Разработки и решения • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Правовые формы ВЭД • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Услуги разработки международно-правовых решений по проблемам ВЭД и в РФ. Блок новостей по странице № 10. Новость по странице от 10.10.2015.

Разработка
международно-правовых решений

Правовой консалтинг по ВЭД ► Разработка правовых решений

Специализация на нетипичных проблемах ВЭД в РФ и за рубежом
Консалтинговое правовое разрешение проблем ВЭД
Комплексные разработки по разным отраслям права
Индивидуальные проблемы Разовые сделки
Рамочные проекты Разработка деятельности
Цены и сроки индивидуальные в каждом конкретном случае


НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

10.10.2015
Азербайджан в ЕАЭС: цена вступления


Судя по высказываниям главы МИД Азербайджана о евразийской интеграции, "плавающий" внешнеполитический вектор этой страны может "прибить" ее к берегам Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Причин на то множество, и все они вынужденные. Поэтому однозначного вывода о пользе для Баку членства в ЕАЭС нет

Азербайджан, не расположенный к членству в каких бы то ни было альянсах и блоках, перестал категорически отрицать возможность своей интеграции с Евразийским экономическим союзом. Как передает интернет-портал Sputnik (Баку), находившийся в Нью-Йорке на Генассамблее ООН глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров на вопрос о перспективе участия его страны в ЕАЭС, ответил так: "Никогда не говори никогда". По его словам, в настоящее время Баку сосредоточен на "выстраивании большего количества двусторонних отношений" со странами евразийского блока.

Напомним, в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Возможность сотрудничества с этой организацией рассматривают Иран, Индия, Монголия и другие страны, а Турция выразила желание заключить с ЕАЭС торговое соглашение.

В последнее время Азербайджан заметно усилил сотрудничество с ключевым "игроком" ЕАЭС – Россией. Тесные отношения связывают его и с Казахстаном. Но вряд ли возможное членство Азербайджана в ЕАЭС можно "оправдать" успешностью его двусторонних отношений с двумя бывшими соседями по СССР. Скорее всего, если Азербайджан действительно подумывает вступить в ЕАЭС, на то его вынуждают происходящие в мире тревожные события: конфликты на Ближнем Востоке, активизация "Исламского государства" (запрещенная на территории РФ террористическая организация), давление Запада на Баку, и что важнее всего, затянувшийся карабахский конфликт, стремительно приобретающий все признаки перехода из полузамороженного состояния в военную фазу.

Впрочем, это не означает, что причины возможного вступления Азербайджана в ЕАЭС кроются только в безопасности. При благоприятном развитии ситуации этот союз может усилить экономическую составляющую азербайджанского государства, хотя шансы на ее ослабление тоже наличествуют. Однако на данном этапе Азербайджан, который считал оскорбительной одну только мысль о своем участии в одном союзе с Арменией до тех пор, пока последняя не вернет "оккупированные азербайджанские земли", видимо, рассудил иначе. Либо он получил некоторые гарантии от России, что с оккупацией семи азербайджанских районов будет покончено, а судьба Карабаха решится несколько позже.

То есть, скорее всего, Баку "расположился" к ЕАЭС в обмен на свои территории. В качестве гаранта политического бартера в данной ситуации может выступить только Россия. Но даже если этот план не будет реализован, хотя о сценарии возвращения Арменией азербайджанских земель в экспертном сообществе говорят все чаще, Азербайджану все равно выгоднее вступить в ЕАЭС, чем не вступить, поскольку его нахождение в этом союзе вместе с Арменией придаст карабахскому и армяно-азербайджанскому конфликтам совершенно новое звучание. Как минимум, ЕАЭС не допустит новой войны на своем пространстве и принудит стороны к миру на компромиссной основе. Разумеется, противоборствующие стороны понесут некоторые потери, но, надо думать, Азербайджану, как более значимому региональному игроку, уготованы меньшие уступки.

Словом, карабахское и армяно-азербайджанское урегулирование видится более перспективным на евразийской, чем на какой-либо иной основе. В пользу этого говорит и тот факт, что многолетние посредничество Минской группы ОБСЕ по Карабаху уже давно превратилось в "формат ради формата", и в последнее время в конфликтной зоне практически каждый день погибают люди – как армяне, так и азербайджанцы.

Привлекательность ЕАЭС для Азербайджана, по идее, должна состоять и в том, что союз этот носит выраженный характер славяно-тюркского симбиоза, что придает ему геополитический вес, экономическую и военно-политическую устойчивость, хотя ЕАЭС изначально не был декларирован как военно-политический блок. Кроме того, состоя в славяно-тюркском альянсе, Азербайджан получит больше возможностей ухода из-под контроля Запада, постоянно твердящего об отсутствии демократии в республике, и вызывающего у официального Баку опасения, как бы заокеанские ревнители западных "ценностей" не апробировали "цветной" сценарий на азербайджанском берегу Каспия.

Добавим к этому, что Азербайджан, не состоящий ни в одном военно-политическом блоке, соседствует с охваченным военными действиями Ближним Востоком. И хотя в случае наращивания угрозы собственной безопасности Баку может рассчитывать на поддержку стратегического партнера – Турции, последней самой приходится сейчас довольно туго, и одной только ее поддержки для обеспечения Азербайджану относительно спокойной жизни будет недостаточно.

