Ценные бумаги за рубежом НДФЛ и валютный контроль в РФ
► Консалтинг по ценным бумагам за рубежом ► Ценные бумаги (ИФИ). НДФЛ и валютный контроль
↓ Правовые последствия в РФ от операций по ценным бумагам за рубежом
↓ Иностранные финансовые инструменты ↓ Ценные бумаги ↓ Производные финансовые инструменты
↓ Обязанности налогоплательщиков ↓ Права и возможности налогоплательщиков
↓ Правовое значение разъяснений Минфина и ФНС и судебной практики
↓ Варианты НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ: общий порядок и особенности
↓ Общий порядок обложения НДФЛ в РФ доходов за рубежом
↓ Условия применения особенностей НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ
↓ Особенности НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ
↓ Налоговая декларация 3-НДФЛ по зарубежным ценным бумагам, ПФИ, прочим ИФИ
↓ Уплата НДФЛ в РФ по доходам по зарубежным ценным бумагам, ПФИ, прочим ИФИ
↓ Валютное регулирование РФ по ИФИ за рубежом
↓ Валютно-правовые обязанности в РФ в связи с ИФИ за рубежом
↓ Валютные операции в связи с ИФИ за рубежом
→ Правовой консалтинг и разработка документов по операциям с ИФИ за рубежом
На настоящей странице вопросы НДФЛ и валютного контроля в РФ по операциям с ценными бумагами за рубежом рассматриваются исходя из наиболее распространенных ситуаций, когда такие операции совершаются налоговыми резидентами РФ - налогоплательщиками НДФЛ (не ИП) и одновременно являющимися валютными резидентами РФ, находящимися в РФ свыше 183 дней в календарном году (включая дни въезда в РФ и выезда из РФ). Вопросы рассматриваются с точки зрения в основном налоговых и валютно-правовых последствий и обязанностей налогоплательщиков в РФ и правовых возможностей для защиты их интересов в рамках обычной внесудебной практики исполнения этих обязанностей.
▲ Правовые последствия в РФ от операций по ценным бумагам за рубежом ▲
НДФЛ в РФ по доходам за рубежом. В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Обязанности по валютному законодательству РФ. Согласно статье 2 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в сферу действия этого закона входит определение прав и обязанностей резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями. В силу пункта 5 части 1 статьи 1 данного закона под валютными ценностями понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Требования финмониторинга. Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": "В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации".
Запреты для госслужащих РФ. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, занимающим различные государственные должности, а также их супругам и несовершеннолетним детям. Данный запрет также включен в ряд других федеральных законов РФ по конкретным сферам государственной службы.
Правовые последствия в РФ на основе терминов и понятий права РФ. Как правило, основные правовые последствия в РФ от операций с ценными бумагами за рубежом сводятся к обязанностям по НДФЛ и по валютному законодательству РФ. В обиходе проведение операций с ценными бумагами за рубежом подразумевает также и проведение операций с производными финансовыми инструментами (ПФИ) и в целом - с иностранными финансовыми инструментами (ИФИ). Однако ни в налоговом, ни в валютном законодательстве РФ эти базовые понятия прямо не определены. Как в Налоговом кодексе РФ (пункт 1 статьи 11), так и в Федеральном законе № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (часть 2 статьи 1) установлено, что используемые в этих основополагающих законах по налогообложению и валютному контролю термины и понятия других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в котором они используются в этих других отраслях законодательства РФ, если иное не предусмотрено этими законами. Таким образом, в первую очередь необходимо учитывать определения понятий «ценные бумаги», «производные финансовые инструменты» (ПФИ) и «иностранные финансовые инструменты» (ИФИ) согласно законодательству РФ.
▲ Иностранные финансовые инструменты (ИФИ) ▲
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":
"2. Для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:
1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "ценные бумаги - международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;
3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 [в действующей редакции - пунктом двадцать третьим пункта 1] Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями".
Идентификация объектов гражданских прав в качестве ИФИ по коду ISIN. В практике операций с ценными бумагами и в широком смысле с иностранными финансовыми инструментами (ИФИ) за рубежом основной критерий таких ИФИ - наличие номера / кода ISIN. Это аббревиатура английского выражения International Securities Identification Numbers. Код ISIN представляет собой 12-разрядный буквенно-цифровой код, который предназначен для однозначной идентификации финансового инструмента при проведении операций с ним. Как правило, в отчетах иностранных банков / брокеров по всем финансовым инструментам присутствует такой код ISIN. Наличие кода ISIN позволяет сразу утверждать, что данный объект гражданских прав является иностранным финансовым инструментом (ИФИ).
▲ Понятие ценных бумаг в РФ ▲
В силу статьи 142 Гражданского кодекса РФ:
"1. Ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).
Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса (бездокументарные ценные бумаги).
2. Ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.
Выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом".
Признание ИФИ в качестве ценных бумаг в РФ. Таким образом, в силу упомянутых выше пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ и части 2 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно статье 142 Гражданского кодекса РФ в налоговых и валютно-правовых целях в РФ "ценными бумагами" признаются обязательственные и иные права, соответствующие определенным требованиям. Для признания ИФИ ценными бумагами в РФ простого перевода на русский язык иностранных документов / финансовых инструментов, обозначенных как securities, bonds, shares и т. д. недостаточно. По мнению Минфина РФ, необходимо подтверждение, что конкретные ИФИ соответствуют критериям ценных бумаг в РФ, которое (подтверждение) осуществляется по международным кодам CFI (Classification of Financial Instruments) на основании правовых актов ЦБ РФ. В настоящее время по этим вопросам действует Указание ЦБ РФ от 03.10.2017 г. № 4561-У "О порядке классификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг". Данное мнение Минфина видится не бесспорным, что создает некоторые основания для альтернативных правовых решений по классификации ИФИ в качестве ценных бумаг в силу "применимого законодательства иностранных государств" (п. 2 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ) или каких-либо международных соглашений. Однако в практических целях представляется маловероятным, что в случае спора с налогоплательщиком по данным вопросам налоговые инспекторы ИФНС не будут руководствоваться письмами Минфина, в том числе в силу правовых возможностей применения ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Указания ЦБ РФ № 4561-У к операциям с ИФИ за рубежом по «аналогии закона».
▲ Производные финансовые инструменты (ПФИ) ▲
Согласно подпункту двадцать третьему пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг":
"23) производный финансовый инструмент - договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:
обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства или иных показателей, которые предусмотрены Федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) и относительно которых неизвестно, наступят они или нет, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом".
ПФИ в целях особенностей НДФЛ по ПФИ. Особенности обложения НДФЛ операций с производными финансовыми инструментами (ПФИ) установлены статьей 214. Налогового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 5 этой статьи 214.1, производным финансовым инструментом признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг». При этом перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».
