Четвертый этап амнистии капиталов 2022 - 2023 гг. Специальная декларация
↓ Общая информация и основные вопросы по амнистии капиталов 2022 - 2023 г.
↓ Четвертый этап амнистии капиталов физических лиц ↓ Условия освобождения от ответственности
↓ Кто может быть освобожден от ответственности ↓ Освобождение от какой ответственности
↓ Что такое специальная декларация ↓ Добровольность подачи ↓ Куда подавать ↓ В какой форме
↓ Нужно ли прилагать документы ↓ Однократность подачи ↓ Срок подачи ↓ Отказ в принятии
↓ Правовые решения по амнистии капиталов, счетам за рубежом, КИК, ВЭД
↓ Рассмотрение на детальном уровне ↓ По правовой аналитике ↓ По практике ситуаций 3-х этапов
↓ Специализированные решения ↓ Комплексные решения ↓ Углубленные решения по Испании
↓ Правовой консалтинг и услуги по амнистии капиталов
↓ Стоит ли подавать спецдекларацию ↓ Детальная проверка ↓ Планирование действий
↓ Подготовка сведений ↓ Заполнение декларации ↓ Образцы документов ↓ Подача декларации
↓ Особенности услуг по простым случаям и по осложненным ситуациям
↓ Простые случаи ↓ Осложненные ситуации ↓ Счета и активы в Испании
↓ Особенности услуг по конкретным видам (активов) декларирования
↓ Счета ↓ КИК ↓ Недвижимость средства ↓ Ценные бумаги, доли, паи ↓ ПФИ и наличность
▲ Общая информация и основные вопросы по амнистии капиталов 2022 - 2023 г. ▲
«Четвертый этап амнистии капиталов физических лиц 2022 - 2023 гг.» - это разговорное название условной возможности освобождения физических лиц от отдельных видов ответственности в связи с активами, банковскими счетами, наличностью в случае их декларирования в РФ в период с 14 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г. Конкретные виды этой ответственности, условия освобождения от нее и прочие особенности предусмотрены Федеральным законом от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции от 09.03.2022 г. Дополнительными законами были внесены соответствующие изменения в Налоговый и Уголовный кодексы РФ. Упоминания слова "амнистия" во всех этих законах нет. С другой стороны, установленные законом 140-ФЗ процедуры освобождения от ответственности близки к бытовым представлениям об амнистии как о прощении ранее совершенных нарушений. В предыдущих редакциях закона эти процедуры были установлены для отдельных периодов в 2015-2016 гг., в 2018-2019 гг. и в 2019-2022 гг. После изменения закона в начале марта 2022 г. эти процедуры были с некоторыми изменениями продлены на 2022 г. и на начало 2023 г. В настоящее время в целях закона 140-ФЗ этот новый период продления амнистии капиталов на 2022 - 2023 гг. именуется "четвертым этапом декларирования".
Таким образом, для правильного понимания следует ориентироваться не на "амнистию капиталов", а на "условную возможность освобождения от ответственности". То есть, такая возможность наступает не автоматически, а при соблюдении определенных условий.
▲ Условия освобождения физических лиц от ответственности ▲
В сводном виде условия для освобождения от ответственности в целях амнистии капиталов по закону 140-ФЗ заключаются в следующем:
- должна быть подана специальная декларация по закону 140-ФЗ
- в ходе четвертого этапа декларирования по амнистии капиталов, декларация должна быть подана в срок (период) с 14 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г.
- не должно быть возбуждено соответствующего уголовного дела
- не должно быть начато производство по делу о соответствующем административном правонарушении
- не должно быть начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении
- не должна быть начата соответствующая выездная налоговая проверка
- освобождение от ответственности предоставляется только в пределах задекларированного имущества, счетов (вкладов), операций
- освобождение от ответственности предоставляется только в пределах стоимости активов организаций на дату декларации (что предполагает необходимость документального подтверждения этой стоимости)
- гарантии по закону 140-ФЗ предоставляется по нарушениям, совершенным до 1 января 2022 года
- по валютным операциям на счетах за рубежом - до даты подачи декларации
- валютные операции с наличными денежными средствами, сведения о которых раскрыты в декларации, совершенные до даты представления декларации и с даты ее представления до истечения 30 дней, признаются совершенными без нарушения Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
- денежные средства в банках на счетах за рубежом должны быть переведены в банки РФ
- финансовые активы в банках и организациях финансового рынка за пределами РФ должны быть переведены на счета (вклады) в банках РФ или организациях финансового рынка РФ
- в отношении наличных денежных средств гарантии предоставляются при условии, что декларант в 30-дневный срок с даты представления декларации в налоговый орган внес указанные в декларации наличные денежные средства на счета (вклады) физического лица в банках РФ
- при освобождении от ответственности должны быть соблюдены обязательства РФ по международным договорам, в особенности по отмыванию преступных доходов
- по уголовным и возможно другим делам декларант фактически сам должен представить копию декларации для приобщения к делу в качестве доказательств
- преступления должны быть связаны с приобретением (формированием источников приобретения) соответствующего имущества, его использованием или распоряжением, или со средствами на счетах, или с наличными средствами
- административные правонарушения должны быть связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом, валютными операциями по счетам
▲ Кто может быть освобожден от ответственности ▲
По общему правилу закона 140-ФЗ "об амнистии капиталов", от ответственности освобождается "декларант и лица, информация о которых содержится в декларации".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 закона 140-ФЗ, под декларантом понимается "физическое лицо, представившее специальную декларацию (далее - декларация) в соответствии с настоящим Федеральным законом, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства". Таким образом, юридические лица (компании) и структуры без образования юридического лица декларантами по специальной декларации выступать не могут.
При этом декларантом в целях получения гарантий освобождения от ответственности может быть не любое изъявившее желание подать специальную декларацию физическое лицо, а только такое физическое лицо, которое соответствует положениям закона 140-ФЗ. В частности, исходя из положений закона 140-ФЗ и других норм законодательства РФ:
- в отношении декларирования имущества в качестве декларантов не могут выступать бывшие собственники и бывшие фактические владельцы имущества (по состоянию на дату декларации)
- в отношении КИК (международных компаний РФ) в качестве декларантов не могут выступать налоговые нерезиденты РФ
- в отношении счетов за рубежом в качестве декларантов не могут выступать (либо освобождение от ответственности для таких лиц является спорным или неактуальным):
- валютные резиденты РФ за рубежом, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней
- лица, распоряжающиеся счетом по доверенности, а также госслужащие и их супруги, которым запрещено иметь счета за рубежом
- иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие ВНЖ в РФ
Определенные сложности могут быть и в обосновании статуса декларанта, являющегося "бенефициарным владельцем" в отношении владельца счета.
В качестве освобождаемых от ответственности лиц, указанных в декларации, в законе 140-ФЗ упоминаются "лица организации, осуществлявшие согласно ее распорядительным документам организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции". Фактически эти лица должны быть соучастниками нарушений, по которым предоставляется освобождение от ответственности.
▲ От какой ответственности возможно освобождение ▲
В отношении уголовной ответственности, по закону 140-ФЗ об амнистии капиталов декларант и лица, информация о которых указана в декларации, освобождаются от следующих видов уголовной ответственности за деяния, содержащие признаки преступления, совершенные до 1 января 2022 года:
- за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в инвалюте или российских рублях
- за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
- за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, взимаемых с физического лица или организации:
- путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов
- путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений
- за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента
- за сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП для взыскания налогов, сборов, страховых взносов
В отношении административной ответственности, сводный перечень видов правонарушений (при условии их совершения до 1 января 2022 года, а также с учетом некоторых других оговорок), по которым законом 140-ФЗ об амнистии капиталов предусматривается возможность освобождения от ответственности, можно изложить следующим образом:
- ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или ЮЛ
- ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)
- ведение предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций
- нарушение платежными агентами обязанностей по сдаче денежных средств
- неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
- ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе
- непредставление в налоговые, таможенные органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
- грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
- осуществление незаконных валютных операций
- нарушение срока представления уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета в банке за рубежом и (или) его представление по не установленной форме
- непредставление уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета в банке за рубежом
- невыполнение обязанности по репатриации валюты
- невыполнение обязанности по обеспечению получения на свои счета в банках РФ по внешнеторговым контрактам валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ
- несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам за рубежом
- несоблюдение порядка представления подтверждающих банковских документов
- нарушение сроков хранения документов и информации по валютным операциям
- неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств по внешнеторговому контракту
- нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам за рубежом
- повторное нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) за рубежом
- нарушения при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации
Кроме того, в случае незадекларированных счетов за рубежом при их декларировании декларант обязан представить соответствующие уведомления о них. Тогда эти уведомления не считается представленным с нарушением установленного срока.
