Консалтинг и разработка документов по иностранным счетам юридических лиц, компаний
► Счета и ситуации резидентов РФ за рубежом ► Услуги по счетам юр. лиц, компаний, организаций
↓ Правовой консалтинг по деталям норм и судебной практики по зарубежным счетам
↓ По вопросам (не)законных операций, (новой) репатриации валюты, отчетности
↓ По связанным с ситуацией вопросам права РФ и международного права
↓ По планируемым валютным операциям компаний на иностранных счетах
↓ По проблемным ситуациям компаний в связи с проведенными операциями
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 28.08.2023 Кассация применила Указ № 79 от 28.02.2022, информацию на сайте ЦБ и выписку подкомиссии фактически в качестве валютного законодательства в целях незаконных операций
В постановлении Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 21 августа 2023 г. № Ф03-3605/2023 было рассмотрено в кассационной инстанции дело № А51-16385/2022 о нарушении российской компанией 3-х дневного срока продажи 80% валютной выручки в марте 2022 г. Обязательную продажу компанией 80% валютной выручки с просрочкой в несколько дней МИФНС № 15 по Приморскому краю посчитала незаконной валютной операцией по части 1 ст. 15.25 КоАП РФ и наложила штраф 659 074 руб.
Ранее другое аналогичное дело уже обратило на себя внимание в марте 2023 г. применением апелляционным судом «Информации Банка России от 19.04.2022» (на сайте ЦБ) фактически в качестве правового акта. К счастью, в интересах привлеченного к ответственности валютного резидента, с отменой наложенного МИФНС № 15 по Приморскому краю штрафа. Хотя при этом резидент и был признан совершившим вменяемое ему валютное правонарушение (незаконную валютную операцию).
Теперь же подобная правовая позиция арбитражного апелляционного суда получила подтверждение в кассационной инстанции. В этом плане интересно отметить изложение Арбитражным Судом Дальневосточного округа применимое к делу валютно-правовое регулирование. Вначале суд ссылается на установление порядка валютного регулирования и валютного контроля Федеральным законом от 10.12.2023 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», затем на понятие валютной операции в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 этого закона, затем на положение статьи 6 этого закона об осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами без ограничений, затем на обязательность расчетов юридических лиц – резидентов через банковские счета в уполномоченных банках в силу части 2 статьи 14 этого закона, далее на ответственность резидентов и нерезидентов согласно статье 25 этого закона. А дальше в логической цепочке этих норм стоит пункт 2 Указа Президента РФ № 79 (в ред. 28.02.2022) об установлении обязанности резидентов осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80% суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов. Без указания какой-либо логической связи, правового соотношения данного Указа № 79 с Федеральным законом № 173-ФЗ. Подобным же образом далее по тексту постановления с суда в качестве правовых ссылок упоминаются «Информация Банка России от 19.04.2022» и «Выписка из Протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 09.06.2022 N 61».
Между тем, понятия незаконных валютных операций в части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, по которой на валютных резидентов и накладываются крупные штрафы, непосредственно связаны с понятием валютного законодательства. В целях этой части 1 статьи 15.25 КоАП незаконной валютной операцией считается то или иное нарушение именно валютного законодательства, а не каких-либо иных правовых актов. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 173-ФЗ:
«1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Таким образом, имеется правовой пробел в части признания содержащих валютно-правовые нормы Указов Президента РФ 2022 – 2023 гг., той или иной «Информации ЦБ» (на сайте ЦБ), соответствующих выписок подкомиссии в качестве актов валютного законодательства РФ. Чтобы за их нарушение было возможно привлечение либо непривлечение резидентов к ответственности за незаконные валютные операции по части 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Прямого восполнения этого пробела в судебной практике по валютным делам до сих пор не обнаруживается. Справедливости ради, правовое обоснование привязки валютно-правовых норм Указов Президента РФ и выписок подкомиссии к операциям по «валютному законодательству» представляется вполне возможным по аналогии с другими категориями судебных дел по незаконным валютным операциям. Однако и без этого фактически соответствующие Указы Президента РФ, «Информация ЦБ» (на сайте ЦБ), выписки подкомиссии признаются судами частью валютного законодательства в целях статьи 15.25 КоАП. Теперь уже и на уровне кассационной инстанции.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, правовой консалтинг по сделкам и операциям с нерезидентами в 2022 – 2023 гг., pvs.ru, 28.08.2023 г.
|