Соотнесение условий по ИФИ с условиями / критериями ПФИ в РФ. Таким образом, аналогично с понятием «ценных бумаг» в РФ, в налоговых (как и в валютно-правовых) целях производными финансовыми инструментами (ПФИ) в РФ признаются договоры (контракты), соответствующие определенным требованиям. Для признания ИФИ в качестве ПФИ в РФ простого перевода на русский язык иностранных документов / финансовых инструментов, обозначенных как futures, option, ADR и т. д. недостаточно. Необходимо соотнесение условий ИФИ с требуемыми условиями таких договоров в РФ.
▲ Обязанности налогоплательщиков по НДФЛ в РФ по доходам за рубежом ▲
Обязанности по НДФЛ по доходам за рубежом. Общие правила по НДФЛ в РФ предусмотрены главой 23 Налогового кодекса РФ (статьи 207 - 232), а также частью первой Налогового кодекса. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. В отношении НДФЛ "иное" предусмотрено для случаев уплаты НДФЛ налоговыми агентами. Применительно к доходам за рубежом в связи с операциями по ценным бумагам и иным подобным доходам выплачивающие такие доходы иностранные банки, брокеры или иные организации / лица / образования (структуры), по общему правилу, не являются налоговыми агентами в целях НДФЛ в РФ. В связи с этим в силу ряда статей Налогового кодекса РФ у российских налогоплательщиков возникают следующие основные обязанности:
- самостоятельно исчислить такой НДФЛ с операций по доходам за рубежом (п. 2 ст. 228):
- при соблюдении условий согласно особенностям НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ
- подать налоговую декларацию 3-НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 228 Налогового кодекса)
- представлять в ИФНС документы по исчислению НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 23)
- в соответствующих случаях, представить документы для зачета НДФЛ за рубежом (ст. 232)
- уплатить НДФЛ в бюджет РФ (пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 228)
- хранить документы по исчислению НДФЛ в течение 4 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23)
▲ Права и возможности налогоплательщиков по НДФЛ в РФ по доходам за рубежом ▲
Формальные права по НДФЛ по доходам за рубежом. Как и в случае доходов от источников в РФ, такие права российских налогоплательщиков в общем порядке установлены статьей 21 Налогового кодекса (НК) РФ. С точки зрения обычной практики исполнения вышеуказанных налоговых обязанностей, без жалоб и судов против ИФНС, можно особо отметить следующие из этих общих прав налогоплательщиков:
- получать от налоговых органов (письменные) разъяснения о порядке заполнения налоговой декларации 3-НДФЛ в части доходов от источников за пределами РФ (пп. 1 пункта 1 статьи 23 НК)
- получать (письменные) разъяснения Минфина РФ по вопросам применения налогового законодательства РФ (пп. 2 пункта 1 статьи 21 НК)
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ (пп. 3 пункта 1 статьи 21 НК)
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения (с акцентами в интересах налогоплательщика) по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (пп. 7 пункта 1 статьи 21 НК)
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 10 пункта 1 статьи 21 НК)
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу РФ или иным Федеральным законам (пп. 11 пункта 1 статьи 21 НК).
Значение письменных разъяснений Минфина и ФНС и их соотношение с решениями, постановлениями, письмами высших судов РФ в силу важности этой темы рассмотрено ниже в отдельном разделе.
Пояснения с акцентами в интересах налогоплательщика. В конкретных ситуациях объем иностранных документов, отчетов, материалов по операциям с иностранными ценными бумагами и (или) по иным доходам за рубежом может быть большим. В документах могут содержаться неясные, лишние, проблемные или просто нежелательные для представления в ИФНС сведения, которые могут позволить квалифицировать те или иные операции с иностранными финансовыми инструментами неблагоприятным для налогоплательщика образом. Предусмотренное подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса право налогоплательщика представлять в ИФНС пояснения дает возможность сгладить, смягчить такое неблагоприятное толкование, заранее его опровергнуть, указать на благоприятные для налогоплательщика условия и формулировки документов.
▲ Значение разъяснений Минфина и ФНС и судебной практики ▲
Освобождение от ответственности при выполнении письменных разъяснений. В перечне выбранных прав налогоплательщика выше акцент на получении именно письменных разъяснений налоговых органов и Минфина сделан по той причине, что согласно пп. 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ выполнение таких письменных разъяснений налогоплательщиком является обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения. То есть, обстоятельством, освобождающим от налоговой ответственности. Причем такие письменные разъяснения могут быть даны как конкретному налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. В том числе в этом аспекте состоит юридическое значение использования в отношениях с ИФНС ссылок на разъясняющие письма Минфина и ФНС. С другой стороны, нюанс письменных разъяснений еще состоит в том, что освобождение от налоговой ответственности не применяется, если письменные разъяснения «основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком».
Обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина. В соответствии с пп. 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, налоговые органы обязаны «руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Таким образом, наряду с возможностью освобождения от налоговой ответственности анализ разъяснений Минфина по вопросам НДФЛ в части доходов за рубежом позволяет определить, какими применимыми налоговыми нормами ИФНС юридически должна будет руководствоваться ИФНС в конкретных ситуациях, и какие аргументы, доводы, основания возможно будет указать для защиты интересов налогоплательщика. Фактически, такое же значение имеют и разъясняющие письма ФНС. Однако при этом необходимо учитывать возможный нюанс «информационно-разъяснительного характера» писем Минфина, поясняемый в следующем абзаце, и приоритет решений, постановлений, писем высших судов РФ над разъяснениями Минфина и ФНС.
«Информационно-разъяснительный характер» писем Минфина. В заключительной части многих разъясняющих писем Минфина содержатся оговорки примерно следующего содержания: «Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме». Данная оговорка «размывает» юридическую значимость разъяснений Минфина для ИФНС, но их практическая значимость, как представляется, сохраняется в силу особенностей менталитета и практики налоговых инспекторов.
Приоритет актов высших судов РФ над разъяснениями Минфина и ФНС. Как указано, в частности, в Письме ФНС России от 26.11.2013 г. № ГД-4-3/21097 «О направлении письма Минфина России» (вместе с Письмом Минфина России от 07.11.2013 г. № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики»:
"В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов".
Другие особенности использования разъяснений Минфина и ФНС могут касаться случаев, когда разъяснения были даны конкретному лицу, но стали общедоступными, разъяснений и ответов на вопросы налогоплательщиков на официальном сайте ФНС www.nalog.ru, (не)возможности запросов с моделированными ситуациями, фактическим участником которых налогоплательщик не является, непредставления Минфином консультаций, оценок договоров, учредительных и иных документов организаций, конкретных хозяйственных ситуаций, направленных ФНС писем Минфина "для сведения и использования в работе" и др.
▲ Варианты НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ: общий порядок и особенности ▲
Исходя из бытовых («не-правовых») представлений о понятиях «ценные бумаги» и «производные финансовые инструменты» (ПФИ), НДФЛ по ценным бумагам за рубежом должен регулироваться специальными правилами Налогового кодекса РФ - нормами об «особенностях» налогообложения операций с ценными бумагами и ПФИ. Такие особенности установлены статьей 214.1 и указанными в ней другими статьями Налогового кодекса. Однако в некоторых случаях, а также при несоблюдении условий применения специального порядка НДФЛ, к тем или иным доходам налоговых резидентов РФ в связи с ценными бумагами может / должен быть применен общий порядок (режим) налогообложения НДФЛ. По смыслу, общий порядок обложения НДФЛ доходов за рубежом представляет собой совокупность общих норм НДФЛ без учета особенностей налогообложения тех или иных доходов.
