) под видом займа физическому лицу, которые, по существу, представляют собой расчеты с иностранной компанией (нерезидентом) по договору аренды, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Иностранный гражданин (нерезидент) на основании договора беспроцентного займа, заключенного с обществом, получил наличные денежные средства. При этом данный гражданин был уполномочен вести дела иностранной компании (нерезидента), а также совершать любые действия, связанные с деятельностью данной компании, которая являлась одним из учредителей общества. После передачи наличных денежных средств иностранному гражданину между ним, обществом и компанией оформлены трехсторонние протоколы взаимозачета. В данных протоколах задолженность общества по договору аренды, заключенному с компанией, уменьшена на суммы денежных средств, переданных иностранному гражданину в качестве беспроцентного займа. Одновременно полученные этим гражданином наличные денежные средства были зачтены в счет погашения задолженности резидента перед иностранной компанией (арендодатель). Иные расчеты, связанные с исполнением обществом обязательств перед компанией по договору аренды, отсутствовали. В данном случае обществом совершена валютная операция по передаче наличных денежных средств иностранному гражданину (нерезиденту) под видом займа физическому лицу, по существу, представляющая собой расчеты с иностранной компанией (нерезидентом) по договору аренды. Указанные действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
4. Выплата юридическим лицом (резидентом) иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы, стипендии наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, в том числе в случае уклонения данного гражданина от подачи заявления на открытие счета и на оформление банковской карты для получения заработной платы, иных выплат, является незаконной валютной операцией, осуществление которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Пример 1. Обществом для проведения строительных работ привлечены иностранные работники (нерезиденты) на основании заключенных с ними трудовых договоров. Выплата обществом заработной платы работникам-нерезидентам произведена наличными денежными средствами в валюте РФ из кассы предприятия без открытия им счетов в банке. Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в исчерпывающий перечень валютных операций, осуществляемых без использования банковских счетов в уполномоченных банках, и являются незаконной валютной операцией (часть 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании). С учетом изложенного привлечение общества к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ являлось правомерным.
Пример 2. Общество (резидент), оспаривая в суде постановление административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, ссылалось на отсутствие в его действиях вины, поскольку работник общества при заключении трудового договора отказался писать заявление на открытие счета в уполномоченном банке. По мнению общества, как работодатель оно не имело права ни обязать работника получать заработную плату только в безналичной форме, ни перечислять заработную плату на банковский счет. Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции указал, что у общества имелась возможность избежать нарушения валютного законодательства на стадии заключения с иностранным гражданином трудового договора, в частности, путем включения в него сведений о счете работника, на который работодатель будет перечислять заработную плату, либо путем истребования таких сведений до подписания договора.
Пример 3. Выдача юридическим лицом (резидентом) иностранному гражданину (нерезиденту) стипендии была квалифицирована судом как незаконная валютная операция. Отсутствие в договоре об оказании образовательных услуг условия об открытии иностранным гражданином в целях получения стипендии счета в уполномоченном банке не исключает обязанности образовательного учреждения по соблюдению требований валютного законодательства.
5. Резидент подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП, в случае нарушения порядка учета в уполномоченном банке контракта, во исполнение которого им осуществлялись валютные операции.
Договор на оказание транспортных услуг, заключенный между обществом (резидентом) и иностранной компанией (нерезидентом), был поставлен на учет в банке-1 с присвоением УНК – на основании пункта 5.1 Инструкции N 181-И. Впоследствии по заявлению общества контракт был снят с учета уполномоченным банком в связи с представлением дополнительного соглашения о расторжении контракта. При этом договор оказания транспортных услуг был повторно поставлен обществом на учет в банке-2 с присвоением иного УНК. Дополнительное соглашение о расторжении контракта в новый банк заявителем не представлялось. После этого общество провело по такому контракту валютную операцию, перечислив нерезиденту иностранную валюту, что было отражено в ведомости банковского контроля, открытой в банке-2 по внешнеторговому контракту. Операции, проводимые в новом банке, в котором открыта другая ведомость банковского контроля (без учета операций, отраженных в первоначальной ведомости банковского контроля), признаются осуществленными с нарушением валютного законодательства РФ.
6. При рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении резидента к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП, следует учитывать, имеется ли во внешнеторговом контракте условие о перечислении денежных средств на счет третьего лица.