В отношении налоговой ответственности, в соответствии с законом № 140-ФЗ декларант и лица, информация о которых содержится в декларации, освобождаются от следующих видов налоговых правонарушений, совершенных до 1 января 2022 года:
- налоговые правонарушения, связанные с приобретением, использованием или распоряжением имуществом
- налоговые правонарушения, связанные с КИК
- налоговые правонарушения, связанные "с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады)".
Кроме того, в соответствии со статьей 25.14 Налогового кодекса в редакции закона от 19.02.2018 г. № 34-ФЗ о внесении изменений в НК в связи с "амнистией капиталов", в случае представления вместе со специальной декларации уведомления об участии в КИК и (или) уведомления о КИК, они не считаются представленными с нарушениями срока. То есть, данная возможность позволяет избежать штрафов за просрочку этих уведомлений в размерах, соответственно, 50 тыс. руб. и 100 / 500 тыс. руб.
▲ Что такое специальная декларация (спецдекларация) по амнистии капиталов ▲
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции от 09.03.2022 г. о четвертом этапе декларирования по амнистии капиталов:
"1) декларант - физическое лицо, представившее специальную декларацию (далее - декларация) в соответствии с настоящим Федеральным законом, …".
Таким образом, под специальной декларацией или сокращенно спецдекларацией по 4-ому этапу амнистии капиталов в 2022-2023 гг. следует понимать "декларацию, представленную в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Именно такое официальное наименование декларации используется в правовых актах в связи с "амнистией капиталов" - Налоговом кодексе, Уголовном кодексе, КоАП РФ и др.
В самом законе 140-ФЗ приведены форма этой специальной декларации (Приложение 1) и порядок ее заполнения (Приложение 2).
▲ Добровольность (необязательность) подачи декларации ▲
Добровольность (необязательность) декларирования активов и счетов следует уже из самого названия Федерального закона от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции от 09.03.2022 г. о четвертом этапе декларирования по амнистии капиталов. В законе говорится только о праве подать декларацию. Какая-либо обязанность представлять специальную декларацию данным законом и прочими правовыми актами РФ не установлена.
▲ Куда подавать специальную декларацию ▲
Согласно части 9 статьи 3 закона 140-ФЗ:
"9. Декларация представляется в любой налоговый орган либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, по выбору декларанта".
Таким образом, возможность подачи специальной декларации в МФЦ или какие-либо иные органы не предусмотрена. В практических целях можно выделить три варианта налоговых органов, в которые может быть представлена декларация:
- центральный аппарат ФНС
- налоговая инспекция по месту налогового учета декларанта
- прочие налоговые инспекции
▲ В какой форме подается специальная декларация ▲
Согласно частям 2 - 4 статьи 3 закона 140-ФЗ:
"2. Декларация представляется в налоговый орган декларантом лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.
3. Форма декларации устанавливается приложением 1 к настоящему Федеральному закону. Порядок заполнения декларации устанавливается приложением 2 к настоящему Федеральному закону. …
4. Декларация представляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом".
Таким образом, представление специальной декларации предусмотрено только в бумажной форме лично или через представителя по нотариальной доверенности. Другие варианты подачи декларации - в электронной форме, по почте, представителем по незаверенной нотариусом доверенности - не допускаются.
Как правило, представлять декларацию декларанту практичнее самостоятельно по причинам необходимости затрат личного времени на оформление нотариального доверенности представителю, лишних рисков нарушения конфиденциальности при передаче пакета документов представителю-курьеру, иногда возникающей необходимости, чтобы при подаче документов декларант (не представитель) дополнительно расписался и (или) сообщил / указал дополнительные сведения.
▲ Нужно ли прилагать к декларации документы ▲
Общее правило об обязательно прилагаемых к декларации документах. Данное правило установлено частью 5 статьи 3 закона 140-ФЗ применительно к первому и второму этапов декларирования:
"5. К декларации, представляемой в ходе первого и (или) второго этапов декларирования, прилагаются следующие документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации:
1) нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае, если декларант указывает в декларации сведения об имуществе, фактическим владельцем которого он является);
2) иные документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации по желанию декларанта, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;
3) опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, составленная в произвольной форме в двух экземплярах и содержащая краткое описание признаков и реквизиты указанных документов, позволяющие их идентифицировать".
Хотя эти положения закона 140-ФЗ установлены применительно к первому и второму этапам декларирования, ссылки на них есть и в нормах о прилагаемых к спецдекларации документах по четвертому этапу декларирования согласно частям 5.2 и 5.3 статьи 3 закона 140-ФЗ:
5.2. В случае, если декларация, представляемая в ходе четвертого этапа декларирования, содержит сведения, указанные в пункте 1 или 2 части 1.2 настоящей статьи, к декларации помимо документов и сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, прилагаются также следующие документы:
1) отчет о движении средств по счету (вкладу) в банке или организации финансового рынка за пределами территории Российской Федерации, предусмотренный частью 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", за период с 1 января 2022 года по дату в пределах 15 календарных дней до даты представления декларации или по дату закрытия счета (вклада);
2) выписки по операциям на счетах (вкладах), подтверждающие зачисление денежных средств или финансовых активов на счета (вклады) декларанта в кредитных организациях Российской Федерации или организациях финансового рынка Российской Федерации, выданные и заверенные такими кредитными организациями или организациями финансового рынка.
5.3. В случае, если декларация, представляемая в ходе четвертого этапа декларирования, содержит сведения, указанные в пункте 4 части 1.2 настоящей статьи, к декларации помимо документов и сведений, указанных в части 5 настоящей статьи, прилагаются документы, подтверждающие перерегистрацию транспортных средств.
Таким образом, по общему правилу в формально обязательном порядке к декларации должна прилагаться опись документов и сведений, в случае их приложения к декларации. Иные документы и сведения прилагаются по желанию декларанта, за исключением специальных случаев декларирования номинального владения имуществом, переводов денежных средств и финансовых активов, транспортных средств.
Согласно части 7 статьи 3 закона 140-ФЗ, документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации, должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
Особые случаи при декларировании ранее не заявленных счетов за рубежом. В случае указания в декларации счетов за рубежом, открытых до 1 января 2022 года и незадекларированных в налоговых органах РФ (включая счета (вклады), закрытые на дату представления декларации), декларант в силу части 1 статьи 7 закона 140-ФЗ обязан подать вместе с декларацией соответствующие уведомления об этих счетах (открытии, изменении реквизитов или закрытии). Однако в законе 140-ФЗ не говорится, что эти уведомления считаются "документами, прилагаемыми к декларации". Поэтому непредставление этих уведомлений не должно повлечь отказа в принятии декларации. Тем не менее, вместе с декларацией их представить целесообразно для избежания штрафов за просрочку декларирования счетов.
Необходимость приложения иных документов, сведений. В целях получения гарантий освобождения от ответственности, в ряде случаев иные (дополнительные) документы и сведения прилагать к декларации необходимо. Эта необходимость возникает для избежания штрафов за просрочку подачи уведомлений об участии в КИК и уведомлений о КИК, для подтверждения источников (механизмов) формирования имущества, должностей иных лиц, указанных в декларации, для идентификации операций по использованию или распоряжению имуществом, с которыми связаны "амнистируемые" нарушения.
▲ Однократность представления декларации ▲
Однократная подача декларации в ходе каждого этапа декларирования. Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона 140-ФЗ в редакции от 09.03.2022 г.:
"8. Декларация может быть представлена каждым декларантом однократно в ходе каждого этапа декларирования. Если иное не предусмотрено настоящей частью, повторное представление декларации в ходе каждого этапа декларирования не допускается. Представление уточненной декларации не допускается. Представление декларации в ходе первого, и (или) второго, и (или) третьего этапов декларирования не препятствует представлению декларации в ходе четвертого этапа декларирования. При этом в случае представления декларации в ходе первого, и (или) второго, и (или) третьего этапов декларирования представление декларации в ходе четвертого этапа декларирования вне зависимости от ее содержания не является представлением уточненной декларации. В случае получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации повторное представление декларации допускается в пределах срока, установленного статьей 5 настоящего Федерального закона".