Варианты исчисления НДФЛ по общему порядку и по особенностям НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ имеют существенные отличия. В основном они выражаются в проблемах вычета из сумм доходов операций по расходам по ИФИ при общем порядке обложения НДФЛ и в решении этих проблем при особенностях НФДЛ по ценным бумагам и ПФИ, но только в случае соблюдения условий применения таких особенностей НДФЛ, собственно особого порядка обложения НДФЛ ценных бумаг и ПФИ и главным образом документального подтверждения и фактического осуществления расходов.
▲ Общий порядок обложения НДФЛ в РФ доходов за рубежом ▲
Общий порядок исчисления НДФЛ по доходам за рубежом установлен статьей 225 Налогового кодекса РФ. В упрощенном понимании, вначале определяется «налоговая база» по НДФЛ исходя из зарубежных доходов, которая затем умножается на налоговую ставку НДФЛ. По общему правилу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса, для налоговых резидентов РФ, получающих доходы за рубежом, налоговая ставка НДФЛ составляет 13%. В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса, «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения». В статье 38 Налогового кодекса указано, что такие специфические налоговые понятия, как «налоговая база», используются в значениях, определенных в соответствующих статьях Налогового кодекса.
Применительно к НДФЛ, по общему правилу пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса налоговая база по НДФЛ на зарубежные доходы, по которым налоговая ставка НДФЛ составляет 13%, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса. При этом, согласно пункту 3 статьи 225 Налогового кодекса, общая сумма НДФЛ исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Получившаяся в результате упомянутого умножения сумма (процентная доля налоговой базы) будет являться суммой НДФЛ в рамках национальных норм Налогового кодекса РФ. Если же зарубежные доходы получены налогоплательщиком в стране, с которой РФ имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то появляется возможность зачесть уплаченный за рубежом подоходный налог в счет НДФЛ в РФ.
Основные элементы общего порядка исчисления НДФЛ по доходам за рубежом. Таким образом, для практического исчисления НДФЛ в РФ по доходам за рубежом в общем порядке необходимо основываться на следующих понятиях, кратко рассматриваемых ниже:
Понятие «дохода» в целях НДФЛ. Согласно части 1 статьи 41 Налогового кодекса РФ, в налоговых целях по НДФЛ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главной Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц». Данное общее налоговое определение понятия «дохода» в целях НДФЛ в некоторых случаях может не соответствовать особенностям НДФЛ на доходы в связи с ценными бумагами за рубежом. Это обстоятельство, принимая во внимание частые ссылки на определение дохода по ч.1 ст. 41 Налогового кодекса в разъяснениях Минфина, может служить одним из оснований для правовых решений по конкретным ситуациям.
Доходы, не/подлежащие налогообложению НДФЛ. Как уже указывалось выше, при определении налоговой базы по НДФЛ по общему правилу учитываются все доходы налогоплательщика. Однако из этого общего правила есть исключения, установленные статьей 217 Налогового кодекса. Она содержит обширный перечень конкретных видов доходов, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДФЛ. Соответственно, для определения «доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ» в конкретной ситуации следует из всех полученных доходов (или будущих доходов в случае налогового планирования) вычесть применимые по ситуации «доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ» («освобожденные от налогообложения НДФЛ»). Важный нюанс почти всех таких доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, - право налогоплательщика не отражать их в налоговой декларации 3-НДФЛ, на основании абзаца второго пункта 4 статьи 229 Налогового кодекса.
Пересчет сумм в инвалюте в рубли РФ. В части понятия «денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ» можно сказать, что самая распространенная ситуация по доходам в связи с ценными бумагами за рубежом - получение инвалюты на банковский счет за рубежом. В целях исчисления НДФЛ в РФ эти денежные суммы должны быть пересчитаны в рубли РФ. Согласно части 5 статьи 210 Налогового кодекса РФ, доходы налогоплательщика (а также расходы в разрешенных случаях), выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов), если иное не предусмотрено главой Налогового кодекса об НДФЛ.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 Налогового кодекса. Понятие «налоговый вычет» в Налоговом кодексе прямо не определено. Для его понимания можно основываться на пункте 3 статьи 38 Налогового кодекса, согласно которому «понятия «налогоплательщик», »объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса». Исходя из вышеуказанного определения налоговой базы по НДФЛ, можно сказать, что «налоговый вычет» в целях НДФЛ - это сумма, на которую может быть уменьшена налоговая база по НДФЛ. Как следует из названий статей 218 - 221 Налогового кодекса, такими налоговыми вычетами являются стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные, профессиональные налоговые вычеты. Соответственно, при самостоятельном исчислении налогоплательщиком НДФЛ в конкретной ситуации по доходам в связи с ценными бумагами за рубежом следует проверить возможности применения этих вычетов из налоговой базы по НДФЛ.
Проблемы с вычетами расходных операций по финансовым активам. Данные проблемы возникают в случае совершения налогоплательщиком - не ИП операций купли-продажи с иностранными финансовыми инструментами (ИФИ), по которым не соблюдены условия применения особенностей НДФЛ по ценным бумагам и производным финансовым инструментам (ПФИ). По мнению Минфина, в таком случае налоговая база по НДФЛ определяется по каждой отдельной операции с такими ИФИ без какого-либо последующего сальдирования. При этом имущественные вычеты по ст. 220 Налогового кодекса предоставляются только в отношении имущества, а на основании п. 2 ст. 38 Налогового кодекса имущественные права (в качестве которых могут / должны признаваться такие ИФИ) для целей Налогового кодекса исключаются из понятия имущества. Данные проблемы распространяются и на сопутствующие расходы по таким ИФИ в виде оплаты услуг иностранного банка (брокера), купонов, биржевых сборов, налогов, процентов по кредитам и займам, и др. В итоге получается, что по таким операциям купли-продажи ИФИ НДФЛ в РФ может / должен быть исчислен не с положительного результата операции и совокупности операций, а со всей суммы продажи, со всего оборота операций.
Налоговый период по НДФЛ. Как указано в уже не раз упоминавшемся пункте 3 статьи 38 Налогового кодекса, такие специфические налоговые понятия как «налоговый период», используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса». Статьей 216 Налогового кодекса определено, что в целях НДФЛ налоговым периодом является календарный год.
Дата получения дохода в целях НДФЛ. В отношении этой даты налоговые правила по НДФЛ установлены статьей 223 Налогового кодекса РФ, затрагивая различные случаи в этих целях. В качестве наиболее распространенных случаев в связи с доходами по ценным бумагам за рубежом можно отметить, что дата фактического получения дохода в целях НДФЛ определяется как день:
- выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;
- приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды. В случае, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг.