Между обществом (покупателем) и иностранной компанией - поставщиком (нерезидентом) заключен контракт на поставку товаров. В соответствии с контрактом платеж за каждую партию товара производился покупателем банковским переводом в иностранной валюте на расчетный счет поставщика. По поручению поставщика оплата могла производиться в пользу третьих лиц. В период с 2015 по 2017 год обществом представлены в уполномоченный банк дополнительные соглашения, которыми продлен срок действия контракта, также увеличены его цена и срок оплаты. Общество на основании заявления на перевод совершило платеж по контракту путем перевода денежных средств на расчетный счет третьего лица - нерезидента. Основанием для осуществления валютной операции по переводу денежных средств на счет третьего лица согласно паспорту сделки [оформлялся до марта 2018 г.] общества явился контракт с дополнениями. При этом третье лицо, в адрес которого был совершен спорный перевод денежных средств, не являлось стороной основного контракта и контрагентом общества по внешнеэкономической сделке, имеющим право на получение денежных средств. иностранная компания согласия на продление контракта не давала, дополнительных соглашений не подписывала. Следовательно, представленные обществом органу валютного контроля документы не подтверждают законность совершенной валютной операции по переводу денежных средств, поэтому действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
7. Перевод резидентом денежных средств на банковский счет нерезидента, совершенный в отсутствие доказательств, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательства по оказанию услуг по внешнеторговому контракту, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Пример 1. Обществом (резидентом) и иностранной компанией (нерезидентом) заключен контракт по обеспечению и технической поддержке серверного оборудования, офисной техники. На основании заключенного контракта обществом в уполномоченном банке открыт паспорт сделки. Общество перевело компании денежные средства, составляющие всю сумму контракта. Вместе с тем факт оказания нерезидентом услуг по внешнеторговому контракту подтвержден не был. Согласно ежемесячным отчетам, приложенным к актам сдачи-приемки услуг, услуги технической поддержки, предусмотренные договором, исполнителем не оказывались. Все работы по технической поддержке серверного оборудования выполнялись непосредственно сотрудниками компьютерного отдела самого общества. Следовательно, данные документы и информация не подтверждают законность совершенной валютной операции по отчуждению денежных средств резидентом нерезиденту. Совершенные обществом действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Пример 2. Между предпринимателем (агентом-резидентом) и обществом (принципалом) заключен агентский договор, по условиям которого предприниматель обязался от своего имени, но за счет общества совершать сделки по международному переводу денежных средств в целях осуществления финансово-хозяйственной деятельности и заключить контракт с иностранной компанией по поиску для агента пневматического и гидравлического оборудования для шахт, опасных по газу и пыли, в иностранных государствах. Принципал обязался перевести денежные средства предпринимателю в качестве аванса. Во исполнение агентского договора предпринимателем (покупателем) был заключен контракт с иностранной компанией (продавцом, нерезидентом). С валютного счета предпринимателя были перечислены денежные средства на счет нерезидента. При проведении проверки соблюдения валютного законодательства установлено, что документы (указанные агентский договор и контракт, отчет агента), представленные предпринимателем органу валютного контроля, не отвечали требованиям действительности, поскольку условия оказания услуг не были согласованы в контрактах, отсутствовала переписка с нерезидентом, заказы на выполнение работ в письменной форме не оформлялись. Согласно письменным пояснениям предпринимателя перевод денежных средств нерезиденту осуществлен по просьбе родственника предпринимателя, являющегося директором общества (принципала). Цель перевода предпринимателю неизвестна. Предприниматель подтвердил, что переговоры с иностранной компанией не вел, условия поставки и иная информация о контракте с иностранной компанией ему неизвестны. За свои услуги предприниматель получил агентское вознаграждение. Действия предпринимателя образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
8. Получение исполнителем (резидентом) валюты по внешнеторговому контракту в качестве возмещения ему заказчиком (нерезидентом) местных расходов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентом объектов за пределами территории Российской Федерации, в период строительства, реконструкции или модернизации таких объектов без использования счета в уполномоченном банке не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Общество (исполнитель) заключило контракт с компанией-заказчиком (нерезидентом) (далее - внешнеторговый контракт). Для реализации данного контракта общество создало на территории иностранного государства филиал и открыло расчетный счет в рублях РФ в иностранном банке, расположенном на территории иностранного государства. В ходе проведения мероприятий валютного контроля выявлен факт поступления от компании денежных средств в рублях Российской Федерации на указанный счет общества в иностранном банке. В рассматриваемом случае внешнеторговым контрактом предусмотрено несение исполнителем расходов на территории иностранного государства. Сторонами контракта согласован перечень расходов общества, которые являлись необходимыми для выполнения договора и должны быть произведены обществом на территории иностранного государства (то есть являются местными расходами общества): расходы по подготовке и получению разрешительной документации для выполнения работ в иностранном государстве; расходы на обеспечение объекта материалами и оборудованием; расходы на транспортировку бригады и бригадного хозяйства от места постоянной дислокации в иностранное государство и мобилизацию на площадке скважины в иностранном государстве; расходы на комплекс работ по исследованию и испытанию скважины, перфорации, дефектоскопии, экспертизе, расходы по доставке на площадку скважины необходимого оборудования с уплатой необходимых таможенных сборов и пошлин. Общая сумма указанных расходов составила денежную сумму, которая была перечислена компанией обществу. С учетом изложенного суды пришли к выводу о законности данной валютной операции и об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
9. Нарушение требования об осуществлении юридическим лицом (резидентом) валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП, в случае отказа уполномоченных банков РФ в открытии данному юридическому лицу банковского счета для осуществления расчетов с нерезидентами в иностранной валюте во исполнение заключенного контракта, поскольку такой отказ свидетельствует об отсутствии вины юридического лица и его должностного лица в допущенном нарушении.