Последствия подачи повторной или уточненной декларации установлены частью 15 статьи 3 Федерального закона 140-ФЗ:
"15. При этом в случае обнаружения в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном по контролю и надзору в области налогов и сборов, более одной декларации, представленной одним декларантом в ходе одного и того же этапа декларирования, проверка достоверности сведений, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, проводится в отношении декларации, которая была представлена таким декларантом первой".
▲ Срок (период) подачи специальной декларации ▲
Согласно статье 5 закона 140-ФЗ (в редакции от 09.03.2022 г. об условиях четвертого этапа декларирования по амнистии капиталов) в 2022 - 2023 гг. декларация может быть представлена с 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года.
Согласно части 8 статьи 3 закона 140-ФЗ:
"8. … В случае получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации повторное представление декларации допускается в пределах срока, установленного статьей 5 настоящего Федерального закона".
▲ Отказ в принятии специальной декларации ▲
Условия для принятия декларации. В соответствии с частью 10 статьи 3 закона 140-ФЗ налоговый орган не вправе отказать декларанту в принятии декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, при одновременном соблюдении всех следующих условий:
"1) декларантом соблюдены требования к форме и порядку представления декларации, установленные настоящим Федеральным законом;
2) опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, соответствует фактическому наличию и реквизитам документов, прилагаемых к декларации;
3) лицом, подающим декларацию, представлен документ, удостоверяющий его личность, а в случае представления декларации через уполномоченного представителя также документы, подтверждающие в установленном порядке полномочия уполномоченного представителя декларанта;
4) каждый лист декларации подписан декларантом;
5) утратил силу. - Федеральный закон от 19.02.2018 г. № 33-ФЗ".
Основания для отказа в принятии декларации. Несоблюдение приведенных выше условий влечет отказ в принятии декларации в соответствии с частью 12 статьи 3 закона 140-ФЗ:
"12. При несоблюдении хотя бы одного из условий, указанных в части 10 настоящей статьи, принимающее декларацию должностное лицо налогового органа либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, выдает письменный отказ в приеме декларации с указанием причины отказа".
Несоблюдение требований к форме и порядку представления декларации. Среди вышеуказанных условий, несоблюдение которых влечет отказ в принятии декларации, повышенного внимания требует соблюдение требований к форме и порядку представления декларации. Исходя из положений закона 140-ФЗ, несоблюдением таких требований будут являться:
- представление декларации не по форме согласно Приложению 1 к закону 140-ФЗ
- несоблюдение порядка заполнения декларации согласно Приложению 2 к закону 140-ФЗ
- представление декларации не в двух экземплярах
- прилагаемые к декларации документы не оформлены на русском языке или не имеют нотариально удостоверенный перевод на русский язык
- нарушение срока (периода) представления декларации
В плане соблюдения порядка представления декларации отдельно еще можно отметить обязанность декларанта по части 1 статьи 7 закона 140-ФЗ. Она касается случаев декларирования счетов за рубежом, открытых до 1 января 2022 года и незадекларированных в налоговых органах РФ (включая счета (вклады), закрытые на дату представления декларации). В таких случаях декларант обязан подать вместе с декларацией соответствующие уведомления об этих счетах (открытии, изменении реквизитов, закрытии). Однако по практике декларирования таких счетов в рамках 1-го, 2-го и 3-его этапов амнистии капиталов в 2015 - 2020 гг. непредставление вместе со специальной декларацией уведомлений о таких счетах не влекло отказа в принятии декларации.
▲ Правовые решения по амнистии капиталов, счетам за рубежом, КИК, ВЭД ▲
Ключевые элементы услуг и правовых решений. Предлагаемые услуги включают правовой консалтинг и подготовку специальной декларации и документов по амнистии капиталов и по сопутствующим правовым вопросам по ВЭД и вопросам в РФ. Услуги специализированы на определении правовых последствий и использовании возможностей по конкретным ситуациям на основе их детального рассмотрения по правовой аналитике и по практике ситуаций в связи с "амнистией капиталов" по всем ее этапам с 2015 г. В случае принятия решения о декларировании подавать подготовленные пакеты документов в налоговые органы обычно практичнее вам лично, если только речь не идет об осложненной ситуации.
Единая практика по всем элементам услуг. В соответствии с общей концепцией личностных партнерских услуг все эти ключевые элементы услуг по амнистии капиталов не рассредоточены по практикам разных специалистов, а сведены в единую практику автора настоящей страницы и сайта.
▲ Рассмотрение правовых вопросов на детальном уровне ▲
Детальный и многосторонний подход к рассмотрению и решению вопросов. - Данный аналитический подход выражается в виде рассмотрения ситуаций на уровне первичных по правовым последствиям и понятных для объяснений смысловых элементов по амнистии капиталов и сопутствующим правовым сферам в РФ. Эти элементы и их взаимосвязи рассматриваются с разных сторон и под разными углами в целях выявления и использования относящихся к конкретной ситуации прямых и неявных правовых закономерностей и соотношений правовых норм и правовых нюансов, важных толкований правовых норм в судебной практике, характерных особенностей правоприменительной практики налоговых органов и практики иностранных и российских банков, а также юридически значимых обстоятельств, неявных логических цепочек, неявных возможностей и прочих особенностей по конкретным ситуациям. На этой основе в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации могут быть предложены специализированные и комплексные правовые решения по амнистии капиталов.
Под специализированными правовыми решениями понимаются решения на детальном юридическом уровне в рамках собственно амнистии капиталов и специальной декларации - соотношение норм закона 140-ФЗ и связанных с ним других законов и правовых актов с обстоятельствами и особенностями конкретной ситуации, условия освобождения от ответственности, кто может быть освобожден от ответственности, подпадающие под "амнистию" правонарушения по ситуации, пределы гарантий освобождения от ответственности и прочие гарантии по амнистии капиталов, разница правовых последствий по амнистии капиталов в отношении счетов за рубежом, открытым до и после 01.01.2022 г., подпадает ли под "амнистию капиталов" непредставление отчетов о движении средств по счетам за предыдущие годы, в каких случаях необходимо указывать в спецдекларации способы и механизмы формирования источников приобретения имущестства, есть ли возможности подведения под "амнистию капиталов" активов, прямо не указанных в законе 140-ФЗ, порядок заполнения специальной декларации, правильное указание сведений, перевод иностранных сведений на русский язык, прилагаемые к декларации документы, оформление пакета документов, в какой налоговый орган подавать декларацию и т. д.
Под комплексными правовыми решениями понимаются решения на детальном юридическом уровне по ситуациям в целом одновременно по собственно амнистии капиталов и по сопутствующим отраслям права РФ и международного права и сферам деятельности - валютному регулированию, счетам резидентов РФ за рубежом, автоматическому обмену информацией о счетах, налогам в РФ на доходы за рубежом, компаниям КИК, квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг РФ, внешнеэкономической деятельности (ВЭД), международным контрактам и документам, законодательству РФ против отмывания доходов и сомнительным операциям в банках и др.
С учетом этих факторов определяется подготовительные или предварительно необходимые действия для использования амнистии капиталов в виде проведения нужных валютных операций, сделок и (или) других действий, планируются целесообразные изменения всей деятельности декларанта в связи с подачей специальной декларации, определяются нужные документы для применения налоговых льгот в РФ по ситуации декларанта, принимаются решения по сопутствующим обязанностям декларанта об отчетах по счетам, налоговой декларации 3-НДФЛ, представлению документов в ИФНС и др., принимаются меры для разумного сохранения конфиденциальности, выбирается оптимальная дата для подачи специальной декларации и т. д.