Зачет подоходного налога, уплаченного за рубежом. В налоговых правовых актах эти вопросы обычно называются избежанием двойного налогообложения. На практике в налоговой декларации 3-НДФЛ предусмотрена графа «сумма налога, уплаченная в иностранных государствах, подлежащая зачету в Российской Федерации». Порядок такого зачета регулируется статьей 232 Налогового кодекса, устанавливающей условия избежания двойного налогообложения в РФ по НДФЛ. Для этого необходимо:
- представить налоговую декларацию 3-НДФЛ
- представить надлежащие иностранные документы по зачету зарубежного подоходного налога с их нотариальным переводом на русский язык (допускаются разные варианты таких документов, упомянутые в статье 232 Налогового кодекса).
Убытки прошлых лет не учитываются. В отличие от особенностей НДФЛ по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, в рамках общего порядка обложения НДФЛ в части доходов за рубежом (от источников за пределами РФ), в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 228 Налогового кодекса «убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу» по такому НДФЛ.
Документы по исчислению НДФЛ в общем порядке. В соответствии с пп. 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговые органы (ИФНС) вправе требовать от налогоплательщиков «документы, подтверждающие правильность исчисления налогов», в том числе НДФЛ. Этому праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков «представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов», в том числе НДФЛ, в силу пп. 6 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса. Общий срок хранения налогоплательщиками документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, составляет 4 года. Таким образом, в течение этого срока необходимо иметь все иностранные документы, подтверждающие облагаемые и необлагаемые НДФЛ в РФ доходы за рубежом, понесенные расходы, налоговые вычеты.
▲ Условия применения особенностей НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ ▲
Отнесение ИФИ к ценным бумагам и ПФИ в РФ. Согласно пункту 2 статьи 214.1 Налогового кодекса, устанавливающей особенности НДФЛ по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (ПФИ), «порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам устанавливается законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств». Таким образом, указанные в иностранных документах обозначения зарубежных ценных бумаг, а в широком смысле - иностранных финансовых инструментов (ИФИ) в виде сокращений, названий или нескольких слов на иностранных языках, с кодами из цифр и букв, иногда с указанием страны, в виде информационного буклета-описания - это в целях статьи 214.1 Налогового кодекса еще не «ценные бумаги», а «объекты гражданских прав». Чтобы к доходам по таким ИФИ применять особенности НДФЛ по статье 214.1 Налогового кодекса РФ, эти объекты гражданских прав нужно надлежащим образом «отнести» к ценным бумагам, то есть, идентифицировать, классифицировать их в качестве ценных бумаг. При этом в упомянутом пункте 2 статьи 214.1 Налогового кодекса не указано, что такое «отнесение» нужно выполнять и в отношении ПФИ. Однако в пункте 5 этой же статьи предусмотрено, что в качестве ПФИ признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а перечень видов ПФИ (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».
Классификация ИФИ в качестве ценных бумаг в РФ. Если руководствоваться порядком применения термина «ценные бумаги» в налоговых целях и общим имеющимся по данному вопросу мнением Минфина (не строго в отношении ИФИ за рубежом), в настоящее время правила квалификации ИФИ в качестве ценных бумаг в РФ нормативно установлены Указанием ЦБ РФ от 03.10.2017 г. № 4561-У. В порядке, установленным этим Указанием ЦБ РФ, осуществляется квалификация в качестве ценных бумаг иностранных финансовых инструментов, которым в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 51.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» присвоены код (номер) идентификации ценных бумаг (код ISIN) и международный код классификации финансовых инструментов (код CFI). Коды ISIN и CFI являются аббревиатурами терминов, соответственно International Securities Identification Numbers и Classification of Financial Instruments. Классификация осуществляется заинтересованным лицом посредством установления наличия кода ISIN и кода CFI, присвоенных ИФИ, установления наличия подтверждения значения кода CFI иностранных финансовых инструментов информацией или документом, предусмотренными подпунктом 4.1 упомянутого Указания ЦБ РФ и соотнесением значений кода CFI иностранных финансовых инструментов со значениями, установленными подпунктом 4.2 данного Указания ЦБ РФ.
Подтверждение значения кода CFI. Код CFI представляет собой 6-разрядный буквенный код, отражающий существенную информацию о финансовых инструментах (в том числе об их виде, типе и форме выпуска, особенностях обращения, погашения и других существенных правах и характеристиках). В соответствии с пунктом 4.1 Указания ЦБ РФ от 03.10.2017 г. значение кода CFI иностранного финансового инструмента (ИФИ) для целей квалификации такого ИФИ в качестве ценной бумаги подтверждается:
- информацией о коде CFI на основании данных, содержащихся в информационном ресурсе организации, присваивающей указанный код, размещенном в сети Интернет, а при отсутствии доступа к указанному информационному ресурсу - документом такой организации, подтверждающим наличие присвоенного иностранному финансовому инструменту кода CFI;
- документом профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность, или иностранной организации, осуществляющей учет прав на иностранные финансовые инструменты, подтверждающим на основании информации или документов, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, наличие присвоенного иностранному финансовому инструменту кода CFI.
Квалификация ИФИ в качестве ПФИ в РФ. Как уже упоминалось выше, пунктом 5 статьи 214.1 Налогового кодекса предусмотрено, что (в целях особенностей НДФЛ по ПФИ) в качестве ПФИ признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а перечень видов ПФИ (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». В этих целях действует Указание ЦБ РФ от 16.02.2015 г. № 3565-У «О видах производных финансовых инструментов». В отличие от Указания ЦБ РФ о классификации ИФИ в качестве ценных бумаг по кодам CFI, данное Указание ЦБ не содержит специальных требований о подтверждении классификации ПФИ. В связи с этим, как представляется, классификация ИФИ и при необходимости подтверждение такой классификации может быть реализовано посредством иностранных документов с описанием условий ПФИ, отвечающих требованиям к ПФИ в РФ.
Классификация ИФИ в качестве «иных инструментов» в РФ. По общему правилу, статья 214.1 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности НДФЛ по доходам только от ценных бумаг и производных финансовых инструментов (ПФИ). Однако в подпункте 5 пункта 1 этой статьи говорится о ПФИ и «иных инструментах», «которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». По смыслу, под понятие «иных инструментов» подпадает случай заключения форекс-дилером «двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения». Поскольку случай этот весьма специфический, практическое значение данного исключения из общего правила применения ст. 214.1 Налогового кодекса только к ценным бумагам и ПФИ представляется незначительным.
