Проекты и ситуации за рубежом и в РФ Правовой анализ. Консалтинг. Подготовка документов
Правовой анализ и консалтинг
|
|
▼ По проектам и ситуациям физ. лиц, ИП и юр. лиц |
|
► Проекты в сфере информационных технологий (ИТ) |
► Экспортные проекты, контракты, соглашения, ситуации |
► Импортные проекты, контракты, соглашения, ситуации |
► Дистрибуция товаров в РФ и за рубежом |
► Купля-продажа товаров за рубежом без ввоза в РФ |
► Ситуации резидентов РФ по репатриации валюты |
► Счета и ситуации резидентов РФ за рубежом |
► Операции с ценными бумагами за рубежом |
► Проекты и ситуации с российским участием в Испании |
▼ Другие, новые ситуации и проекты за рубежом и в РФ |
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 25.02.2017 Закон о деофшоризации вынуждает предпринимателей менять резидентство, утверждает омбудсмен Борис Титов
Медведева просят остановить утечку бизнеса
Закон о деофшоризации вынуждает предпринимателей менять резидентство, утверждает омбудсмен Борис Титов
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть возможность смягчения закона о деофшоризации в ответ на письмо бизнес-омбудсмена Бориса Титова. В нем уполномоченный попросил главу правительства остановить утечку бизнеса за границу, спровоцированную этим законом. Копия письма омбудсмена и резолюции Дмитрия Медведева имеются в распоряжении «Известий». В Минфине и ФНС панику считают преждевременной.
Борис Титов в начале февраля направил письмо Дмитрию Медведеву, в котором предложил изменить понятие контролируемой иностранной компании (КИК) «таким образом, чтобы под него попадали только те иностранные компании, основной доход которых (50% и более) получен из источников в РФ при условии, что они контролируются российскими бенефициарами». В своей резолюции премьер поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову «проработать идею и представить предложения».
Под закон о КИК попадают все бизнесмены, имеющие зарубежные структуры. Закон касается всех без исключений, вне зависимости от масштабов бизнеса. Среди «громких» историй — намерение акционера «Альфа-Групп» Михаила Фридмана сменить резидентство на британское. В октябре перестал быть налоговым резидентом России миллиардер Алишер Усманов, основатель USM Holdings.
Однажды бизнес-сообщество уже добилось переноса сроков вступления в силу закона о КиК. В итоге он вступил в силу в 2015 году, его цель — деофшоризация экономики. Согласно ему, российские компании, имеющие зарубежные структуры, должны указать их в декларациях по налогу на прибыль и представить Налоговой до 20 марта этого года.
Российские компании заводят дочерние структуры за границей как для вполне «мирных» целей (экспортно-импортных операций, сбыта продукции и других бизнес-задач), так и для «серых» схем, чтобы уходить от налогов. Но под закон о КИК попадают как первые, так и вторые.
«Возможные риски и налоговые последствия вынуждают наиболее успешных российских бизнесменов покидать Россию: большую часть своего времени они вынуждены проводить за рубежом, и, соответственно, именно там будут реализованы их предпринимательские инициативы, запатентованы и внедрены инновационные технологии, созданы новые рабочие места», — пишет Борис Титов.
— Под общую меру попали как компании, созданные исключительно для избежания налогообложения, так и вполне «добропорядочные», получающие прибыль не только от дивидендов из России, но и из иных источников за рубежом, — объяснила адвокат, член адвокатской палаты Москвы Елена Лузанова.
После вступления в силу закона о деофшоризации все компании разделились на три лагеря, констатировал ведущий юрисконсульт КСК-групп Денис Ладыгин. Первые переводят банковские счета из одной юрисдикции в другую, вторые немного подкорректировали структуры и смирились с дополнительным налоговым бременем, третьи просто ликвидируют иностранные компании.
При этом третья группа несет огромные издержки, признал партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Если на создание структур в свое время уходили тысячи долларов, то на их ликвидацию в рамках деофшоризации легко могут уйти десятки тысяч. Особенно с учетом того, что многие только сейчас озаботились этой проблемой и наконец поняли, что эта «новая реальность» всерьез и надолго, сказал он.
— Жесткость закона о КИК вынудила бизнес искать лазейки, — рассказала юрист компании «Лорес Консалтинг» Татьяна Атитанова. — После принятия закона бизнесмены начали либо создавать субфонды и трасты, либо просто отказываться от российского резидентства — об этом писал и Борис Титов. По закону налоговыми резидентами России считаются те, кто проводит в стране более 183 дней в году.
По мнению юриста, если правительство пойдет на уступки, бизнес может вернуться, ведь налогообложение во многих других странах жестче российского. Выиграв налоговую конкуренцию, Россия могла бы улучшить прозрачность бизнес-среды, уверена она.
— Реализация предложения Бориса Титова может привести к тому, что многие офшорные компании просто станут указывать 51% своих доходов как полученные за рубежом для того, чтобы избежать налогообложения, — нашел простой способ уйти от налогов партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Сергей Сорокин. — Для стимулирования реинвестирования прибыли таких организаций было бы уместнее ввести дополнительные льготы инвесторам, а не делать послабления в части налогообложения офшорных компаний в общем.
В Минфине считают преждевременными предложения о пересмотре закона о КИК, рассказал «Известиям» директор департамента налоговой и таможенной политики Алексей Сазанов. Он также указал, что не знаком с предложениями Бориса Титова.
— Законодательство о КИК вступило в силу только в 2015 году, впервые такие доходы будут отражены в декларациях по налогу на прибыль за 2016 год. Правоприменительная практика еще не сложилась, — подчеркнул он. — Внесение существенных, принципиальных изменений на данном этапе преждевременно.
По его убеждению, в следующие два-три года необходимо посмотреть за развитием событий, обобщить и проанализировать правоприменительную практику.
В пресс-службе ФНС отметили, что правила КИК технически сложны, что связано в том числе с особенностями международных стандартов финансовой отчетности и законов других государств. При этом на данном этапе «не представляется возможным оценить эффективность законодательства о КИК», ведь пока еще нет никаких данных об исполнении закона и тем более эффекте от него.
izvestia.ru 22.02.2017
|