Основанием для привлечения Ф. к административной ответственности послужило то, что она как руководитель общества допустила зачисление на счет общества в иностранном банке денежных средств в иностранной валюте (киргизских сомах) за оказание услуг по контракту. В целях выполнения требований валютного законодательства Ф. предпринимала действия по открытию расчетного счета в киргизских сомах в уполномоченных банках на территории Российской Федерации для совершения валютных операций по заключенному контракту. Однако все банки, уполномоченные на открытие счетов на территории РФ в киргизских сомах, отказались открыть обществу соответствующие счета. В подтверждение данных фактов Ф. представлена нотариально заверенная переписка с банками, подтверждающая их отказы в открытии расчетных счетов в киргизских сомах. На основании этих сведений судья кассационного суда пришел к выводу об отсутствии вины Ф. как должностного лица общества в совершении вменяемого ей административного правонарушения. В ходе рассмотрения жалобы Ф. судьей также было установлено, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда постановление налогового органа, вынесенное в отношении общества, в котором Ф. являлась руководителем, в связи с совершением тех же действий признано незаконным и отменено.
10. Невозвращение резидентом в РФ денежных средств, уплаченных им нерезиденту за неввезенные товары, в связи с прощением резидентом долга нерезиденту образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП.
В рамках исполнения контракта, заключенного между покупателем (резидентом) и продавцом (нерезидентом) на поставку товара, покупатель осуществил перевод денежных средств в иностранной валюте. Однако предусмотренные контрактом товары в установленный срок поставлены не были. Стороны заключили соглашение о расторжении контракта в связи с неисполнением покупателем условий контракта, а также о прощении долга по контракту, согласно которому покупатель освободил продавца от исполнения обязанности по возврату выплаченной за товары суммы. Суды сделали вывод о том, что покупатель не обеспечил возврат в Российскую Федерацию денежных средств в иностранной валюте за не полученные им товары в установленный в контракте срок, тем самым не выполнив обязанность, предусмотренную пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона о валютном регулировании. При этом Закон о валютном регулировании не содержит исключения для исполнения резидентом данной обязанности в случае прощения нерезиденту долга. В связи с этим бездействие покупателя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ. [Однако в силу пункта «б» части 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 требования пункта 2 части 1 статьи 19 Закона не применяются впредь до внесения изменений в Закон.]
11. В случае исполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому контракту в части, оплаченной авансом, резидент не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 КоАП, за невозвращение денежных средств, уплаченных нерезиденту в качестве аванса.
Обществом и компанией (нерезидентом) заключен договор транспортно-экспедиционного обслуживания, которым предусмотрено, что компания (экспедитор) оказывает транспортно-экспедиционные услуги после оплаты аванса. Обществом экспедитору авансовый платеж был перечислен. После этого предусмотренные договором транспортно-экспедиционные услуги в части, обеспеченной авансовым платежом, были оказаны экспедитором, акт об оказании услуг подписан сторонами договора. В рассматриваемом случае в соответствии с актом об оказании услуг объем оказанных компанией обществу услуг соответствует размеру выплаченных денежных средств, в связи с чем сумма авансового платежа не подлежала возврату на территорию РФ. Таким образом, основания привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, отсутствовали.
12. Невозвращение в РФ резидентом излишне перечисленных нерезиденту денежных средств в связи с ввозом в РФ товаров в меньшем количестве, чем предусмотрено внешнеторговым контрактом, образовавшемся в результате естественной убыли товара, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП.