Позиция Минфина РФ по классификации ИФИ. В ряде своих разъясняющих писем по данному вопросу Минфин РФ исходит из того, что классификация ИФИ в РФ в качестве ценных бумаг производится согласно Указанию ЦБ РФ в зависимости от кодов CFI, присвоенных таким ИФИ в соответствии с международными стандартами. Аналогично, ИФИ в качестве ПФИ должны быть квалифицированы в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О рынке ценных бумаг» и Указания ЦБ РФ о видах ПФИ. А если квалификация конкретного ИФИ в качестве ценной бумаги или ПФИ не была подтверждена в установленном порядке, положения статьи 214.1 Налогового кодекса, устанавливающие особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и ПФИ, не применяются. При этом доходы, полученные по операциям с иностранными инструментами, не признаваемыми ценными бумагами и ПФИ, облагаются налогом на доходы физических лиц в общем порядке в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса.
▲ Особенности НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ ▲
Ключевые особенностей НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ. При соблюдении определенных условий, статьей 214.1 Налогового кодекса предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (ПФИ). В этой же статье 214.1 имеются ссылки на несколько других статей Налогового кодекса, устанавливающих особенности для тех или иных случаев операций с ценными бумагами. С общим порядком обложения НДФЛ доходов за рубежом эти особенности соотносятся как дополнительные требования и возможности. Собственно таких особенностей установлено достаточно много, но в практических целях ключевые особенности НДФЛ по операциям с ценными бумагами и ПФИ заключаются в следующем:
- требование относить (распределять) ценные бумаги и ПФИ к их разным категориям, определенным в статье 214.1 Налогового кодекса
- требование определять налоговую базу по НДФЛ отдельно по разным категориям ценных бумаг и ПФИ (совокупностям операций по разным категориям ценных бумаг и ПФИ)
- требование признавать в целях НДФЛ только такие расходы, которые документально подтверждены и фактически понесены налогоплательщиком
- возможность уменьшить налоговую базу по НДФЛ на различные расходы, в том числе основные расходы на приобретение ценных бумаги и ПФИ, которые (расходы) по ИФИ затруднительно или невозможно учесть при общем порядке налогообложения НДФЛ
- возможность переносить на будущие налоговые периоды по НДФЛ (календарные годы) убытки прошлых лет по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, которые (убытки) при общем порядке налогообложения НДФЛ не учитываются.
Отдельно можно еще отметить возможности инвестиционных налоговых вычетов, регулируемых статьей 219.1 Налогового кодекса. Однако практически они в основном относятся к операциям с ценными бумагами не за рубежом, а в РФ.
Регулируемые статьей 214.1 Налогового кодекса виды доходов. В рамках особенностей НДФЛ по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (ПФИ) под регулирование основной в этих целях статьей 214.1 Налогового кодекса подпадают следующие зарубежные доходы:
- доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, в том числе от прекращения обязательств зачетом
- доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам
- доходы от реализации ПФИ, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам
- доходы по операциям с базисным активом ПФИ
- доходы по операциям с ценными бумагами и ПФИ, как обращающимися, так и не обращающимися на ОРЦБ, осуществляемым доверительным управляющим
- иные доходы, возникающие в процессе доверительного управления ценными бумагами и ПФИ (в том числе доходы в виде процентов, дивидендов, хотя в силу других норм главы 23 Налогового кодекса дивиденды подлежат отдельному учету в целях НДФЛ)
- получение ценных бумаг в собственность на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке наследования и дарения
В силу пункта 19 статьи 214.1 Налогового кодекса, особенности определения налоговой базы (доходов) по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами устанавливаются статьями 214.3 и 214.4 Налогового кодекса соответственно.
Отнесение ценных бумаг и ПФИ к их разным категориям в целях НДФЛ. В соответствии с пунктом 1 статьи 214.1 Налогового кодекса, устанавливающей особенности НДФЛ по операциям с ценными бумагами и ПФИ, при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с ПФИ учитываются доходы, полученные по следующим операциям:
1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ);
2) с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ;
3) с ПФИ, обращающимися на организованном рынке (в силу абзаца 3 п. 12 ст. 214.1 Налогового кодекса, операции с такими ПФИ должны разделяться еще на 2 вида в зависимости от базисного актива ПФИ);
4) с ПФИ, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с ПФИ по подпункту 5 данного пункта статьи 214.1 (договоров форекс-дилеров);
5) с ПФИ и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (в котором указаны договоры, заключаемые форекс-дилерами).
В случае доходов по ценным бумагам и ПФИ за рубежом, при отсутствии налогового агента в РФ, такое отнесение или распределение иностранных ценных бумаг и ПФИ по данным условным категориям фактически является обязанностью налогоплательщика, поскольку НДФЛ по правилам статьи 214.1 Налогового кодекса исчисляется на основе отдельных совокупностей операций по таким разным категориям ценных бумаг и ПФИ / иных инструментов. Данную обязанность не следует путать с другими прямо не установленными Налоговым кодексом, но фактически вытекающим из требований законодательства РФ обязанностями налогоплательщика классифицировать ИФИ как ценные бумаги по кодам CFI и квалифицировать ИФИ в качестве ПФИ в РФ. Эти обязанности должны быть выполнены до отнесения иностранных ценных бумаг и ПФИ к их разным категориям в целях НДФЛ по ст. 214.1 Налогового кодекса. Конкретные нормы и правовые ссылки по отнесению ценных бумаги и ПФИ к их разным категориям (видам) в целях НДФЛ предусмотрены в статье 214.1 Налогового кодекса.
Определение налоговой базы отдельно по разным категориям / совокупностям операций. В силу пункта 14 статьи 214.1 Налогового кодекса, в целях данной статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (ПФИ) признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 - 13.2 данной статьи. В силу пункта 12 этой же статьи 214.1 Налогового кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с ПФИ определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 этой же статьи. Налоговая база по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, определяется отдельно с учетом положений статьи 214.1 Налогового кодекса. Согласно абзацу третьему пункта 12 этой же статьи, финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных соответственно в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи.
Ряд особенностей определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с ПФИ установлены также пунктами 13 - 13.5 статьи 214.1 Налогового кодекса.
В практических целях данные нормы, в частности, означают, что расходы на приобретение ценных бумаг или ПФИ одной категории (по одной совокупности операций), по общему правилу, нельзя отнести на расходы по другой категории (совокупности операций) ценных бумаг или ПФИ. В налоговой декларации 3-НДФЛ расходы и убытки по операциям по разным категориям ценных бумаг и ПФИ учитываются отдельно.
Расходы, признаваемые в рамках особенностей НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ. В силу пункта 10 статьи 214.1 Налогового кодекса, к числу таких расходов относятся документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с ПФИ, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. Это существенное отличие особенностей НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ в сравнении с проблемой вычета расходов по операциям с ИФИ при их обложении НДФЛ в общем порядке. В частности, в качестве расходов признаются:
- денежные суммы, в том числе суммы купона, и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые) по договору купли-продажи или договору мены ценных бумаг
- суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями ПФИ
- оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами
- биржевой сбор (комиссия), оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра, налоги на наследование и дарение (в РФ), суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (частично)
- другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.
Документальное подтверждение и фактическое осуществление расходов. Это общее требование по операциям с ценными бумагами и ПФИ содержится в пункте 10 статьи 214.1 Налогового кодекса: "В целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам".
