Проекты и ситуации за рубежом и в РФ Правовой анализ. Консалтинг. Подготовка документов
Правовой анализ и консалтинг
|
|
▼ По проектам и ситуациям физ. лиц, ИП и юр. лиц |
|
► Проекты в сфере информационных технологий (ИТ) |
► Экспортные проекты, контракты, соглашения, ситуации |
► Импортные проекты, контракты, соглашения, ситуации |
► Дистрибуция товаров в РФ и за рубежом |
► Купля-продажа товаров за рубежом без ввоза в РФ |
► Ситуации резидентов РФ по репатриации валюты |
► Счета и ситуации резидентов РФ за рубежом |
► Операции с ценными бумагами за рубежом |
► Проекты и ситуации с российским участием в Испании |
▼ Другие, новые ситуации и проекты за рубежом и в РФ |
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 23.05.2022 Осложнения по исполнению обязательств перед «недружественными» иностранными кредиторами и получателями дивидендов
Согласно пункту 1.1 Официального разъяснения ЦБ РФ от 20 мая 2022 г. № 6-ОР о применении отдельных положений Указов Президента РФ №№ 79, 81, 95, 126:
«1.1. Для целей исполнения пункта 2 Указа № 95 под обязательствами следует понимать совокупный размер всех обязательств должника, указанных в пункте 1 Указа № 95, перед всеми иностранными кредиторами в календарный месяц.
В случае если сумма таких обязательств превышает 10 млн рублей в календарный месяц, исполнение должником обязательств перед любым иностранным кредитором требует соблюдения порядка, установленного Указом № 95, независимо от суммы, которая причитается данному иностранному кредитору».
Здесь речь идет о разъяснении или толковании пунктов 1 и 2 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». В исходном тексте Указа № 95 эти пункты 1 и 2 имеют следующее содержание:
«1. Установить временный порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, резидентами (далее также - должники) обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами, являющимися иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - иностранные кредиторы).
2. Порядок исполнения обязательств, установленный настоящим Указом, распространяется на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн. рублей в календарный месяц, или в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1-е число каждого месяца».
Далее Указом № 95 установлен порядок исполнения обязательств, превышающих данный порог в 10 млн. руб./месяц, через счета типа «С».
Исходя из буквального толкования данных пунктов 1 и 2 Указа № 95 порог в 10 млн. руб./месяц без использования счетов типа «С» воспринимается как относящийся к одному обязательству перед одним «недружественным» иностранным кредитором по тому или иному кредиту или займу, или финансовому инструменту. Поскольку на практике исполнение таких платежных обязательств происходит не в их совокупности, а отдельно каждым соответствующим платежом (платежами).
Однако теперь Официальное разъяснение ЦБ № 6-ОР фактически устанавливает, что данный порог в 10 млн. руб./месяц нужно применять ко всем обязательствам российского должника перед всеми «недружественными» иностранными кредиторами в календарный месяц. Исходя из обычных юридических походов к толкованию правовых норм, можно предположить и утверждать, что данное разъяснение ЦБ дано на основе не буквального, а так называемого системного толкования Указов Президента РФ №№ 79, 81, 95 (Указ № 95 был издан в дополнение к Указам №№ 79 и 81). В частности, на основе системной взаимосвязи Указа № 95 с преамбулами Указов №№ 79 и 81, в которых указано, что вводимые этими Указами запреты и ограничения устанавливаются «в целях защиты национальных интересов Российской Федерации». А в преамбуле Указа № 81 еще добавлено «в целях … обеспечения финансовой стабильности» Российской Федерации.
В судебной практике по валютным делам уже давно сформировались схожие правовые позиции в отношении «защиты интересов РФ», «обеспечения экономической безопасности РФ», «защиты валютного рынка РФ» и т. п. Соответственно, в целях защиты национальных интересов и обеспечения финансовой стабильности РФ, на основании данного Официального разъяснения ЦБ № 6-ОР порог в 10 млн. руб./месяц теперь должен пониматься в ограничительном смысле, как порог для совокупности всех обязательств конкретного российского должника перед всеми «недружественными» иностранными кредиторами в календарный месяц.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 04.05.2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» установленный Указом № 95 порог в 10 млн. руб./месяц без использования счетов типа «С» применяется также к выплатам прибыли (дивидендов) российских ООО «недружественным» иностранным кредиторам.
Следовательно, на основании данного Официального разъяснения ЦБ № 6-ОР и фактически примененного в нем системного «ограничительного» толкования Указов Президента РФ 2022 г., в общий порог в 10 млн. руб./месяц без использования счетов типа «С» должны включаться не только обязательства по «кредитам и займам, финансовым инструментам» (в силу Указа № 95), но и выплаты прибыли (дивидендов) (в силу Указа № 254) в пользу всех «недружественных» иностранных кредиторов конкретного российского должника. Что необходимо будет учитывать при планировании и осуществлении всех таких выплат. А если же такие выплаты уже были произведены с нарушениями данного порядка, то это новое Официальное разъяснение ЦБ № 6-ОР тем более необходимо будет учитывать для принятия мер минимизации рисков ответственности за нарушения как до проверки соблюдения валютного законодательства, так и в случае подготовки ответа на запрос ИФНС как органа валютного контроля в данной сфере.
Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, подготовка и обоснование запросов и заявлений в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году, 23.05.2022 г.
|