В порту выгрузки ввезенного на территорию РФ товара (марганцевой руды) было определено его окончательное количество. Товар был оплачен обществом согласно условиям контракта в полном объеме. При взвешивании товара после его перегрузки в железнодорожные вагоны для доставки на станцию назначения на территории РФ количество товара уменьшилось. Порядок определения нормы убыли установлен приказом Минпромнауки России от 25 февраля 2004 года № 55 «Об утверждении норм естественной убыли массы грузов в металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом» (далее – Нормы убыли). В примечании 1 к Нормам убыли для разных видов руды установлены дополнительные нормы естественной массы на каждую перевалку с железнодорожного транспорта на водный транспорт и обратно в размере 1%. Кроме того, нормы убыли установлены на каждую перевалку с железнодорожного транспорта на водный и обратно, на каждую перегрузку из вагона в вагон. После окончания отгрузки марганцевой руды из портов в вагоны была установлена ее недостача на 0,94%, что является естественной убылью массы товара, произошедшей при перегрузке товара с судна на место хранения (площадку) навалом в порту и последующей погрузке в железнодорожные вагоны. Таким образом, у общества отсутствовали основания для предъявления требований к продавцу или грузоперевозчику по факту утраты товара в результате его естественной убыли. Следовательно, оснований привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, не имелось.
13. Об отсутствии вины юридического лица - резидента в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП, свидетельствует принятие им всех зависящих от него мер для получения или возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в РФ (не полученные на территории РФ) товары.
Обществом были направлены письма в посольство страны нерезидента и в торговое представительство РФ в стране нерезидента с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации. После исчерпания всех возможных мер, направленных на получение стоимости непоставленного товара от нерезидента в досудебном порядке, общество обратилось в суд страны нерезидента с исковым заявлением о принудительном взыскании выплаченной суммы, которое было удовлетворено, однако ввиду осуждения генерального директора иностранной компании - нерезидента к лишению свободы и ареста его имущества денежные средства не были возвращены обществу. Таким образом, общество проявило максимально возможную степень заботливости и осмотрительности, приняло исчерпывающие и эффективные меры, которые были необходимы для соблюдения требований норм действующего валютного законодательства РФ.
14. Непредставление резидентом отчета о движении денежных средств по открытому за пределами РФ счету, который не относится к категории банковских счетов в связи с тем, что он предназначен для учета прав на ценные бумаги, а не отражения операций с денежными средствами, не подлежит квалификации по части 6 статьи 15.25 КоАП.
Суды установили, что счет общества в иностранном банке не относится к категории банковских счетов, поскольку на нем находятся ценные бумаги, а не средства в иностранной валюте или валюте РФ. Данный счет предназначен для учета прав на ценные бумаги, а не для отражения операций с денежными средствами. Следовательно, установленная частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании обязанность по представлению отчетов о движении средств на банковских счетах и в банковских вкладах в банках за пределами территории РФ не распространяется на счета, не относящиеся к банковским, на которых учитываются операции не с денежными средствами, а с ценными бумагами. На основании изложенного в действиях (бездействии) общества отсутствует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. [В настоящее время действующая редакция части 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании устанавливает обязанность резидентов представлять отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, а часть 6 статьи 15.25 КоАП устанавливает ответственность за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка.]
15. При решении вопроса о привлечении резидента к административной ответственности, установленной частями 6.1 - 6.3 статьи 15.25 КоАП, нарушение установленных сроков представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов определяется исходя из числа рабочих дней.
В конкретном деле, с учетом того, что последним днем представления документов установлено 24 декабря 2021 года, а Отчет в банк общество представило 12 января 2022 года, то нарушение срока составило не 19 календарных дней, а 8 рабочих дней. Соответственно, период нарушения срока представления заявителем документов в банк составил менее 10 рабочих дней, в связи с чем деяние общества образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ. Таким образом, административное правонарушение, совершенное обществом, было неверно квалифицировано административным органом по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Давность привлечения к административной ответственности
16. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП и выражающегося в получении физическим лицом (резидентом) наличных денежных средств от нерезидента, минуя счет в уполномоченном банке, исчисляется со дня совершения соответствующей валютной операции, а не с момента ее обнаружения уполномоченным должностным лицом, поскольку такое правонарушение не является длящимся.
Основанием для привлечения Д. к административной ответственности послужил тот факт, что он, являясь резидентом, заключил договор купли-продажи квартиры и в нарушение части 3 статьи 14 Закона о валютном регулировании получил наличные денежные средства в валюте РФ от физического лица - нерезидента, минуя счет в уполномоченном банке. Административное правонарушение, вмененное Д., являлось оконченным с момента приобретения им у нерезидента на законных основаниях валюты РФ, то есть с момента ее получения 24 ноября 2021 года из банковской ячейки. Судья не нашел оснований полагать, что срок давности привлечения Д. к административной ответственности подлежал исчислению с момента выявления соответствующей валютной операции.