Общие виды подтверждающих документов по расходам в связи с ценными бумагами и ПФИ за рубежом, которые налогоплательщики - физические лица должны были бы представлять непосредственно в ИФНС в целях статьи 214.1, Налоговый кодекс не уточняет, конкретизируя такие документы только для отдельных случаев (п.п. 13 - 13.5 ст. 214.1). Однако такое общее уточнение есть в отношении представления физическим лицом налоговому агенту в РФ документов о расходах, "которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом" (п. 4 ст. 226.1 Налогового кодекса). В абзаце втором пункта 4 ст. 226.1 Налогового кодекса по этому вопросу установлено:
"В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов".
Как правило, по операциям с ценными бумагами и ПФИ за рубежом все документы оформляются в электронном виде на иностранных языках. По вопросу представления таких документов ФНС в письме от 7 сентября 2018 г. № БС-3-11/6303@ высказала мнение, что "подтверждение достоверности содержащихся в документе сведений может быть осуществлено посредством направления иностранной организацией гражданину в электронной форме сканированного образа, в частности, отчета брокера, подписанного уполномоченным должностным лицом организации" и что "ко всем подтверждающим документам, оформленным на иностранном языке, должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык".
Перенос убытков прошлых лет на будущие налоговые периоды. В отличие от общего порядка обложения НДФЛ, при применении особенностей НДФЛ по ценным бумагам и производным финансовым инструментам (ПФИ) допускается переносить убытки прошлых лет на будущие годы, хотя и не по всем категориям ценных бумаг и ПФИ (не по всем совокупностям операций). В соответствии с абзацем 7 пункта 12 статьи 214.1 Налогового кодекса отрицательный финансовый результат по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 данной статьи, признается убытком. Учет убытков по операциям с ценными бумагами и по операциям с ПФИ осуществляется в порядке, установленном статьями 214.1 и 220.1 Налогового кодекса. В силу пункта 16 статьи 214.1 Налогового кодекса, налогоплательщики, получившие убытки в предыдущих налоговых периодах по операциям с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, от операций с ПФИ, обращающимися на организованном рынке, вправе уменьшить налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, по операциям с ПФИ, обращающимися на организованном рынке, соответственно в текущем налоговом периоде на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущие периоды). Перенос убытков по этим категориям ценных бумаги и ПФИ допускается в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом (календарным годом), в котором получен этот убыток. налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Прочие особенности НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ за границей могут касаться получения доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды, в виде дивидендов по ценным бумагам, которые регулируются отдельными статьями и нормами Налогового кодекса. При этом общие вопросы, не урегулированные особыми положениями, решаются так же, как и при общем порядке обложения НДФЛ доходов за рубежом. В частности, это вопросы даты получения дохода, пересчета дохода в инвалюты в рубли РФ, налогового периода, зачета налога, уплаченного в иностранном государстве.
▲ Налоговая декларация 3-НДФЛ по зарубежным ценным бумагам, ПФИ, прочим ИФИ ▲
Форма 3-НДФЛ. В настоящее время форма налоговой декларации по доходам за рубежом и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 3 октября 2018 г. № ММВ-7-11/569@ (в редакции от 07.10.2019 г. № ММВ-7-11/506@) "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме". Как следует из названия данного приказа, налоговая декларация физических лиц по НДФЛ представляется по форме 3-НДФЛ. Заполнить ее можно в личном кабинете налогоплательщика, в программах "Декларация" и "налогоплательщик ЮЛ", которые можно скачать на сайте ФНС www.nalog.ru.
Заполнение декларации 3-НДФЛ. Форма декларации 3-НДФЛ состоит из титульного листа, разделов 1, 2, Приложений 1 - 8, а также Расчета к Приложению 1 "Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества" и Расчета к Приложению 5 "Расчет социальных налоговых вычетов, установленных подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации". В целях декларирования доходов за рубежом по операциям с ценными бумагами, ПФИ, ИФИ основное внимание следует уделить Приложению 2, которое заполняется по доходам, подлежащим налогообложению, полученным от источников за пределами РФ, за исключением доходов от предпринимательской деятельности, адвокатской деятельности и частной практики. Сведения заполняются согласно Порядку заполнения декларации на основании иностранных документов по операциям с ИФИ. Программное обеспечение ФНС позволяет пересчитывать суммы доходов в иностранной валюте в рубли РФ автоматически на дату получения дохода. Аналогично осуществляется пересчет в рубли РФ сумм уплаченного за рубежом подоходного налога для зачета в РФ. После заполнения Приложения 2 по каждой операции с соответствующим количеством листов Приложения 2 и допустимых вычетов (расходов) все остальные сведения для исчисления налога в декларации 3-НДФЛ в программном обеспечении ФНС в общем случае должны заполниться автоматически (кроме ситуаций учета убытков). В электронном виде декларация заполняется не по Приложениям, а по видам доходов и вычетов. В личном кабинете налогоплательщика и в программе "Декларация" коды доходов и вычетов указаны с сокращениями. Для удобства, их полные описания можно посмотреть в Приказе ФНС России от 10.09.2015 г. № ММВ-7-11/387@ (ред. от 24.10.2017 г.) "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов".
Приложение документов к декларации 3-НДФЛ. В части обязательного приложения к декларации 3-НДФЛ документов в Налоговом кодексе содержится прямо установленное требование прилагать документы только в отношении зачета зарубежного подоходного налога. пунктом 3 статьи 232 Налогового кодекса предусмотрено, что в целях зачета в РФ суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом РФ в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык. Там же содержатся требования к содержанию этих документов.
В части других явных и неявных обязанностей налогоплательщика в целях особенностей НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ документально подтверждать классификацию ценных бумаг по коду CFI, классификацию ИФИ в качестве ПФИ, отнесение ценных бумаг и ПФИ к их разным категориям в целях исчисления НДФЛ, расходы по ценным бумагам и ПФИ, убытки прошлых лет Налоговый кодекс не содержит прямых требований прилагать такие документы к декларации 3-НДФЛ. Тем не менее, как указано в письме УФНС по г. Москве от 29 ноября 2011 г. № 20-14/4/115747@, хотя "положения Налогового кодекса РФ "не содержат требование обязательного документального подтверждения полученных налогоплательщиком доходов, указанных им в налоговой декларации", "налогоплательщик вправе приложить к налоговой декларации документы, подтверждающие получение дохода от операций с ценными бумагами (договоры купли-продажи, банковские выписки, квитанции к приходным кассовым ордерам и т. д.)". В отношении расходов по ценным бумагам и ПФИ в статье 214.1 Налогового кодекса многократно акцентируется необходимость их документального подтверждения в различных случаях, а в случае исчисления НДФЛ налоговым агентам по расходам, возникшим до заключения налогоплательщиком договора с налоговым агентом, для признания таких расходов пунктом 4 статьи 226.1 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщика представить такие документы налоговому агенту. Косвенно это предполагает обязанность представить такие документы в ИФНС вместе с декларацией 3-НДФЛ.
