Разработка и поддержка сделок и договоров ВЭД в сфере ИТ
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 12.06.2023 Позиция ФНС по Указу № 529 в части неприменения требований по репатриации валюты и возможность опровержения подобных позиций исходя из судебной практики
Подпункт «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 установил, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юрлицами (ЮЛ) и ИП не применяются требования частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В простом изложении, это требования по репатриации валюты. Указом № 529 предусмотрено неприменение этих требований до внесения соответствующих изменений в закон № 173-ФЗ.
В отношении данных норм Указа № 529 о неприменении требований о репатриации валюты ФНС в письме от 30 ноября 2022 г. № ШЮ-4-17/16148@ сформулировала правовую позицию, состоящую в том, что эти нормы Указа № 529 являются временными мерами, не сопровождались изменениями в валютное законодательство и поэтому не имеют обратной силы. То есть, на постановления о назначении административных наказаний по репатриации валюты, вынесенные до 08.08.2022 г., эти нормы Указа № 529 не распространяются, и в таких случаях статья 1.7 КоАП об обратной силе законов, улучшающих положение правонарушителя, не применяется.
По сути, данная позиция ФНС отражает общий подход налоговых органов к применению указов Президента РФ и связанных с ними правовых актов, изданных в 2022 – 2023 гг. По аналогичным случаям регулирования сроков обязательной продажи валютной выручки в 2022 году МИФНС № 15 по Приморскому краю представила по двум делам в Пятом арбитражном апелляционном суде углубленное обоснование временного характера таких норм 2022 года и отсутствия их обратной силы:
«В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция, ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.2021 N 2355-О, считает невозможным в рассматриваемом случае применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, мотивируя тем, что отмене временных ограничений не может быть придано значение закона, отменяющего административную ответственность за административное нарушение. В этой связи настаивает на том, что установленные Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ Президента РФ N 79) меры, нарушение которых вменено обществу, являются специальными экономическими мерами и носят временный характер, в связи с чем внесенные в пункт 2 названного Указа изменения не отвечают признакам закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение и имеющего обратную силу».
Однако в отношении этого довода налоговой инспекции коллегия судей Пятого арбитражного апелляционного суда основывалась на не менее глубоко обоснованном контрдоводе:
«Устанавливая административную ответственность, законодатель может поразному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и от 16.07.2015 N 22-П; определения от 21.04.2005 N 122-О, от 19.11.2015 N 2557-О и др.). Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 N 2735-О). Следовательно, внесенные изменения в положения пункта 2 Указа Президента РФ N 79 отвечают признакам закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и имеющего обратную силу по смыслу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ».
В целом, хотя в этих случаях речь шла о другой (но смежной, аналогичной) сфере нового регулирования 2022 года в части сроков обязательной продажи валютной выручки и об Указе № 79, по своему содержанию данная правовая позиция суда апелляционной инстанции вполне подходит и к случаям установления неприменения требований по репатриации валюты Указом № 529. А именно, в том, что данные нормы Указа № 529 имеют обратную силу в отношении постановлений органов валютного контроля, вынесенных до 08.08.2022 г. В том числе с учетом тонких смысловых различий в отношении доводов налоговых органов о временном характере мер по указам Президента РФ 2022 – 2023 гг.
Данная судебная правовая позиция может быть использована в интересах валютных резидентов как в судебных разбирательствах, так и на стадиях 1) досудебного рассмотрения правонарушений в ИФНС и таможне и 2) исполнения ранее вынесенных постановлений и судебных решений о штрафах по репатриации валюты. Равно как и в других случаях послаблений валютно-правовых ограничений и запретов 2022 – 2023 гг. на основе указов Президента РФ и принятых в соответствии с ними правовых актов.
Правовое бюро «Проект-ВС», правовой консалтинг по репатриации валюты, консалтинг по сделкам и операциям с нерезидентами в 2022-2023 гг, pvs.ru, 12.06.2023 г.
23.07.2023 Прецедент ответственности директора компании за всю сумму штрафов по валютному законодательству (по репатриации валюты)
|