▲ Решения на основе правовой аналитики по амнистии капиталов ▲
Правовая аналитика по нормам закона 140-ФЗ и права РФ. В рамках услуг правовая аналитика представляет собой теоретические выводы, ответы, логические цепочки по общим и конкретным правовым условиям, гарантиям, правовым последствиям амнистии капиталов исходя из того, какими они должны быть согласно нормам Федерального закона 140-ФЗ, валютного, налогового и других отраслей законодательства и права РФ, включая международные соглашения РФ по избежанию двойного налогообложения, автоматическом обмене информацией о финансовых счетах по налоговым делам. В этих целях проводится правовая идентификация ключевых смысловых элементов амнистии капиталов, системное толкование, сопоставление правовых норм из разных частей законов, правовой анализ исчерпывающих перечней правовых возможностей, правовых пробелов, неясностей, детализация правовых последствий и возможных правовых решений по видам активов и ситуаций декларантов.
Правовая аналитика по общим вопросам амнистии капиталов. Результаты общей правовой аналитики частично представлены в разделах о понятии амнистии капиталов, условиях освобождения от ответственности, необходимом правовом статусе декларантов в целях гарантий освобождения от ответственности, конкретных видах "амнистируемой" ответственности, а также в целом на настоящей странице в качестве обобщения и детализации элементов предлагаемых услуг.
Правовая аналитика по конкретным видам декларируемых активов. В особенности, но не в ограничительном смысле, результаты правовых исследований и аналитики по конкретным вопросам амнистии капиталов отражены в качестве рассматриваемых вопросов и обстоятельств по ситуациям декларантов в разделах по декларированию счетов, КИК, ценных бумаг, недвижимости. Другими конкретными направлениями правового анализа являются отдельные "сквозные" правовые вопросы, возникающие при декларировании разных видов активов, в частности, по "номинальным владельцам", по гарантиям "на дату декларации" и др.
▲ Решения по практике разрешения ситуаций по амнистии капиталов ▲
По практике разработок и подготовки спецдеклараций. С одной стороны, уже проведенные обсуждения и проработки конкретных ситуаций по амнистии капиталов в ходе ее первых трех этапов в 2015-2016 гг., в 2018-2019 гг. и в 2019-2020 гг. позволяют с учетом особенностей четвертого этапа 2022-2023 гг. выделить и использовать по новым случаям практические критерии и обстоятельства, явно свидетельствующие о целесообразности подачи специальной декларации, указания и правильной идентификации и описания в ней конкретных активов и операций. С другой стороны, отсутствие таких критериев и обстоятельств определенно указывает на высокую вероятность ненужности амнистии в таком случае и целесообразность сохранения конфиденциальности.
Кроме того, такая практика является базой для решения множества технических проблем в связи с подготовкой специальной декларации и документов - как правильно заполнять те или иные листы, графы декларации, переводить нужные названия и адреса, оформлять опись прилагаемых документов, какие есть особенности использования ПО ФНС, выгрузки и распечатки файлов и т. д.
По обычной практике налоговых органов. С этой точки зрения, при оценке обстоятельств конкретной ситуации по амнистии капиталов во внимание принимаются характерные особенности подходов налоговых органов к налоговым проверкам документов, налоговых деклараций, уведомлений и отчетов о движении средств по зарубежным счетам физических лиц. Эти особенности могут повлиять на общее решение об использовании или неиспользовании амнистии капиталов, а также на решения о декларировании или недекларировании конкретных счетов и активов.
По судебной практике по смежным ситуациям. Судебная практика непосредственно по делам в связи с "амнистией капиталов" незначительна. Поэтому в целях прогнозирования, судебных перспектив по конкретной ситуации и учета при декларировании счетов и активов, судебных аспектов амнистии капиталов могут рассматриваться судебные прецеденты по схожим категориям дел. В особенности, это судебные решения по делам о незаконных валютных операциях, по репатриации валюты, валютной отчетности, контролируемым иностранным компаниям, налоговым и таможенным правонарушениям по статьям, подпадающим под "амнистию капиталов", а также судебные дела в связи с амнистиями в юридичеком смысле. Как правило, такой правовой анализ целесообразен для конкретных ситуаций в целях уточнения, детализации тех или иных сведений, которые целесообразно указать в специальной декларации для снятия или минимизации рисков конкретных видов ответственности.
▲ Правовой консалтинг и услуги по амнистии капиталов ▲
Консультация и экспертиза по амнистии капиталов и сопутствующим вопросам. - По праву РФ и международному праву в целях правовых возможностей по "амнистии", определения применимых к конкретной ситуации правовых норм, специализированных и комплексных правовых решений.
Консультации могут предоставляться по правовым вопросам без привязки к конкретным ситуациям. Для консультирования по конкретным ситуациям, как правило, требуется предварительная правовая экспертиза обстоятельств по ситуации.
По возможности, наглядная демонстрация правовых решений по различным правовым материалам. Понятные логические цепочки выводов по ситуации. Необходимая детализация объяснений. Возможен формат устной проработки вопросов по конкретной ситуации за дополнительную стоимость в режиме нескольких встреч.
Особенности устной консультации по телефону / WhatsApp / Telegram / Viber / Скайп:
- Точное время обсуждения согласовывается по московскому времени с учетом разницы в часовых поясах между Москвой и вашим городом, страной. В случае большой разницы по часам или при организации конференций с участниками в разных странах предпочтительнее дневные и вечерние часы по московскому времени. По возможности, также и в утренние часы, а также в выходные дни
- В случае технических проблем со связью (Интернетом) обсуждение проводится без видео сигнала
- Срочные и наиболее оперативные консультации - как правило, по телефону или по WhatsApp
Тезисное письменное изложение содержания консультации по итогам обсуждения как первичного мнения по вопросам и ситуации возможно в рамках продолжения устной консультации или в качестве дополнительной правовой услуги.
Стоит ли подавать спецдекларацию в конкретном случае. Данный вопрос естественно возникает во многих случаях. В частности, он обострился в связи с прецедентом использования специальной декларации как доказательства в уголовном деле, на которое амнистия капиталов не распространяется (статья в "Ведомостях" от 23.09.2019 г. "ФСБ использовала амнистию капитала против бизнеса"). Данный вопрос решается в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации. В ряде случаев по признакам правонарушений, подпадающих под освобождение от ответственности, и вероятным рискам их выявления контролирующими органами, можно однозначно рекомендовать подавать спецдекларацию. В других ситуациях обстоятельства ситуации, наоборот, могут диктовать целесообразность не использовать текущий этап амнистии капиталов. В некоторых случаях, "амнистия капиталов" может быть использована частично (не по всем активам), или может потребоваться детальная проверка возможностей и правовых последствий подачи спецдекларации, а весьма часто - и планирование действий в целях оптимального использования "амнистии" в конкретной ситуации. Также бывают пограничные случаи, когда юридически возможны разные варианты, но решение об использовании или неиспользовании амнистии капиталов в основном зависит от убеждений, психологических установок потенциального декларанта. На решение данного вопроса также могут накладываться семейные обстоятельства, отношения с контрагентами, общая планируемая деятельность, необходимость разовых крупных операций, требования иностранных банков и др.
Справедливости ради, следует отметить, что в силу особенностей третьего этапа амнистии капиталов упомянутый нашумевший прецедент по публикации в "Ведомостях" на сегодняшний день уже мало актуален, хотя его и следует принимать во внимание. В судебной практике по амнистии капиталов данный случай не единственный, но все же, как представляется, основное значение для подачи специальной декларации имеет не судебная практика, а досудебные правовые последствия и практические особенности этого шага.
Детальная проверка возможностей и последствий в конкретном случае. В зависимости от сложности ситуации, может проводиться детальная проверка возможностей и правовых последствий по амнистии капиталов. Проверка продится по представленным сведениям и (или) документам для подтверждения, обоснования получаемых гарантий освобождения от ответственности и соответствующих правовых решений по декларированию нужных сведений. В ходе проверки выполняется детальный анализ соотношения обстоятельств ситуации с нормами Федерального закона от № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и связанных с ним законов, с конкретными статьями УК, КоАП, Налогового кодекса РФ, валютного законодательства, особенностями правоприменительной практики, судебной практики по смежным ситуациям по статьям, подпадающим под "амнистию капиталов" применительно к конкретному случаю. Предоставляется подробная оценка соблюдения условий освобождения от ответственности, подпадающих под освобождение видов нарушений, сделок, операций, участников (лиц), возможных пределов (объема) освобождения, сроков давности, рисков выявления нарушений и прочих существенных моментов по ситуации.
