Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД
Правовые услуги по законодательству РФ и международному праву по составлению и на русском и английском языках экспортных контрактов, договоров, соглашений, документов, правовых обоснований, правовой аргументации для иностранных партнеров, разработка правовых вопросов экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности из РФ на основе практики ВЭД за последние 10-15 лет и с учетом правового регулирования в РФ в 2022 году.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 12.06.2023 Позиция ФНС по Указу № 529 в части неприменения требований по репатриации валюты и возможность опровержения подобных позиций исходя из судебной практики
Подпункт «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529 установил, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юрлицами (ЮЛ) и ИП не применяются требования частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В простом изложении, это требования по репатриации валюты. Указом № 529 предусмотрено неприменение этих требований до внесения соответствующих изменений в закон № 173-ФЗ.
В отношении данных норм Указа № 529 о неприменении требований о репатриации валюты ФНС в письме от 30 ноября 2022 г. № ШЮ-4-17/16148@ сформулировала правовую позицию, состоящую в том, что эти нормы Указа № 529 являются временными мерами, не сопровождались изменениями в валютное законодательство и поэтому не имеют обратной силы. То есть, на постановления о назначении административных наказаний по репатриации валюты, вынесенные до 08.08.2022 г., эти нормы Указа № 529 не распространяются, и в таких случаях статья 1.7 КоАП об обратной силе законов, улучшающих положение правонарушителя, не применяется.
По сути, данная позиция ФНС отражает общий подход налоговых органов к применению указов Президента РФ и связанных с ними правовых актов, изданных в 2022 – 2023 гг. По аналогичным случаям регулирования сроков обязательной продажи валютной выручки в 2022 году МИФНС № 15 по Приморскому краю представила по двум делам в Пятом арбитражном апелляционном суде углубленное обоснование временного характера таких норм 2022 года и отсутствия их обратной силы:
«В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция, ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.2021 N 2355-О, считает невозможным в рассматриваемом случае применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, мотивируя тем, что отмене временных ограничений не может быть придано значение закона, отменяющего административную ответственность за административное нарушение. В этой связи настаивает на том, что установленные Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ Президента РФ N 79) меры, нарушение которых вменено обществу, являются специальными экономическими мерами и носят временный характер, в связи с чем внесенные в пункт 2 названного Указа изменения не отвечают признакам закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение и имеющего обратную силу».
Однако в отношении этого довода налоговой инспекции коллегия судей Пятого арбитражного апелляционного суда основывалась на не менее глубоко обоснованном контрдоводе:
«Устанавливая административную ответственность, законодатель может поразному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и от 16.07.2015 N 22-П; определения от 21.04.2005 N 122-О, от 19.11.2015 N 2557-О и др.). Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 N 2735-О). Следовательно, внесенные изменения в положения пункта 2 Указа Президента РФ N 79 отвечают признакам закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и имеющего обратную силу по смыслу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ».
В целом, хотя в этих случаях речь шла о другой (но смежной, аналогичной) сфере нового регулирования 2022 года в части сроков обязательной продажи валютной выручки и об Указе № 79, по своему содержанию данная правовая позиция суда апелляционной инстанции вполне подходит и к случаям установления неприменения требований по репатриации валюты Указом № 529. А именно, в том, что данные нормы Указа № 529 имеют обратную силу в отношении постановлений органов валютного контроля, вынесенных до 08.08.2022 г. В том числе с учетом тонких смысловых различий в отношении доводов налоговых органов о временном характере мер по указам Президента РФ 2022 – 2023 гг.
Данная судебная правовая позиция может быть использована в интересах валютных резидентов как в судебных разбирательствах, так и на стадиях 1) досудебного рассмотрения правонарушений в ИФНС и таможне и 2) исполнения ранее вынесенных постановлений и судебных решений о штрафах по репатриации валюты. Равно как и в других случаях послаблений валютно-правовых ограничений и запретов 2022 – 2023 гг. на основе указов Президента РФ и принятых в соответствии с ними правовых актов.
Правовое бюро «Проект-ВС», правовой консалтинг по репатриации валюты, консалтинг по сделкам и операциям с нерезидентами в 2022-2023 гг, pvs.ru, 12.06.2023 г.
23.07.2023 Прецедент ответственности директора компании за всю сумму штрафов по валютному законодательству (по репатриации валюты)
|