17. В случае если срок возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за товар, не ввезенный на таможенную территорию РФ, условиями данного контракта не определен, а срок поставки товара в контракте определен периодом со дня, следующего за днем осуществления авансового платежа, течение срока давности привлечения к административной ответственности при невозвращении в РФ денежных средств, уплаченных покупателем (нерезидентом) за неввезенный товар, начинается по окончании установленного договором срока на поставку товара.
В соответствии с условиями контракта и приложениями к нему общество перечислило иностранному контрагенту (нерезиденту) в качестве аванса денежные средства в иностранной валюте. Нерезидент во исполнение контракта ввез на территорию РФ в адрес общества товары не на всю сумму полученного аванса. Согласно условиям внешнеторгового контракта в случае отказа или невозможности для продавца поставить покупателю товар в течение 175 дней после получения предоплаты продавец обязан вернуть авансовый платеж покупателю. Авансовый платеж нерезидентом возвращен не был. При этом срок для возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный товар на таможенную территорию РФ, условиями данного контракта определен не был. Из материалов дела следовало, что последний авансовый платеж за товары был осуществлен обществом 25 ноября 2016 года, поэтому обязанность по возврату денежных средств, уплаченных за неввезенный товар возникла 19 мая 2017 года (25 ноября 2016 года + 175 дней), в связи с чем двухгодичный срок давности привлечения к ответственности начал исчисляться с 20 мая 2017 года. Следовательно, на момент вынесения 10 декабря 2019 года административным органом решения о привлечении общества к административной ответственности срок давности истек.
Назначение и исполнение наказания в виде
административного штрафа
18. В случае выявления при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП, административный штраф назначается исходя из суммы всех незаконных валютных операций.
Между обществом и гражданами (нерезидентами) заключены трудовые договоры. Обществом в нарушение абзаца первого части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании из кассы организации наличными денежными средствами выплачена заработная плата работникам - иностранным гражданам (нерезидентам). административным органом выявлены указанные нарушения, составлен акт, а также протоколы об административных правонарушениях. В отношении организации вынесены отдельные постановления о назначении административного наказания в отношении каждой выплаты заработной платы работнику-нерезиденту с нарушением требований валютного законодательства РФ. По мнению организации, с учетом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ наказание за рассматриваемые нарушения подлежит назначению как за одно правонарушение. Вместе с тем санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административный штраф, который рассчитывается в процентах от суммы незаконной валютной операции. Таким образом, штраф подлежит исчислению из суммы всех незаконных валютных операций. Следовательно, при назначении административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с учетом правила, установленного частью 5 статьи 4.4 Кодекса, общий размер штрафа, назначенного организации, не изменится.
19. Совершение каждой незаконной валютной операции образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП.
Д. 27 раз привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за каждую выплату нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, которые осуществлялись в 2022 и 2023 годах ежемесячно. Судьей районного суда Д. на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ назначено административное наказание исходя из суммы всех незаконных валютных операций, выявленных в ходе одной проверки, но не более максимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.25 названного кодекса для должностных лиц. С таким решением согласились судья областного суда и судья кассационного суда.
20. Постановление административного органа о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП, вынесенное до принятия закона, смягчающего административную ответственность за совершение данного правонарушения, не подлежит исполнению в части размера наказания, превышающего установленный таким законом размер, если оно не было исполнено на момент вступления в силу указанного закона.
Постановлением административного органа от 28 декабря 2021 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа из расчета 75 процентов суммы незаконной валютной операции, то есть в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения). 24 июля 2022 года вступил в силу Закон № 235-ФЗ, которым размер административного штрафа, установленного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, уменьшен и установлен в размере от 20 до 40 процентов от суммы незаконной валютной операции. В силу разъяснений Пленумов ВС от 24 марта 2005 года № 5 и ВАС от 22 июня 2012 года № 37, после принятия закона, смягчающего административную ответственность за содеянное, не исполненное (полностью или в части) к моменту смягчения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит в части, превышающей установленный и действующий размер ответственности. Указанное обстоятельство является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению в соответствующей части.
21. Административное наказание юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям), за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП, назначается с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 названного Кодекса, а не положений части 1 данной статьи, поскольку санкция части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП не предусматривает административное наказание для индивидуальных предпринимателей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, за непредставление в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям по истечении 90 дней после окончания установленного срока в виде назначения штрафа в размере 20 000 рублей. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа признано не подлежащим исполнению в части административного штрафа, превышающего 4000 рублей.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консультации по валютному регулированию и валютному контролю, pvs.ru, 30.06.2024 г.
|