Возможно устное или письменное тезисное изложение логических цепочек подтверждения / обоснования применения амнистии капиталов к конкретной ситуации.
Планирование, стратегия действий по использованию "амнистии" в конкретной ситуации. - Может заключаться в решении предварительно соблюсти нужные критерии статуса декларанта (стать валютным резидентом в основном проживающим в РФ, налоговым резидентом РФ и др.), в выборе наиболее подходящего момента для подачи специальной декларации, в решении декларировать еще открытые счета за рубежом или вначале закрыть их, провести проблемные валютные операции до даты декларации, запросить дополнительные документы из иностранного банка, предварительно объединить или упростить структуру владения ценными бумагами при их многочисленности, изменить состав контролирующих лиц и директоров КИК; предварительно перестроить деятельность для ее полного соответствия законодательству РФ; подождать вступления в силу новых законов РФ, более благоприятных для анализируемой ситуации. В числе других вопросов могут быть решения по указанию в декларации помимо декларанта иных лиц для возможности освобождения их от ответственности, отражению или неотражению в декларации конкретных операций как механизма формирования активов, тезисному изложению нужных описаний для указания в декларации, отбору прилагаемых к декларации документов, выборе налогового органа для представления декларации и других действий в целях специализированых и (или) комплексных правовых решений по амнистии капиталов.
Определять и разрабатывать юридическую стратегию действий возможно в ходе обсуждений на встречах, в формате промежуточных проработок между встречами или в рамках общего заказа на проработку ситуации.
Подготовка сведений, описаний для отражения в декларации. Составление конкретных текстов-описаний для их указания в специальной декларации в соответствии с юридической стратегией действий по ситуации. В целях конкретных норм закона № 140-ФЗ описания могут потребоваться для указания "бенефициарного владельца" счета, сведений о лицах, указываемых в декларации помимо декларанта, механизмов формирования "амнистируемых" активов и операций, стоимости активов КИК на дату представления декларации, пояснений к сделкам и операциям для обоснования их подпадания под "амнистию капиталов" (не являются отмываемыми преступными доходами) и др.
Данная составляющая правовых услуг предоставляется в рамках поэтапной проработки ситуации или одного общего заказа на проработку ситуации в целом.
Заполнение специальной декларации, комплекта документов и сведений к ней. Специальная декларация по амнистии капиталов заполняется в программном обеспечении ФНС "Налогоплательщик ЮЛ". Подготовленная декларация выгружается в файле Excel для сохранения электронной версии декларации, или сразу печатается из программы. Прилагаемые к декларации (при необходимости) уведомления о счетах за рубежом, уведомления об участии в КИК, уведомления о (прибыли) КИК, а также декларация 3-НДФЛ могут быть выгружены в нередактируемом формате tiff для распечатки и в формате xml для сохранения в электронном виде для возможности обратной загрузки и редактирования в ПО ФНС. Отчеты о движении средств по счетам за рубежом заполняются в формате Excel.
Подготовка документов по конкретной ситуации в качестве образцов. В целях повышения защиты конфиденциальности, подготовка специальной декларации, сведений, пояснений, прилагаемых к декларации уведомлений о счетах, уведомлений по КИК, описи, а также отчетов о движении средств по счетам, декларации 3-НДФЛ может осуществляться в качестве образцов этих документов под конкретную ситуацию без раскрытия идентификационных сведений по вашей ситуации. Вместо этих сведений в образцах документов под ситуацию могут использоваться условные ФИО и данные декларанта, схожие названия, адреса, номера счетов и т. п., но с правильными кодами стран, кодами видов документов, количеством страниц, нужными формулировками в описаниях и т. д. С соответствующими пояснениями и комментариями для последующей самостоятельной подготовки и распечатки вами итоговых документов в ПО ФНС "Налогоплательщик ЮЛ" на своем компьютере или по бланкам документов.
В этих же конфиденциальных целях на встречах в офисе может проводиться проверка самостоятельно подготовленных вами документов на предмет возможных ошибок, неточностей, нежелательных отклонений от обычной практики. При этом все документы остаются у вас, копии с них не снимаются, сведения и данные в компьютеры правового бюро не вносятся.
Подача спецдекларации в центральный аппарат ФНС. Услуга подачи специальной декларации и документов к ней в ФНС может быть предоставлена в ситуациях, когда декларанту по тем или иным причинам затруднительно сдать декларацию самостоятельно. В случае необходимости данной услуги предварительно оформляется нотариальная доверенность на представителя декларанта. Текст доверенности и время приема необходимо заблаговременно согласовать с нотариусом, в том числе заранее иметь для этого указываемые в доверенности сведения о декларанте. Фактор подачи спецдекларации представителем необходимо учитывать при подготовке документов по амнистии капиталов. В целях конфиденциальности, курьеры в качестве представителей не используются. Экземпляр приятной ФНС спецдекларации с отметками о принятии затем передается лично декларанту. Сроки и стоимость данной услуги зависят от текущих рабочих графиков декларанта и представителя.
▲ Услуги по простым случаям использования амнистии капиталов ▲
В целях предлагаемых правовых услуг к таким простым случаям можно отнести декларирование зарубежных счетов в европейских странах, декларирование недвижимости в Испании, подготовку сопутствующих уведомлений об открытии, изменении реквизитов, закрытии счетов, отчетов о движении денежных средств на счетах.
В подобных ситуациях основная проблематика обычно сводится к проверке правильных необходимых сведений о декларируемых активах по иностранным документам, уточнению наименований иностранных банков в случае их слияний с другими банками в период, когда в них были открыты декларируемые счета, правильному переводу сведений на русский язык, надлежащему составлению и оформлению декларации и документов к ней.
Все эти вопросы обычно можно решить в ходе проверки иностранных документов и подготовки декларации и документов к ней в дистанционном формате правовых услуг. В том числе в выходные дни. В случае необходимости выяснения или уточнения клиентом недостающих сведений услуги могут быть оказаны в формате нескольких итераций обсуждений. Либо все необходимые сведения могут быть предварительно предоставлены клиентом, а возможные вопросы, если они возникнут, будут решены на встрече.
▲ Услуги по осложненным ситуациям по амнистии капиталов ▲
Сложные или особенные, осложненные ситуации в целях амнистии капиталов могут возникать по специфическим правам и активам, по крупным суммам и соответственно крупным рискам, по случаям неясных или недостаточных документов, при неопределенном правовом статусе актива или правовом статусе декларанта в целях гарантий освобождения от ответственности, нежелательности включения в спецдекларацию какого-либо актива, связанного с декларируемыми активами, необходимости подведения под "амнистию капиталов" цепочки операций и сделок, в случаях нехватки времени у декларанта или его кратких пребываниях в Москве только проездами и т. п. Такие ситуации имеют собственные закономерности разрешения, отличающиеся повышенной значимостью различных деталей и обстоятельств. Вариантами решения таких проблем могут быть следующие услуги:
- Поэтапное устное рассмотрение и обсуждение вопросов на нескольких встречах, с проверками и разработками между встречами, тезисным изложением основных выводов
- Детальная проверка возможностей и правовых последствий амнистии капиталов по ситуации
- Правовые оценки и правые заключения по выделенным для письменного анализа отдельным вопросам ситуации
- Письменный детальный правовой анализ, консультация, рекомендации, комментарии по ситуации в целом
- Планирование, юридическая стратегия действий по использованию амнистии капиталов по ситуации
- Подготовка сведений, описаний для их указания в декларации, принятие решения о (не)приложении документов к декларации
- Подготовка документов-образцов в целях сохранения конфиденциальности
- В случае активов в Испании, проверка, идентификация и уточнение специфических прав, документов в Испании по испанскому законодательству в целях амнистии капиталов в РФ
- В особых случаях авиа транзитов через Москву, выезд к клиентам в аэропорты Москвы для подписания документов или решения других вопросов по амнистии капиталов
- В особых случаях, подача спецдекларации в центральный аппарат ФНС по нотариальной доверенности
- Сопутствующие правовые услуги по подготовке декларации 3-НДФЛ в связи с "амнистией капиталов" и прилагаемых к ней документов, пояснений
▲ Декларирование по амнистии капиталов счетов и активов в Испании ▲
Услуги правового консалтинга по амнистии капиталов, по подготовке специальной декларации и документов по испанским счетам и активам и по сопутствующим правовым, налоговым вопросам оказываются в целом так же, как и по другим случаям декларирования счетов, КИК, ценных бумаг, недвижимости, но со следующими особенностями и дополнительными возможностями.