Как представляется, вопрос о приложении к декларации 3-НДФЛ таких документов о доходах и расходах по операциям с ценными бумагами и ПФИ, ИФИ за рубежом следует решать индивидуально в каждой конкретной ситуации с учетом возможных рисков представления "лишних", проблемных, некорректных иностранных документов и (или) особенно их некорректного (неудобного для налогоплательщика) перевода на русский язык.
Пояснения налогоплательщика к декларации 3-НДФЛ. Обязательных требований по приложению пояснений к декларации 3-НДФЛ Налоговый кодекс не содержит (представить пояснения может потребовать ИФНС в ходе камеральной проверки декларации). Однако в этом отношении налогоплательщик может воспользоваться своим общим налоговым правом представлять пояснения на основании пп. 7 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса. В любом случае, для действенных пояснений необходимо учитывать не только нормы налогового кодекса, но и обязательно применимые разъяснения Минфина и ФНС. При этом такие письменные пояснения можно оформить в качестве документа за подписью налогоплательщика и включить его в общее количество листов прилагаемых к декларации подтверждающих документов, указываемое на титульном листе декларации. Такой шаг может потребоваться в качестве превентивной меры против отказа ИФНС принять представляемые пояснения. С другой стороны, нужные пояснения можно попытаться "внедрить" в прилагаемые к декларации 3-НДФЛ иностранные документы, если характер отношений с иностранными банками / брокерами позволяет налогоплательщику подготовить или скорректировать проекты необходимых от них документов. Как и в случае с прилагаемыми к декларации иностранными документами о доходах и расходах, вопрос о целесообразности представлении пояснений следует решать индивидуально в каждом конкретном случае.
Представление декларации 3-НДФЛ и документов в ИФНС. В настоящее время, особенно в случае большого количества операций по иностранным финансовым инструментам за рубежом, представлять декларацию 3-НДФЛ в свою ИФНС (по месту жительства) предпочтительнее в электронном виде из личного кабинета налогоплательщика. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса налоговая декларация 3-НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (прошедшим календарным годом). При попадании этого числа на выходной день срок представления декларации продлевается до следующего рабочего дня после первых майских праздников. Прилагаемые к декларации документы представляются в виде "сканированных образов".
▲ Уплата НДФЛ по ценным бумагам, ПФИ, ИФИ ▲
Самостоятельная уплата НДФЛ в бюджет РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, общая сумма НДФЛ, исчисленная исходя из налоговой декларации 3-НДФЛ и подлежащая уплате как в случае общего порядка обложения НДФЛ доходов за рубежом, так и в случае применения особенностей НДФЛ по ценным бумагам и ПФИ за рубежом, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному Налоговым кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку в силу статьи 13 Налогового кодекса НДФЛ относится к Федеральным налогам, уместно говорить о его уплате именно в бюджет РФ, а не бюджеты субъектов РФ или муниципальных образований.
▲ Валютное регулирование РФ по ИФИ за рубежом ▲
Перечень правовых запретов, ограничений, разрешений по «президентскому регулированию» 2022 - 2024 гг., в том числе в связи с операциями с ИФИ, см. в начальном разделе на странице Правовые услуги по валютному регулированию и валютному контролю.
Иностранные финансовые инструменты, признаваемые ценными бумагами в РФ. Согласно статье 2 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в сферу действия этого закона входит определение прав и обязанностей резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями. В силу пункта 5 части 1 статьи 1 данного закона под валютными ценностями понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. В силу части 1 статьи 4 закона 173-ФЗ "валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним Федеральных законов". Таким образом, владение, пользование и распоряжение ИФИ, признаваемыми ценными бумагами в РФ непосредственно подпадает под сферу действия валютного регулирования в РФ.
Производные финансовые инструменты и прочие ИФИ. Исходя из сферы действия закона 137-ФЗ, в целом из его системных положений, и как это наглядно видно на графических блок-схемах видов валютных операций, с точки зрения практических операций с иностранными финансовыми инструментами за рубежом основными элементами-объектами валютного регулирования в различных контекстах являются:
- валюта Российской Федерации
- иностранная валюта
- внутренние ценные бумаги и
- внешние ценные бумаги
Таким образом, ПФИ и иностранные финансовые инструменты, не признаваемые в РФ ценными бумагами или ПФИ, непосредственными объектами валютного регулирования РФ не являются. Тем не менее, валютные операции с ними в виде расчетов подпадают под валютное регулирование.
▲ Валютно-правовые обязанности в РФ в связи с ИФИ за рубежом ▲
Запрет открывать счета за рубежом госслужащим РФ и членам их семей. Установлен статьей 2 Федерального закона № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Под членами семей госслужащих понимаются их супруги и несовершеннолетние дети. Подробнее на странице Право и запреты на счета за рубежом.
Обязанность уведомлять ИФНС о финансовых счетах и счетах учета ИФИ. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", валютные резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом, уведомлять нужно:
- о счетах как в иностранных банках, так и в иных организациях финансового рынка (счета в филиалах банков РФ за рубежом исключены из валютно-правового регулирования по статье 12 закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле")
- отдельно об открытии, о закрытии, об изменении реквизитов счетов
- в течение одного месяца со дня открытия / закрытия / изменения реквизитов
Исходя из положений части 1 статьи 12 закона 173-ФЗ под "иными организациями финансового рынка" понимаются организации, "в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента". Под это определение подпадают счета учета иностранных финансовых инструментов (ИФИ) у зарубежных брокеров / банков, даже в случаях, когда денежные операции по таким счетам вообще не проводятся.
Подробнее о порядке уведомления о зарубежных счетах и ответственности за нарушения этой обязанности на странице Уведомления о счетах за рубежом.
Обязанность представлять отчеты в ИФНС о движении средств по счетам. Установлена частью 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Распространяется как на счета в банках, так и на счета в иных организациях финансового рынка. В отношении этой обязанности следует учитывать:
- отчеты не представляются, если счет открыт в ЕАЭС или государстве, обменивающемся с РФ информацией о счетах, при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось
- форма отчета для валютных резидентов - физических лиц утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1365 только в отношении счетов в банках
- на сайте ФНС www.nalog.ru дополнительно размещена рекомендуемая форма отчета о движении средств, но и она предназначена только для счетов в банках; кроме того, в данной рекомендуемой форме фактически требуется указывать остатки и обороты по счетам с большей точностью (в тыс. единиц валюты с 3 знаками после запятой), чем по форме, утвержденной Правительством РФ (в тыс. единиц валюты), что для резидентов в ряде случаев может быть неудобно
- счета в филиалах банков РФ за рубежом исключены из валютно-правового регулирования по статье 12 закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
Подробнее о порядке представления отчета о движении средств и ответственности за нарушение этой обязанности на странице Отчеты о движении средств на счетах за рубежом.
