Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Услуги аналитических правовых разработок, правового анализа по вопросам, ситуациям, проектам, деятельности в сфере ВЭД и в РФ.. Блок новостей по странице № 15. Новость по странице от 07.09.2022.

Аналитические правовые разработки и услуги
по вопросам, ситуациям, деятельности

Аналитическое рассмотрение правовых во­п­ро­сов, си­ту­а­ций, де­я­тель­ности

Аналитические разработки Ана­ли­ти­чес­кие ре­ше­ния Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные Комп­лекс­ные

Применение к ситуации системного ана­ли­за пра­во­вых норм

Идентификация ключевых элементов Со­по­став­ле­ние си­ту­а­ции с ос­нов­ны­ми нор­мами

Применение к ситуации анализа нюансов пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния

Рассмотрение ситуации «вглубь» Нюансы законов Нюансы ситуации Языковые нюансы

Применение к ситуации анализа де­та­лей пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­тики

Рассмотрение ситуации «вширь» Проверки органов РФ Су­деб­ная прак­ти­ка За­ко­но­мер­нос­ти

Применение к ситуации анализа но­вых пра­во­вых воз­мож­нос­тей

Рассмотрение ситуации «по новизне» Новые законы Но­вая прак­тика Но­вые под­ходы

Правовые заключения, консультации, анализ, раз­ра­бот­ки, вы­во­ды, идеи, ре­ко­мен­дации

Формальные выводы и решения по смыс­ло­вым эле­мен­там пра­во­вых норм

Уточняющие и косвенные выводы и решения по разъ­яс­не­ни­ям кон­т­ро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов

Прецедентные выводы и решения по де­та­лям об­сто­я­тельств су­деб­ных дел



НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

07.09.2022
О применении Указа № 529 для защиты от штрафов за вы­пла­ту или получение на­лич­ных по граж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, зай­мам с не­ре­зи­ден­тами


Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Прези­дента РФ от 08.08.2022 г. № 529 «О времен­ном порядке испол­нения обяза­тельств по дого­ворам банков­ского счета (вклада), выражен­ных в ино­стран­ной валюте, и обяза­тельств по обли­гациям, выпущен­ным ино­стран­ными органи­зациями»:

«4. Впредь до внесения изменений в Феде­раль­ный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регули­ровании и валют­ном контроле»:

б) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при пре­до­став­лении и возврате займов россий­скими юриди­ческими лицами и инди­ви­дуаль­ными пред­при­нима­телями не приме­няются требо­вания абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касаю­щейся соблю­дения требо­вания об обя­затель­ности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 указан­ного Феде­раль­ного закона».

Указанный в этом пункте «б» пункта 4 Указа № 529 абзац первый части 2 статьи 14 Феде­раль­ного закона № 173-ФЗ «О валют­ном регули­ровании и валют­ном конт­роле» имеет следу­ющее содер­жание:

«2. Если иное не предусмотрено настоящим Феде­раль­ным законом, расчеты при осущест­влении ва­лют­ных опера­ций произ­во­дятся юриди­чес­кими лицами - рези­ден­тами через банков­ские счета в упол­номо­чен­ных банках, порядок откры­тия и ведения кото­рых уста­нав­лива­ется Цент­раль­ным банком Рос­сий­ской Феде­рации, а также пере­водами элек­трон­ных денежных средств».

Таким образом, установ­ленные абзацем первым части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ «требо­вания об обя­затель­ности формы расчетов» озна­чают обяза­тель­ность рас­четов через бан­ков­ские счета в упол­номо­чен­ных банках РФ либо пере­во­дами элек­трон­ных денеж­ных средств. В судеб­ной практике о валют­ным делам именно обя­затель­ность рас­четов через банков­ские счета в упол­номо­ченных банках РФ явля­ется одним из крае­уголь­ных камней для прив­лече­ния рези­дентов к ответ­ствен­ности за неза­кон­ные валют­ные опера­ции, наруша­ющие эти требования.

При этом в абзаце первом части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ эти требо­вания уста­нов­лены только для (рос­сий­ских) юриди­чес­ких лиц. Для (рос­сий­ских) физи­ческих лиц (и соответ­ст­венно ИП) анало­гичные требо­вания установ­лены абзацем первым части 3 (не 2) статьи 14 Закона № 173-ФЗ. Это соз­дает формаль­ное препят­ствие для исполь­зования под­пункта «б» пункта 4 Указа № 529 для защиты инте­ресов инди­видуаль­ных пред­прини­ма­телей, хотя они и упомя­нуты в этом под­пункте. В конк­рет­ных ситу­ациях с ИП, видимо, потре­буется направ­лять запрос для полу­чения офи­циаль­ного разъ­ясне­ния по этому воп­росу в ЦБ на осно­ва­нии пункта 8 Указа № 529.