Правовые услуги по практике ситуаций с испанскими документами. На основе обширной практики работы со справками о счетах из испанских банков, с выписками и справками из Реестра собственности Испании (исп. nota simple informativa или certificación), уставными документами испанских компаний (исп. estatutos sociales), испанскими договорами купли-продажи недвижимости (исп. escritura), ипотечными договорами, договорами аренды, займа, контрактами ВЭД с испанскими партнерами, инвойсами / счетами (исп. factura) и прочими обычными испанскими документами по испано-российским ситуациям и проектам услуги правового анализа и консультации в целях амнистии капиталов могут быть оказаны по оригиналам или копиям таких испанских документов.
Отсутствие необходимости переводов с испанского / английского языков. Аналогично правовым услугам, в случае декларирования по амнистии капиталов счетов, недвижимости, КИК и других активов в Испании для заполнения специальной декларации достаточно оригиналов или копий документов на испанском языке (по прочим и не-испаноязычным странам - на английском языке). Необходимые переводы названий, адресов, сведений на русский язык и составление формулировок пояснений или описаний для спецдекларации могут быть выполнены непосредственно на встрече либо между встречами в случае поэтапной проработки ситуации.
Правовой и налоговый консалтинг по Испании. В случае необходимости правильной идентификации или уточнения содержания каких-либо специфических испанских прав и (или) документов на счета и активы в Испании в целях их декларирования по амнистии капиталов и (или) в налоговых целях в РФ возможна проверка содержания этих прав, документов и прочих правовых вопросов по испанскому законодательству, правовым актам и юридическим публикациям в Испании. Подробнее на странице Аналитические правовые услуги по Испании.
▲ Декларирование счетов за рубежом по амнистии капиталов ▲
Услуги по спецдекларации и документам при декларировании счетов предлагаются для рассмотрения и решения вопросов по конкретным ситуациям на детальном юридическом уровне для определения оптимальных правовых решений. В том числе технических вопросов правильного заполнения декларации и подготовки документов, так как они могут повлечь существенные правовые последствия.
Ситуации с декларированием счетов (вкладов) в банках с бенефициарными владельцами*, брокерских счетов требуют отдельного обсуждения и рассмотрения. Ниже указаны услуги по обычным финансовым счетам в иностранных банках.
Вопросы и обстоятельства по ситуациям по счетам
- Соблюдены ли условия по закону 140-ФЗ для декларирования счетов; предоставляемые по закону 140-ФЗ гарантии освобождения от ответственности и прочие гарантии в отношении счетов; в какой налоговый орган подавать специальную декларацию
- Последствия по амнистии для счетов за рубежом, открытых до и после 1 января 2018 г.; был ли ранее зарегистрирован декларируемый по амнистии счет в ИФНС; планируется ли закрывать счет до или после подачи специальной декларации
- Является ли декларируемый счет личным или совместным счетом, а также мультивалютным или в одной валюте; менялись ли реквизиты по счету после его открытия в целях уведомления об изменении реквизитов счета
- Раскрывать ли в декларации источники денежных средств**, зачисленных на декларируемые счета; указывать ли в декларации юридическое лицо***, участвовавшее в процессе зачисления средств на счета
- Выбор даты для подачи специальной декларации с учетом совершаемых по счетам или планируемых (возможно вынужденно незаконных) валютных операций, начала автоматического обмена информацией о счетах по конкретной стране - в сентябре 2018 г. или позже, права только на однократную подачу специальной декларации и прочих обстоятельств или факторов по ситуации по счетам за рубежом
- Подавать ли отчеты о движении средств по декларируемому счету в свою ИФНС за 2015, 2016, 2017 гг. или только за 2017 г. и каким способом подавать эти отчеты
- Вопросы по декларации 3-НДФЛ по доходам на счете; что делать в случае требований своей ИФНС в связи с заявленным счетом
Нужные / условные сведения / документы
- Сведения о декларанте для указания в специальной декларации: ФИО, ИНН (при наличии), контактный телефон, удостоверяющий личность документ и сведения строго в соответствии с этим документом: его серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, дата и место рождения декларанта, адрес места жительства (места пребывания) в РФ по документу
- Сведения о счетах для указания в специальной декларации: правильное полное наименование иностранного банка, SWIFT отделения банка, адрес отделения, номер счета, дата открытия счета, а также, в случае закрытых счетов, дата закрытия счета. Сведения "если имеются": наименование и номер договора банковского счета. Прилагать к декларации договоры банковского счета возможно, но не обязательно
- Сведения о юридическом лице*** (при наличии), участвовавшем в процессе зачисления денежных средств на счета: позволяющие его идентифицировать. Также желательно и сведения о соответствующих физических лицах этого юридического лица
- Дополнительные сведения по счетам для отчетов о движении средств: остатки на начало и на конец года, общая сумма списаний и общая сумма зачислений за 2017 г. и возможно за 2015 и 2016 гг., а в случае закрытия счета в 2018 г. также за 2018 г.
Правовые услуги по вопросам, ситуации, специальной декларации, документам
- Устная консультация и правовой анализ в целях детального рассмотрения конкретной ситуации по зарубежным счетам по правовой аналитике и по практике ситуаций по "амнистии капиталов"
- Письменный детальный правовой анализ и консультация по конкретным вопросам и ситуации по "амнистии капиталов"
- Устные консультации, экспертиза и проверка представленных сведений и иностранных документов по счетам на английском или испанском языках, перевод нужных сведений на русский язык, заполнение специальной декларации, сведений, пояснений в ПО ФНС (выгрузка в Excel), прилагаемых к ней уведомлений о счетах в ПО ФНС (выгрузка в tiff), составление описи документов в Word, с учетом практики подачи специальных деклараций по зарубежным счетам в центральный аппарат ФНС, отчетов о движении средств в Excel, распечатка или сохранение на эл. носители, или по e-mail:
- Устные консультации, правовой анализ, спецдекларация, сведения, пояснения, уведомления, опись, отчеты по счету (счетам)
- Устные услуги и пакеты образцов документов по счету (счетам) с комментариями
- Вариант дистанционных услуг, с представлением на эл. носителях или по e-mail нужных сведений, документов и их проработкой между встречами или в течение согласованного срока, с предоставлением комплектов документов на итоговой встрече или по e-mail
------------------------------------------------------
* Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 закона 140-ФЗ, декларант вправе представить сведения "о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем".
Согласно абазцу 10 статьи 3 закона 115-ФЗ "бенефициарный владелец - в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо".
** Согласно части 6 статьи 3 закона 140-ФЗ "Декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об ... источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации...". - По ситуации, данный момент может оказаться важным, но неоднозначным, его необходимо рассматривать и комментировать на встрече.
*** Согласно части 2 статьи 4 закона 140-ФЗ "в случае указания в декларации сведений об участии юридического лица в процессе ... открытия и (или) зачисления денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации, гарантии, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции".
▲ Декларирование контролируемых иностранных компаний по амнистии капиталов ▲
В том числе контролируемых иностранных компаний - иностранных структур без образования юридического лица.
