Услуги валютного консультанта Консультации по валютному законодательству и контролю
♦ Валютно-правовые услуги ► Консультация по валютному законодательству и валютному контролю
↓ Консультация по регулированию и контролю физлиц и юрлиц
↓ Обычные, простые, редкие, сложные вопросы ФЛ, ИП, ЮЛ
↓ Формально-правовые ответы и (или) решения по вопросам
↓ Уточненение ответов / решений по обстоятельствам ситуации
Ответы и решения по ситуациям физлиц РФ за рубежом
↓ Устные консультации и подробное обсуждение вопросов
↓ Дистанционно ↓ На встрече ↓ С письменными тезисами
Устные консультации с предварительным правовым анализом
↓ Онлайн консультации сообщениями по WhatsApp, Telegram
↓ Тезисные ответы на распространенные вопросы
Онлайн консультация для физических лиц
↓ Письменные консультации и детальные правовые заключения
↓ Кратко по e-mail
↓ Подробно с правовым анализом, пояснениями
↓ Правовой анализ и выводы по вопросам ↓ Судебная практика
Письменный консалтинг по ситуациям резидентов за рубежом
→ Правовой консалтинг и консультации по категориям ситуаций
Валютный контроль физических лиц, должностных лиц ИП
Правовой режим валютных операций физлиц за рубежом
Минимизация рисков по счетам и ситуациям физлиц за рубежом
Работы и услуги физлиц РФ для иностранных заказчиков
Правовые способы получения оплаты от нерезидентов в 2024 г.
Сделки и операции с «недружественными» нерезидентами
Ситуации и проекты нерезидентов в РФ в 2024 г.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 17.09.2024 Вправе ли налоговая запрашивать по валютному контролю сведения и документы о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах
Примерно с декабря 2023 г. налоговые инспекции стали направлять физическим лицам – валютным резидентам РФ запросы о предоставлении документов и информации в связи с проверками соблюдения валютного законодательства РФ с истребованием в том числе сведений и копий документов о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах.
С точки зрения правомерности или неправомерности запросов налоговыми органами в связи с проверками соблюдения валютного законодательства сведений и копий документов об иностранном гражданстве / ВНЖ и, соответственно, обязанностей резидентов представлять их, можно отметить следующее.
- Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы как органы валютного контроля вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
- В пункте 14 перечня документов по части 4 статьи 23 закона № 173-ФЗ, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и которые вправе запрашивать агенты валютного контроля (по смыслу, также и органы валютного контроля), указаны «документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации».
- Однако по аналогичным налоговым вопросам подтверждения фактов пребывания физического лица за рубежом ФНС неоднократно высказывалась, что документы об иностранном ВНЖ и гражданстве сами по себе подтверждениями пребывания лица за пределами РФ не являются.
- В каких-либо других пунктах перечня документов по части 4 статьи 23 закона № 173-ФЗ ни гражданство иностранных государств, ни ВНЖ в иностранных государствах прямо не указаны.
- Согласно пункту 2 Правил представления документов в целях валютного контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 г. № 98, запрашиваемые документы должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 закона № 173-ФЗ.
- В силу части 5 статьи 23 закона № 173-ФЗ это должны быть только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
- Подобное положение о праве налоговых органов требовать «в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства» представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, также установлено пунктом 12 Административного регламента ФНС по валютному контролю, утвержденному приказом ФНС от 26.08.2019 г. № ММВ-7-17/418@.
- В настоящее время обязанность граждан РФ подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, установлена статьей 11 Федерального закона от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Уведомление это подается не в налоговые органы, а в органы МВД.
Таким образом, полномочия налоговых органов запрашивать и обязанности резидентов представлять в ИФНС в целях валютного контроля сведения и копии документов о наличии иностранного гражданства / ВНЖ прямо не установлены. Что дает правовую возможность в ответе на запрос ИФНС дипломатично уклониться от представления этих сведений и (копий) документов. С другой стороны, подобные запросы налоговых органов по смыслу направлены на получение в том числе и косвенных подтверждений пребывания физлица – резидента за рубежом свыше 183 дней в году, что означает неприменение к таким резидентам ряда требований в отношении зарубежных счетов. Соответственно, в случае отсутствия таких прямых подтверждений и в зависимости от прочих обстоятельств конкретной ситуации, представление таких сведений и документов может соответствовать интересам резидента.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг и подготовка документов по минимизации рисков по ситуациям физлиц РФ за рубежом, валютный контроль физических лиц, pvs.ru, 17.09.2024 г.
|