Аналитические правовые разработки и услуги по вопросам, ситуациям, деятельности
↓ Аналитическое рассмотрение правовых вопросов, ситуаций, деятельности
↓ Аналитические разработки ↓ Аналитические решения ↓ Специализированные ↓ Комплексные
↓ Применение к ситуации системного анализа правовых норм
↓ Идентификация ключевых элементов ↓ Сопоставление ситуации с основными нормами
↓ Применение к ситуации анализа нюансов правового регулирования
↓ Рассмотрение ситуации «вглубь» ↓ Нюансы законов ↓ Нюансы ситуации ↓ Языковые нюансы
↓ Применение к ситуации анализа деталей правоприменительной практики
↓ Рассмотрение ситуации «вширь» ↓ Проверки органов РФ ↓ Судебная практика ↓ Закономерности
↓ Применение к ситуации анализа новых правовых возможностей
↓ Рассмотрение ситуации «по новизне» ↓ Новые законы ↓ Новая практика ↓ Новые подходы
↓ Правовые заключения, консультации, анализ, разработки, выводы, идеи, рекомендации
↓ Формальные выводы и решения по смысловым элементам правовых норм
↓ Уточняющие и косвенные выводы и решения по разъяснениям контролирующих органов
↓ Прецедентные выводы и решения по деталям обстоятельств судебных дел
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 10.04.2023 Об официальном разъяснении ЦБ № 1-ОР от 28 марта 2023 года в отношении сделок и операций резидентов с ценными бумагами за рубежом
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 марта 2023 г. N 1-ОР
О НЕПРИМЕНЕНИИ
ПОДПУНКТА 1.11 ПУНКТА 1 ОФИЦИАЛЬНОГО РАЗЪЯСНЕНИЯ БАНКА
РОССИИ ОТ 18 МАРТА 2022 ГОДА N 2-ОР В ЧАСТИ СДЕЛОК
(ОПЕРАЦИЙ) С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
1. В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 года N 138 "О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг" (далее - Указ N 138) положения подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" применяются к сделкам (операциям) с российскими ценными бумагами и еврооблигациями, совершаемым резидентами или лицами, которые находятся под их контролем, с лицами недружественных иностранных государств, если российские ценные бумаги и еврооблигации учитываются и (или) хранятся иностранной организацией, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги, и расчеты по таким сделкам (операциям) осуществляются по счетам, открытым в иностранных финансовых организациях.
В этой связи с даты вступления в силу Указа N 138 не подлежит применению подпункт 1.11 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18 марта 2022 года N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" в части сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги.
2. Настоящее официальное разъяснение подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и применяется с даты его размещения.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Комментарий в интересах резидентов
Пункт 11 Указа от 03.03.2023 г. № 138 в полном объеме приведен выше в Официальном разъяснении ЦБ от 28.03.2023 г. № 1-ОР, начиная со слов «положения подпункта "б" пункта 1» (Указа от 01.03.2022 г. № 81).
Подпункт "б" пункта 1 Указа от 01.03.2022 г. № 81 устанавливает запрет на осуществление без разрешений Правительственной комиссии по иностранным инвестициям сделок (операций) с лицами недружественных иностранных государств по предоставлению таким лицам займов и сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество.
В подпункте 1.11 пункта 1 официального разъяснения ЦБ от 18.03.2022 г. № 2-ОР разъяснялось, что ограничения по Указу № 81 не распространяются на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество за рубежом, при соблюдении нескольких условий. С учетом письма ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237 данный подпункт в целом позволял резидентам проводить сделки с ценными бумагами за рубежом с лицами недружественных иностранных государств без необходимости получать разрешения подкомиссии на такие сделки в целях Указа № 81. Именно в целях Указа № 81 как отдельного правового регулирования таких сделок и операций, в отличие от валютного регулирования зачислений денежных средств от этих сделок на счета резидентов за рубежом.
Теперь же в силу вышеприведенного нового официального разъяснения ЦБ от 28.03.2023 г. № 1-ОР данная возможность фактически отменена. Причем отменена в отношении всех, любых ценных бумаг за рубежом. Несмотря на то, что в пункте 11 Указа от 03.03.2023 г. № 138, ставшего причиной этой отмены, речь идет не о всех или любых ценных бумагах за рубежом, а только о «российских ценных бумагах» и «еврооблигациях» за рубежом.
Формально, теперь данная возможность может быть возобновлена общим разрешением подкомиссии Правительственной комиссии по иностранным инвестициям на такие сделки резидентов с ценными бумагами за рубежом с лицами недружественных иностранных государств в целях Указа № 81. Однако, исходя из текущей тенденции повышения запретов и ограничений в данной сфере на примере Указа № 138, нет особого смысла рассчитывать на такое общее разрешение в части российских ценных бумаг и еврооблигаций. В части других видов ценных бумаг общие разрешения подкомиссии сейчас также представляются маловероятными, но по ним могут быть основания для индивидуальных разрешений.
В практических целях, на данную проблему и возможности ее разрешения накладывается множество аспектов и особенностей конкретных ситуаций. В частности, валютно-правовой статус владельца ценных бумаг, особенности отношений со своей ИФНС в РФ, объем сделки или сделок (за год), квалификация конкретных иностранных финансовых инструментов как не являющихся ценными бумагами в целях законодательства РФ, сделки, не влекущие переход права собственности на ценные бумаги, наличие или отсутствие / прекращение автоматического обмена информацией о счетах конкретной страны с РФ, возможности перевода ценных бумаг в другую юрисдикцию, возможности сделок с лицами дружественных иностранных государств, наличие своей КИК, возможность сделок с близкими родственниками, совместные счета, наличие времени для ожидания индивидуального разрешения подкомиссии и (или) другие обстоятельства.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консалтинг по сделкам и операциям с нерезидентами в 2022 - 2023 гг, pvs.ru, 10.04.2023 г.
|