Вопросы и обстоятельства по ситуациям с КИК
- Соблюдены ли условия по закону 140-ФЗ для декларирования КИК, предоставляемые по закону 140-ФЗ гарантии освобождения от ответственности и прочие гарантии в отношении КИК; в какой налоговый орган подавать специальную декларацию
- Была ли КИК создана до 2015 г. и изменялось ли участие декларанта в КИК после 2015 г. в целях уведомлений об участии в КИК; порядок косвенного участия декларанта в КИК; имеются ли в КИК номинальные акционеры (участники)
- Указывать ли в декларации юридическое лицо*, участвовавшее в процессе приобретения, исползования либо распоряжения КИК; сообщать ли в декларации сведения о банковском счете КИК**
- Подавать ли вместе со специальной декларацией уведомления о (прибыли) КИК; прилагать ли документы в целях подтверждения стоимости активов КИК***
- Вопросы в целях разумного сохранения конфиденциальности в отношении декларируемой КИК, безопасности, нераскрытия лишних сведений по ситуации
- Выбор даты для подачи специальной декларации с учетом критериев контролирующего лица КИК; текущих сделок и операций КИК***; начала автоматического обмена информацией о счетах КИК, управляемых резидентами РФ, по конкретной стране - в сентябре 2018 г. или позже; возможно планируемой ликвидации КИК; права только на однократную подачу специальной декларации и прочих обстоятельств или факторов по ситуации в связи с КИК
- Нужные от декларанта документы по КИК для проработки вопросов декларирования
- Вопросы по декларации 3-НДФЛ по доходам от КИК; что делать в случае требований своей ИФНС в связи с КИК
- Прочие вопросы по ситуации
Нужные / условные сведения / документы
- Сведения о декларанте для указания в специальной декларации: ФИО, ИНН (при наличии), контактный телефон, удостоверяющий личность документ и сведения строго в соответствии с этим документом: его серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, дата и место рождения декларанта, адрес места жительства (места пребывания) в РФ по документу
- Сведения о юридическом лице* (при наличии), участвовавшем в процессе приобретения, исползования либо распоряжения КИК: позволяющие его идентифицировать. Также желательно и сведения о соответствующих физических лицах этого юридического лица
- Сведения о номинальных участниках (акционерах): позволяющие их идентифицировать и договор номинального владения с ними согласно законодательству иностранного государства
- Сведения о КИК для специальной декларации: наименование КИК на английском языке; страна регистрации; регистрационный номер КИК; адрес в стране регистрации; основания для признания организации контролируемой иностранной компанией; порядок косвенного участия декларанта в КИК. В случае КИК - не-ЮЛ, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица
- Дополнительные сведения о КИК для уведомления об участии в КИК (участии в иностранных организациях) - согласно графам этого уведомления
- Сведения о КИК для уведомления о (прибыли) КИК в случае решения подавать его вместе со специальной декларацией: согласно графам этого уведомления. Также прилагаемые к этому уведомлению документы по финансовой отчетности КИК за 2020 отчетный год
Правовые услуги по вопросам, ситуации, специальной декларации, документам
- Устная консультация и правовой анализ в целях детального рассмотрения конкретной ситуации по КИК по правовой аналитике и по практике ситуаций по "амнистии капиталов"
- Письменный детальный правовой анализ и консультация по конкретным вопросам и ситуации по "амнистии капиталов"
- Устные консультации, экспертиза и проверка представленных сведений и иностранных документов по КИК на английском или испанском языках, перевод нужных сведений на русский язык, заполнение специальной декларации в ПО ФНС (выгрузка в Excel), прилагаемых к ней уведомлений об участии в КИК в ПО ФНС (выгрузка в tiff), также в зависимости от ситуации уведомлений о (прибыли) КИК с проверкой прилагаемых к ним документов, составление пояснений и описи документов в Word, с учетом практики подачи специальных деклараций по КИК в центральный аппарат ФНС, распечатка или сохранение на эл. носители, или отправка по e-mail:
- Комбинированный вариант услуг в офисе и дистанционных услуг в целях детальной проверки, юридической стратегии и юридической проработки ситуации в целом, с оставлением или представлением на эл. носителях или по e-mail нужных сведений, документов и их проработкой между встречами или в течение согласованного срока, с предоставлением устных / письменных ответов на вопросы, рекомендаций, комментариев и (или) комплектов документов на итоговой встрече или по e-mail
-----------------------------------------------------------
* Согласно части 2 статьи 4 закона 140-ФЗ "в случае указания в декларации сведений об участии юридического лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения ... контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, ... гарантии, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции".
** Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 закона 140-ФЗ, декларант вправе представить сведения "о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем".
Согласно абазцу 10 статьи 3 закона 115-ФЗ "бенефициарный владелец - в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо".
*** Согласно части 10 статьи 4 закона 140-ФЗ "... гарантии ... предоставляются в пределах стоимости активов этих контролируемых иностранных компаний по состоянию на дату представления декларации".
▲ Декларирование недвижимости по амнистии капиталов ▲
К данной категории добровольно декларируемых активов также можно отнести транспортные средства. Основные вопросы и сведения в связи с декларированием транспортных средств во много аналогичны декларированию зарубежной недвижимости. Кроме того, в некоторых случаях сами транспортные средства могут признаваться объектами недвижимости.
Вопросы и обстоятельства по ситуациям с недвижимостью
- Соблюдены ли условия по закону 140-ФЗ для декларирования недвижимости; предоставляемые по закону 140-ФЗ гарантии освобождения от ответственности и прочие гарантии в отношении недвижимости; в какой налоговый орган подавать специальную декларацию
- Достоверная идентификация объекта недвижимости
- Имеются ли номинальные владельцы, договоры с ними
- Находится ли недвижимость в ипотеке у иностранного банка*, в целях НДФЛ в РФ 35% на материальную выгоду от экономии на процентах
- Раскрывать ли в декларации прочие источники и механизмы формирования средств на покупку недвижимости* прилагать ли документы*, подтверждающие права на недвижимость декларанта и (или) номинального владельца; указывать ли в декларации юридическое лицо**, участвовавшее в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения недвижимостью, а также собственно такие операции
- Учитывать ли вопросы по возможной сдаче недвижимости в аренду и зачислении доходов на счета за рубежом
- Вопросы в целях разумного сохранения конфиденциальности в отношении декларируемой недвижимости, безопасности, нераскрытия лишних сведений по ситуации
- Выбор даты для подачи специальной декларации с учетом (оформления) документов о праве собственности на недвижимость, планов продажи недвижимости, сдачи в аренду, возможных обращений за налоговыми вычетами в РФ при отсутствии соответствующих официальных доходов, права только на однократную подачу специальной декларации и прочих обстоятельств
- Вопросы по декларации 3-НДФЛ по доходам от недвижимости; что делать в случае требований своей ИФНС в связи с задекларированной недвижимостью
- Прочие моменты по ситуации
Нужные сведения (или условные сведения) и документы
- Сведения о декларанте для указания в специальной декларации: ФИО, ИНН (при наличии), контактный телефон, удостоверяющий личность документ и сведения строго в соответствии с этим документом: его серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, дата и место рождения декларанта, адрес места жительства (места пребывания) в РФ по документу
- Сведения о номинальных владельцах недвижимости: согласно графам листа Г специальной декларации и инструкции по их заполнению
- Сведения о недвижимости для специальной декларации: наименование (вид) недвижимости (земельный участок, квартира и т. д.), регистрационный номер (знак), кадастровый, условный, инвентарный или иной идентификационный номер и другие номера, доля собственности, адрес места нахождения недвижимости в соответствии с данными, указанными в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах (почтовый индекс, наименование страны (субъект), район, город, населенный пункт (село, поселок и другие), улица (проспект и другие), номер дома (владения), номер корпуса (строения), офис, номер квартиры). Возможные, но не обязательные сведения: наименование и реквизиты правоустанавливающих документов на недвижимость, прочие сведения в целях достоверной идентификации объектов недвижимости
- Сведения о юридическом лице** (при наличии), участвовавшем в процессе приобретения, исползования либо распоряжения недвижимостью: позволяющие его идентифицировать. Также желательно и сведения о соответствующих физических лицах этого юридического лица
- Документы по ипотеке, источникам и механизмам формирования средств на покупку объектов недвижимости
Правовые услуги по вопросам, ситуации, специальной декларации, документам
- Устная консультация и правовой анализ в целях детального рассмотрения конкретной ситуации по недвижимости по правовой аналитике и по практике ситуаций по "амнистии капиталов"
- Письменный детальный правовой анализ и консультация по конкретным вопросам и ситуации по "амнистии капиталов"
- Устные консультации, экспертиза и проверка представленных сведений и иностранных документов по недвижимости на английском или испанском языках, перевод нужных сведений на русский язык, заполнение специальной декларации в ПО ФНС (выгрузка в Excel), составление пояснений (при необходимости) и описи документов в Word, распечатка или сохранение на эл. носители, или отправка по e-mail
- Специальная декларация с одним или несколькими заполненными листами по недвижимости (лист А), в том числе, при наличии, с заполненным листом Г о номинальном владельце, и при необходимости листа И, либо в качестве образцов документов с комментариями
- Комбинированный вариант услуг в офисе и дистанционных услуг в целях детальной проверки, юридической стратегии, юридической проработки ситуации, с оставлением или представлением на эл. носителях или по e-mail нужных сведений, документов и их проработкой между встречами или в течение согласованного срока, с предоставлением устных ответов на вопросы, рекомендаций, комментариев и (или) комплектов документов на итоговой встрече или по e-mail
--------------------------------------------------
* Согласно части 10 статьи 4 закона 140-ФЗ "Гарантии ... предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества ... и (или) операций по приобретению (способов и механизмов формирования источников приобретения), использованию либо распоряжению таким имуществом ...". А согласно части 6 статьи 3 закона 140-ФЗ "декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, ..., а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации".