Применительно к российским юридическим лицам, исходя из сло­жив­шей­ся право­при­мени­тель­ной прак­тики (нало­говых инспек­ций и тамо­жен как орга­нов валют­ного конт­роля) и судеб­ной прак­тики по валют­ным делам, под­пункт «б» пункта 4 Указа № 529 можно исполь­зовать как довод и право­вое осно­вание для защиты от штрафов 20% - 40% от суммы неза­кон­ной валют­ной опера­ции по следу­ющим кате­гориям ситу­аций:

  • Продажа российскими предприятиями товаров нерези­дентам на экс­порт из РФ за на­лич­ный расчет. Как правило, такими нере­зиден­тами явля­ются ино­стран­ные физи­ческие лица, ино­стран­ные инди­видуаль­ные пред­прини­матели, заку­па­ющие това­ры в РФ и затем выво­зящие их из РФ с пода­чей на таможню РФ доку­мен­тов об их приобре­тении. Где и выявля­ются эти неза­кон­ные валют­ные опера­ции, с после­дующим прив­лече­нием тамож­ней россий­ского про­давца к ответ­ствен­ности по статье 15.25 КоАП.

  • Расчеты российских организаций с нере­зиден­тами за налич­ный расчет за услуги перевозки, пред­стави­тель­ства, аген­тиро­вания, аренду, ремонт­ные работы и т. п. (в том числе за рубежом), выпол­няемые в рамках обычной внешне­торго­вой деятель­ности, что и дает возмож­­ность ссы­лать­ся на под­пункт «б» пункта 4 Указа № 529, кото­рый как раз и при­ме­нятся «при осущест­влении внешне­торго­вой деятель­ности» (и займах).

  • Выполнение физическими лицами – нерези­ден­тами работ, услуг для рос­сий­ских ком­паний в РФ за налич­ный расчет. Обычно это ино­стран­ные граж­дане, рабо­та­ющие на рос­сий­ские ком­па­нии по граж­данско-пра­во­вым дого­ворам (не по тру­довым дого­ворам) и полу­чающие вознаг­раж­дение из кассы, что потом и выяв­ля­ется в ходе нало­говых про­верок. Такие граж­данско-пра­во­вые дого­воры могут иметь приз­наки внеш­не­тор­говых дого­воров и поэ­тому под­падать под дейст­вие под­пункта «б» пункта 4 Указа № 529.

  • Специфические случаи расчетов с нере­зиден­тами, если они под­па­дают под поня­тие внешне­торго­вых дого­воров и соот­ветст­венно внешне­тор­говой деятель­ности. В частности, выдача налич­ных из кассы пред­стави­телю-рези­денту на оплату агент­ских услуг нере­зидента, на оплату обору­дования.

  • Получение иностранными учреди­телями (участ­ни­ками-нере­зиден­тами) рос­сий­ских ком­паний зай­мов налич­ными руб­лями из кассы своей органи­зации, а также воз­враты займов компа­ниями налич­ными через кассу. Эти незакон­ные валют­ные опера­ции также выявля­ются в ходе нало­говых проверок.

В первую очередь необходимо отметить, что внешне­торго­вые дого­воры и дого­воры займов свыше опре­делен­ных сумм рези­денты обязаны ставить на учет в упол­номо­ченных банках РФ и прово­дить расчеты по ним только через счета в таких упол­номо­чен­ных банках или счета за рубежом в силу Инструк­ции ЦБ № 181-И. Тем не менее, по экспорт­ным контрак­там в целях Инструк­ции ЦБ № 181-И, которые вклю­чают и дого­воры на услуги и работы, поро­говая сумма, свыше кото­рой контракт необ­ходимо ставить на учет, недав­но была повы­шена до 10 млн. руб. По импорт­ным контрак­там и займам поро­говая сумма для поста­новки на учет осталась на уровне 3 млн. руб. Соот­ветст­венно, при­менить Указ № 529 воз­можно, если не будет иных формаль­ных препят­ствий, по дого­ворам ниже этих поро­говых сумм, что в выше­указан­ных кате­гориях ситу­аций обычно и имеет место быть.

