Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Обязанность резидентов РФ вести учет и отчетность по валютным операциям. Блок новостей по странице № 20

Обязанность учета и отчетности
по валютным операциям

Правовые услуги по валютным операциям ► Валютная отчетность

Извлечение из Методических рекомендаций по квалификации админи­стративных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях (Приложение к письму ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217):

«Частью 6 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за несо­блюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона [«О валютном регулировании и валютном контроле»] резиденты и нерезиденты, осущест­вляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Согласно статье 20 Закона Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Банком России издана Инструкция от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция 117-И).

Пунктом 3.14 Инструкции 117-И установлен срок представления рези­дентом в уполномоченный банк документов для оформления паспорта сделки, пунктом 3.15.1 Инструкции 117-И - срок представления документов для его переоформления. Форма паспорта сделки и порядок ее заполнения установлены в приложении 4 к Инструкции 117-И.

[Указанием ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У внесены изменения, касающиеся порядка исчисления сроков, указанных в пунктах 3.14 и 3.15.1 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И.]

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, а также контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлен паспорт сделки, оформленный (переоформленный) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна или несколько граф которого заполнены с нарушением установленных требований.

Например, при декларировании товаров, относящихся к разделу XVI Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с договором купли-продажи, заключенным между резидентом и нерезидентом, в таможенный орган представлен паспорт сделки, в графе 9 раздела 3 которого не проставлен символ X, что является нарушением правил оформления паспорта сделки. В этом случае уполномоченному должностному лицу таможенного органа следует решать вопрос о возбуждении по данному факту дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России. При решении данного вопроса необходимо учитывать наличие состава административного правонарушения, в частности, его субъективной стороны, и устанавливать, имелась ли у резидента возможность для соблюдения правил заполнения графы 9 паспорта сделки.

[Предыдущий абзац фактически утратил силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У, установившего, что графа 9 раздела 3 паспорта сделки заполняется по усмотрению резидента.]

Дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления паспорта сделки.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП России, являются резиденты – должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица».

Извлечения из Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в редакции Указаний ЦБ РФ от 08.08.2006 № 1713-У, от 20.07.2007 № 1869-У, от 12.08.2008 № 2052-У):

«1.2. Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица – индивидуальные предприниматели (далее – резиденты)) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее – уполномоченный банк) следующие документы:

справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции (далее – справка о валютных операциях);

иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

1.3. Документы, указанные в пункте 1.2 настоящей Инструкции, представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

1.4. Справка о валютных операциях подписывается в порядке, установленном пунктами 3.7, 3.8 настоящей Инструкции.

1.5. При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется.

В этом случае справка о валютных операциях подписывается сотрудником уполномоченного банка, уполномоченным осуществлять от имени уполномоченного банка предусмотренные настоящим разделом Инструкции действия по валютному контролю (далее – ответственное лицо уполномоченного банка)».

«3.14. Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.».

(в ред. Указания ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У)

«3.151 Резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
(п. 3.151 введен Указанием ЦБ РФ от 08.08.2006 N 1713-У, в ред. Указания ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У )».

«3.18. Банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в следующих случаях:

3.18.1. При представлении резидентом в банк ПС письменного заявления, составленного в соответствии с требованиями, установленными пунктами 4.1 - 4.3 настоящей Инструкции, о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

3.18.2. При представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС, составленного в соответствии с требованиями, установленными пунктами 4.1 - 4.3 настоящей Инструкции, в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В случае закрытия ПС в связи с прекращением обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, резидент вместе с заявлением о закрытии ПС представляет в банк ПС документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям;

3.18.3. По истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), - в иных случаях».

Извлечения из Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномочен­ными банками контроля за проведением валютных операций» (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У):

«2.1. В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее - таможенные декларации).

В случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности (далее - документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации).

(пункт 2.1 в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У)

2.2. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее – справка о подтверждающих документах).

2.3. Указанные в пункте 2.2 настоящего Положения документы представ­ляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

2.4. Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.».

(пункт 2.4 в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У)

Административная тветственность установлена частью 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

«6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок -

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)».


Уголовная ответственность

В рамках проведения ежемесячных плановых проверок участников ВЭД по нарушениям валютного законодательства таможенные органы также отслеживают признаки преступлений по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса РФ:

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

3. Использование заведомо подложного документа -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)


Валютные
операции в банках

? ► Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

? ► Резиденты и нере­зи­денты по валютному законодательству РФ

? ► Валютные операции по валютному законо­да­тель­ству РФ

? ► Незаконные
валютные операции

? ► Разрешенные валютные операции между резидентами

? ► Разрешенные ва­лют­ные опе­ра­ции ми­нуя сче­та в упол­но­мо­чен­ных бан­ках РФ

? ► Репатриация резидентами ино­стран­ной ва­лю­ты и ва­лю­ты Рос­сий­ской Фе­де­рации

? ► Документы для проведения валютных операций

? ► Коды видов валютных операций

? ► Учет контрактов и кредитных договоров в уполномоченных банках

? ► Справка о под­т­вер­ж­да­ю­щих документах

? ► Подтверждающие документы по ис­пол­не­нию, изменению, пре­к­ра­ще­нию обязательств по контракту (кредитному договору, займу)

? ► Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по контракту

? ► Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по кредитному договору

? ► Счета резидентов РФ за рубежом

? ► Признаки сом­ни­тель­ных операций (фик­тив­ных сделок) в банках

Новости
и аналитика (139)
11.04.2013
Магнитогорская таможня о соблюдении валютного законодательства

18.02.2013
Уголовное дело за незаконный вывод денежных средств за рубеж по документам с заведомо искаженными сведениями

15.02.2013
Томские таможенники выявляют и пресекают нарушения валютного законодательства

28.12.2012
Хасанскими таможенниками выявлено невозвращение валютной выручки в крупном размере

16.11.2012
Курские таможенники выявили валютные махинации на сумму более 6 миллиардов рублей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