** Согласно части 2 статьи 4 закона 140-ФЗ "в случае указания в декларации сведений об участии юридического лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом ..., информация о которых содержится в декларации, ... гарантии, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции".
▲ Декларирование ценных бумаг по амнистии капиталов ▲
К данной категории добровольно декларируемых активов также можно отнести доли в уставных (складочных) капиталах организаций. Хотя они не всегда могут быть ценными бумагами по законодательствам иностранных государств, их декларирование по амнистии капиталов во многом сходно с декларированием ценных бумаг.
Вопросы и обстоятельства по ценным бумагам
- Соблюдены ли условия по закону 140-ФЗ для декларирования ценных бумаг; предоставляемые по закону 140-ФЗ гарантии освобождения от ответственности и прочие гарантии в отношении ценных бумаг; в какой налоговый орган подавать специальную декларацию
- Коды ISIN и CFI по декларируемым ценным бумагам или иностранным финансовым инструментам в целях их классификации в РФ в качестве ценных бумаг, а также в целях разных листов специальной декларации
- Имеются ли номинальные владельцы и документальное подтверждение стоимости* ценных бумаг в этом случае
- Подтверждать ли в декларации стоимость активов организаций**, доли участия в которых декларируются, на дату подачи декларации; раскрывать ли в декларации информацию об источниках приобретения*** (способах формирования источников приобретения) декларируемых ценных бумаг, и прилагать ли документы***, подтверждающие права на них декларанта и (или) номинального владельца; указывать ли в декларации юридическое лицо****, участвовавшее в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения ценными бумагами
- Выбор даты для подачи специальной декларации с учетом статуса владения ценными бумагами, текущих или планируемых операций с этими ценными бумагами**, права только на однократную подачу специальной декларации и прочих обстоятельств по ситуации
- Вопросы по рискам зачислений на счета за рубежом после даты декларации и НДФЛ по доходам от ценных бумаг за рубежом в 2017, 2018, 2019 гг.; что делать в случае требований своей ИФНС в связи с заявленными ценными бумагами
- Прочие вопросы по ситуации
Нужные / условные сведения / документы
- Сведения о декларанте для указания в специальной декларации: ФИО, ИНН (при наличии), контактный телефон, удостоверяющий личность документ и сведения строго в соответствии с этим документом: его серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, дата и место рождения декларанта, адрес места жительства (места пребывания) в РФ по документу
- Сведения о номинальных владельцах ценных бумаг: согласно графам листа Г специальной декларации и порядку их заполнения
- Сведения о юридическом лице**** (при наличии), участвовавшем в процессе приобретения, исползования либо распоряжения ценными бумагами: позволяющие его идентифицировать. Также желательно и сведения о соответствующих физических лицах этого юридического лица
- Сведения о ценных бумагах для специальной декларации: в зависимости от вида ценных бумаг, по акциям - согласно графам листа Б декларации, по другим ценным бумагам - согласно графам листа В декларации и согласно порядку их заполнения
- Документы о стоимости активов организаций*, доли участия в которых декларируются, на дату подачи декларации, в случае принятия решения указать сведения об их активах в декларации
Правовые услуги по вопросам, ситуации, специальной декларации, документам
- Устная консультация и правовой анализ в целях детального рассмотрения конкретной ситуации по ценным бумагам по правовой аналитике и по практике ситуаций по "амнистии капиталов"
- Письменный детальный правовой анализ и консультация по конкретным вопросам и ситуации по "амнистии капиталов"
- Устные консультации, экспертиза и проверка представленных сведений и иностранных документов по ценным бумагам на английском или испанском языках, перевод нужных сведений на русский язык, заполнение специальной декларации в ПО ФНС (выгрузка в Excel), составление пояснений (при необходимости) и описи документов в Word, распечатка или сохранение на эл. носители, или предоставление по e-mail
- Спецдекларация с одним или несколькими заполненными листами декларации по ценным бумагам (Б или В), в том числе, при наличии, с заполненным листом Г о номинальном владельце, и при необходимости листа И, в либо качестве образцов документов с комментариями
- Комбинированный вариант услуг в офисе и дистанционных услуг в целях юридической проработки ситуации, с оставлением или представлением на эл. носителях или по e-mail нужных сведений, документов и их проработкой между встречами или в течение согласованного срока, с предоставлением устных ответов на вопросы, рекомендаций, комментариев и (или) комплектов документов на итоговой встрече или по e-mail
----------------------------------------------------
* Согласно пункту 13.3 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ "при реализации (погашении) ценных бумаг, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца, в случае, если такие ценные бумаги и их номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", налогоплательщиком-декларантом в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная документально подтвержденной стоимости таких ценных бумаг по данным учета передающей стороны на дату их передачи, но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг на дату их получения, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса.
(п. 13.3 введен Федеральным законом от 19.02.2018 г. № 34-ФЗ)
** Согласно части 10 статьи 4 закона 140-ФЗ "Гарантии ... предоставляются исключительно в пределах указанного в декларации имущества ... и (или) операций по приобретению (способов и механизмов формирования источников приобретения), использованию либо распоряжению таким имуществом ... При этом в отношении указанных в декларации сведений об участии декларанта в российских и (или) иностранных организациях, ... гарантии, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются в пределах стоимости активов этих организаций ... по состоянию на дату представления декларации".
*** Согласно части 6 статьи 3 закона 140-ФЗ "декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, ..., а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации".
**** Согласно части 2 статьи 4 закона 140-ФЗ "в случае указания в декларации сведений об участии юридического лица в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом ..., информация о которых содержится в декларации, ... гарантии, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, распространяются на лиц, которые в соответствии с распорядительными документами указанной организации выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции".
▲ Декларирование ПФИ и наличных денежных средств по амнистии капиталов ▲
Возможность добровольного декларирования производных финансовых инструментов (ПФИ) и наличных денежных средств законодательно появилась только в рамках четвертого этапа амнистии капиталов. Целесообразность, правовые последствия, риски, особенности декларирования ПФИ, скорее всего, будут аналогичны ситуациям по ценным бумагам. А вот декларированные наличности фактически можно считать особой новой категорией декларируемых активов. По-видимому, заявляемая властями и законодателями РФ масштабность четвертого этапа амнистии капиталов связана в первую очередь с возможностью определенной легализации именно наличных денежных средств. В связи с этим, до начала складывания первой практики анализа ситуаций и декларирования наличности, можно отметить следующие правовые моменты по наличным денежным средствам в законе 140-ФЗ:
- Наличные денежные средства могут быть как в рублях РФ, так и в иностранной валюте
- Декларируемая наличность подлежит внесению физическим лицом на свои счета в банках РФ
- Сведения об этой наличности должны быть отражены в специальной декларации
- В отношении этой наличности предоставляются гарантии освобождения от ответственности по указанным в законе 140-ФЗ видам правонарушений
- Гарантии по закону 140-ФЗ будут предоставляться исключительно в пределах таких задекларированных наличных денежных средств
- Гарантии по закону 140-ФЗ в отношении задекларированных наличных денежных средств будут предоставляться при условии их внесения в банк в 30-дневный срок с даты представления декларации в налоговый орган
- Валютные операции с указанными в спецдекларации наличными денежными средствами, совершенные до даты представления декларации и с даты ее представления до истечения 30 дней, будут признаваться совершенными без нарушения Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
|