Далее, во всех перечис­ленных выше кате­гориях ситу­аций общая сложность видится в том, что Указ № 529 не явля­ется законом, что соз­дает ряд правовых неопре­делен­ностей и может вызвать необхо­димость гото­вить раз­личные право­вые обосно­вания в зави­си­мости от конк­ретной ситу­ации. Например, в случае принятия в Закон № 173-ФЗ каких-­либо мало­зна­чимых изме­нений по другим вопросам, юриди­ческая сила под­пункта «б» пункта 4 Указа № 529 будет «размы­ваться», так как в нем в качестве условия его приме­нения ука­зано: «Впредь до вне­сения изме­нений в Феде­раль­ный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ…». Также воз­никают вопросы, рас­простра­няется ли Указ № 529 на ранее совер­шенные (до даты Указа № 529) неза­конные валют­ные опера­ции в нару­шение части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, воз­можно ли при­менить Указ № 529 для неиспол­нения уже выне­сенных поста­нов­лений об админи­стра­тивных право­нару­шениях. Конечно же, потре­буется дока­зывать, что конкрет­ные рас­четы совер­шены именно по внешне­тор­го­вым дого­ворам (как они опре­де­лены в зако­нода­тель­стве РФ) и (или) по займам (а не по инвес­тици­он­ным дого­ворам, вкладам в устав­ный капи­тал и др.), что нет других приз­наков неза­кон­ных валют­ных опера­ций (помимо нару­шения обя­за­тель­ной формы рас­четов в силу части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ), в том числе по другим Указам Прези­дента РФ 2022 г. Слож­ности также могут воз­ник­нуть по доку­менто­обо­роту в целях валют­ных опера­ций в банке в слу­чае частич­ных рас­четов по дого­вору через банк.

Вопросы по неприме­нению также упомя­нутых в под­пункте «б» пункта 4 Указа № 529 требо­ваний частей 1 и 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ по репат­ри­ации валюты были рас­смот­рены в новости от 04.09.2022 г, а воз­мож­ности и «под­вод­ные камни» приме­нения под­пункта «а» пункта 4 Указа № 529 в части пере­водов денеж­ных средств рези­ден­тами – в новости от 18.08.2022 г.

Правовое бюро «Проект-ВС» под­го­товка и обо­сно­ва­ние зап­ро­сов и заяв­ле­ний в ор­ганы РФ по сдел­кам и опе­ра­циям в 2022 году, pvs.ru, 07.09.2022 г.

08.09.2022 Займы не­ре­зи­ден­там в 2022 г. Запреты, огра­ни­че­ния, обя­зан­нос­ти ре­зи­ден­тов ЮЛ, ФЛ, ИП при пре­до­став­ле­нии зай­мов не­ре­зи­ден­там по со­сто­я­нию на ав­густ - сен­тябрь 2022 г.

Материалы
по этой странице
?Ценные бумаги за рубежом. НДФЛ и ва­лют­ный контроль в РФ

?Частые вопросы, рис­ки, проблемы по конт­рактам и проектам ВЭД

?Правовые формы реализации проектов ВЭД

?Решения рисков и про­блем при юридичес­ком планирова­нии и разра­ботке ВЭД на примерах

?Параллельный им­порт. Прин­ци­пы ис­чер­па­ния прав

?Правовые способы обеспечения обяза­тельств в сфере ВЭД

?Резкое осложнение (сущест­вен­ное измене­ние) обсто­ятельств по контракту

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Резиденты и не­ре­зи­ден­ты в целях валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ

?Валютные операции по валютному за­ко­но­да­тель­ст­ву РФ

?Незаконные валютные операции

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Счета резидентов РФ за рубежом. Валютные операции и валютный контроль. Налоги в РФ

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Понятие и виды международных аккредитивов

?Таможенные риски и проблемы при ведении ВЭД

?Взаимосвязанные лица в таможенных целях

?Налоговые риски и проблемы при ведении ВЭД

?НДС на электронные услуги по Интернет иностранных поставщиков

?Контролируемые иностранные компании (КИК)

?Преимущества под­готовки юридических тек­с­тов сразу на двух языках

?Несовпадение терминов «арбитражный суд» и «arbitration court»

Новости
и аналитика (299)
18.09.2022
Валютные операции, пе­ре­во­ды, рас­че­ты «за­ру­беж­ных» ва­лют­ных ре­зи­ден­тов РФ в 2022 году (по со­с­то­я­нию на сен­тябрь 2022 года)

13.09.2022
Можно ли в 2022 году де­не­ж­ные сред­ства от про­да­жи не­дви­жи­мос­ти за ру­бе­жом за­чис­лять на за­ру­беж­ный счет

10.09.2022
Возможности уси­ле­ния от­ли­чий ГПД от ТД с дис­тан­ци­он­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми за ру­бе­жом ис­хо­дя из по­зи­ции труд­ин­спекции

07.09.2022
О применении Указа № 529 для за­щи­ты от штра­фов за вы­пла­ту или по­лу­че­ние на­лич­ных по граж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, зай­мам с не­ре­зи­ден­тами

06.09.2022
ЦБ официально разъ­яс­нил, что за­п­рет на за­чис­ле­ния ин­ва­лю­ты на за­ру­беж­ные сче­та ог­ра­ни­чен слу­ча­я­­ми вы­во­да ди­ви­ден­дов из РФ и что бан­ки дол­ж­ны про­ве­рять про­ис­хож­де­ние средств

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
И КОНТРОЛЮ
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