То есть, для Азербайджана, придерживающегося "плавающего" вектора во внешней политике, настал момент, когда ему следует определиться. Однако сделать это самодостаточной и суверенной стране придется вынужденно, исходя из нарастания внешних угроз, включая ИГ, ситуации вокруг Карабаха, прогрессирующей мировой экономической нестабильности и иных факторов, не позволяющих ей играть сольную партию в стремительно меняющихся геополитических условиях.

Но участие Азербайджана в ЕАЭС сулит и вполне конкретные экономические выгоды, если проект этот состоится в том виде, в каком он был презентован, то есть не станет отправной точкой для "ресоветизации". Так, ЕАЭС открывает его участникам зону свободной торговли, расширяет рынок сбыта, упраздняет таможенные пошлины, что увеличивает товарооборот, способствует свободному передвижению капитала и рабочей силы.

Участие Азербайджана в ЕАЭС также означает получение им ключевой роли в коридоре "Север–Юг" и реализацию масштабных транскаспийских логистических проектов. Напомним также, что ЕАЭС декларировал ориентацию на создание высокотехнологических производств с развитием соответствующей инфраструктуры, что крайне актуально в условиях падения цен на нефть. Собственно, последнее обстоятельство роднит Азербайджан с членами ЕАЭС — Россией и Казахстаном, – являющимися углеводородными "бассейнами" и соседями по Каспию.

Но членство в ЕАЭС чревато и издержками, такими как давление наднациональных структур этой организации, удорожание импорта из стран, не входящих в ЕАЭС, остро-негативная негативная реакция Запада со всеми вытекающими отсюда последствиями, некомфортность соседства в одном союзе с Арменией, газовая конкуренция с Россией, и т.д.

Заметим, что Армения далеко не в восторге от возможной перспективы вступления Азербайджана в ЕАЭС – от этого веет снижением значения Еревана для России и сдачей оккупированных земель. Как считает политолог Степан Сафарян, "Российско-азербайджанский флирт оценивается со стороны азербайджанских властей как ослабление позиций Армении". Но, цитирует политолога Armenia Today, на самом деле Россия "флиртует" с Азербайджаном, преследуя конкретную цель, а именно — его вступление в ЕАЭС и последующее размещение российской военной базы на азербайджанской территории, что позволит России контролировать ситуацию в стране. По его словам, Азербайджан, в свою очередь, не получив от Европы желаемого, пытается заинтересовать Россию своим возможным вступлением в ЕАЭС в случае признания Нагорного Карабаха частью Азербайджана.

"Армения в этом контексте должна вести правильную политику и незамедлительно поставить перед Россией условие, что при вступлении Азербайджана в ЕАЭС он должен признать независимость Нагорного Карабаха, который не является членом ЕАЭС, поскольку прежде чем стать членом организации, необходимо решить свои территориальные проблемы". Как полагает Сафарян, это даст возможность исключить вступление Азербайджана в ЕАЭС, так как он не пойдет на такой шаг даже с учетом того, что остальные страны-участницы ЕАЭС с точки зрения торговых отношений являются сторонниками скорее Азербайджана, нежели Армении.

Но, хочет того Армения или нет, если решение о вступлении Азербайджана будет окончательно принято, Ереван не сможет этому воспротивиться: решение это, скорее всего, будет означать твердое обещание Москвы вернуть Баку территории, оккупированные армянами. То есть, путь в ЕАЭС лежит для Азербайджана именно через возвращение ему не столько Карабаха, сколько семи районов, занятых Арменией.

Можно не сомневаться в том, что Россия крайне заинтересована во вступлении Азербайджана в ЕАЭС – оно, как минимум, тождественно огромному внешнеполитическому успеху Москвы, и она будет его добиваться, как бы тому ни противилась Армения.

Азербайджан же, скорее всего, не блефует в контексте своего возможного вступления в ЕАЭС на вышеуказанных условиях. К тому же в Баку, вероятно, есть понимание важности того, что в настоящее время союз этот является серьезным стабилизирующим фактором для близких Азербайджану государств Центральной Азии.

Баку также не может не заметить серьезного интереса к ЕАЭС таких региональных политических тяжеловесов, как Турция и Иран, и вряд ли он захочет, несмотря на свою внеблоковую политику, тащиться в хвосте процессов, в которых Анкара и Тегеран желают играть серьезную роль и подстраховать себя от распространяющейся угрозы радикализации ислама.

Росбалт, tks.ru 06.10.2015

Материалы
по этой странице
? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

Новости
и аналитика (221)
11.05.2021
Минфин скорректирует налоговые соглашения с Гонконгом, Сингапуром и Швейцарией

05.05.2021
Еврокомиссия предложила ограничить инвестиции иностранных компаний в ЕС

21.04.2021
Разработка валютно-правовых схем платежей и расчетов с нерезидентами

19.04.2021
Обзор ФНС практики и требований к сер­ти­фи­ка­там и документам о на­ло­го­вом статусе (ре­зи­ден­т­стве) иностранных лиц в целях соглашений РФ об избежании двойного на­ло­го­об­ло­же­ния (СОИДН)

06.04.2021
Минфин предложил смягчить валютный контроль для резидентов РФ под санкциями

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