Обязанность соблюдать ограничения по валютным операциям с ИФИ за рубежом. В качестве основных таких ограничений по валютным операциям валютных резидентов - физических лиц, в основном находящихся в РФ, с иностранными финансовыми инструментами (ИФИ) за рубежом можно назвать:
1) общий запрет на валютные операции между валютными резидентами
2) ограничения по валютным операциям на счетах за рубежом
3) общая обязанность проводить расчеты по валютным операциям через счета в банках РФ или в банках за рубежом.
Упомянутый общий запрет на валютные операции между валютными резидентами установлен статьей 9 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", со множеством исключений.
В отношении ограничений по валютным операциям на счетах за рубежом имеет место несовершенство, нечеткость валютного законодательства. В статье 12 закона 173-ФЗ, регулирующей счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка за рубежом, и в целом в этом основополагающем законе валютного регулирования, данные ограничения прямо не установлены, но косвенно - установлены. В частности, в самом начале части 8 статьи 12 закона 173-ФЗ указано: "Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установленные настоящей статьей…". Из этого следует, что статьей 12 закона 173-ФЗ установлены требования к порядку проведения валютных операций по счетам за рубежом. Исходя из общего смысла данной статьи, этот порядок заключается в том, что предусматривается перечень разрешенных валютных операций, которые на зарубежных счетах "могут" быть проведены и соответствуют "требованиям", а все остальные операции оказываются в статусе "не соответствующих требованиям", "не предусмотренных валютным законодательством". При этом "валютные операции, не предусмотренные валютным законодательством," в силу части 1 статьи 15.25 КоАП фактически приравнены к запрещенным валютным операциям, поскольку и за те, и за другие установлены одинаковые огромные штрафы - 75% - 100% от суммы операции.
Общая обязанность физических лиц - резидентов проводить расчеты при осуществлении валютных операций через банковские счета в банках РФ, с рядом исключений, установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". А в силу статьи 2 данного закона эта обязанность валютных резидентов действует в отношении "владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями…". Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 закона 173-ФЗ валютными ценностями являются иностранная валюта и внешние ценные бумаги (которые и являются основной составляющей иностранных финансовых инструментов). Часть 4 статьи 14 закона 173-ФЗ разрешает проводить упомянутые расчеты через счета в банках за рубежом, хотя и не вполне четко в отношении зачислений денежных средств на эти счета, и неясно в отношении счетов в "иных организациях финансового рынка". Впрочем, в судебной практике по валютным делам есть подход, разрешающий наличные расчеты в инвалюте за рубежом в пределах средств, законно вывезенных из РФ.
▲ Валютные операции в связи с ИФИ за рубежом ▲
Определение валютных операций по ИФИ. Понятие валютных операций определено в Федеральном законе № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в виде перечисления конкретных видов денежных и неденежных операций, подпадающих под данное понятие. Применительно к иностранным финансовым инструментам (ИФИ) валютные операции в основном сводятся к следующим случаям:
- зачисление ИФИ и денежных средств на счета за рубежом по сделкам и операциям с ИФИ
- списание денежных средств со счетов за рубежом на покупку ИФИ
- переводы ценных бумаг и производных финансовых инструментов (ПФИ)
Разрешенные зачисления на счета за рубежом по ИФИ. В статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" указаны следующие виды таких разрешенных валютных операций:
- зачисление денежных средств на счета физических лиц - резидентов в банках в странах ЕАЭС или государств, обменивающихся информацией с РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов
- зачисление на счета за рубежом физических лиц - резидентов инвалюты и внешних ценных бумаг в дар от супруга и близких родственников
- зачисления на счета за рубежом физических лиц - резидентов по завещанию или наследованию валютных ценностей (инвалюты и внешних ценных бумаг)
В некоторых ситуациях для законного зачисления денежных средств на счета за рубежом по расчетам за иностранные финансовые инструменты могут быть использованы специфические случаи разрешенных валютных операций на такие счета, например, внесение средств на счет наличными, конверсионные операции, переводы в рублях РФ от резидентов, инвалюты из РФ до 5 000 $ в день.
В отношении зачислений на счета в иных организациях финансового рынка в абзаце 5 части 4 статьи 12 закона 173-ФЗ указано, что денежные средства на такие счета могут быть зачислены в случаях, установленных ЦБ РФ. Согласно Указанию ЦБ РФ от 24.12.2019 г. № 5371-У эти зачисления денежных средств "осуществляются во всех случаях без ограничений". Однако, как представляется, на это общее разрешение для зачислений "без ограничений" все же накладывается общий запрет валютных операций между резидентами, так как в числе исключений из этого общего запрета данные зачисления не указаны.
По вопросу периода применения этого Указания ЦБ РФ, по данным справочно-правовой системы КонсультантПлюс дата начала его действия - 17.04.2020 г. При этом абзац 5 части 4 статьи 12 закона 173-ФЗ, предусматривающий регулирование зачислений денежных средств на такие счета Центральным банком РФ, вступил в силу 01.01.2020 г. Как представляется, аргументом законности денежных валютных операций с нерезидентами, проведенных по таким счетам в период с 1 января по 17 апреля 2020 г., может быть ссылка на абзац 2 части 2 статьи 5 закона 173-ФЗ, которые предусматривает: "Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений".
Разрешенные списания со счетов за рубежом по ИФИ. В этом отношении действует общее разрешение согласно абзацу второму части 6 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", но при соблюдении для валютных резидентов - физических лиц, в основном проживающих в РФ, двух условий:
- средства на счете за рубежом должны быть зачислены на этот счет в соответствии с Федеральными законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"
- операция по списанию не должна подпадать под запрещенные валютные операции между резидентами.
В отношении списаний со счетов в иных организациях финансового рынка, как и в случае разрешенных зачислений денежных средств на эти счета, в абзаце 5 части 4 статьи 12 закона 173-ФЗ указано, что денежные средства на такие счета могут быть списаны в случаях, установленных ЦБ РФ. Согласно Указанию ЦБ РФ от 24.12.2019 г. № 5371-У эти списания денежных средств "осуществляются во всех случаях без ограничений". Однако, как представляется, на это общее разрешение для списаний "без ограничений" все же накладывается общий запрет валютных операций между резидентами, так как в числе исключений из этого общего запрета данные списания не указаны.
Переводы ценных бумаг и производных финансовых инструментов (ПФИ). Исходя из определения (критериев, признаков) валютных операций в статье 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", под понятие валютных операций подпадают различные операции с ценными бумагами в случаях, когда денежные расчеты по ним не проводятся. Поскольку эти ситуации довольно специфические, рассматривать их целесообразно в каждом конкретном случае.
При этом производные финансовые инструменты (ПФИ) и прочие иностранные финансовые инструменты (ИФИ), не признаваемые ни ценными бумагами, ни ПФИ, в понятие валютных операций не включены и вообще прямо не подпадают под сферу валютного регулирования. Таким образом, неденежные операции с ними можно использовать для оптимизации, планирования деятельности с использованием иностранных финансовых инструментов или как направление решений для уже возникших проблем по проведенным сделкам.
|