Услуги составления и разработки экспортных контрактов и проектов ВЭД
Правовые услуги по законодательству РФ и международному праву по составлению и на русском и английском языках экспортных контрактов, договоров, соглашений, документов, правовых обоснований, правовой аргументации для иностранных партнеров, разработка правовых вопросов экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности из РФ на основе практики ВЭД за последние 10-15 лет и с учетом правового регулирования в РФ в 2022 году.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 12.01.2023 О Правилах осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами
26 декабря 2022 г. постановлением № 2433 Правительство РФ утвердило Правила осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами. Согласно пункту 1 этих Правил, они определяют порядок осуществления между резидентами – юридическими лицами и ИП и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 г. № 529.
Подпункт «б» пункта 4 Указа № 529 устанавливает, что до внесения изменений в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), то есть, требования об обязательности таких расчетов в основном только через счета в банках РФ или через счета за рубежом.
Таким образом, Правила осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами касаются только случаев наличных расчетов резидентов – ЮЛ и ИП с нерезидентами при внешнеторговой деятельности (ВТД) и при займах нерезидентам. Более того, в практических целях данные Правила фактически сужают сферу применения подпункта «б» пункта 4 Указа № 529, поскольку устанавливают ряд условий и ограничений для (законности и возможностей) таких наличных расчетов. Причем на практике не всегда и не все из этих условий или возможностей могут быть выполнимы.
В частности, в судебной практике по валютным правонарушениям есть категория дел по привлечению резидентов к ответственности за прием наличных в РФ от нерезидентов по договорам поставки товаров, которые затем эти нерезиденты вывозят из РФ. Ссылка на подпункт «б» пункта 4 Указа № 529 могла бы быть основанием для непривлечения резидента к ответственности за такие наличные расчеты, хотя при этом и могли бы возникнуть осложнения в плане подтверждения внешнеторгового характера договора поставки. Теперь же к этим осложнениям добавляется условие пункта 2 Правил по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433 о том, что резиденты вправе получать наличную валюту от нерезидентов «за переданные нерезидентам товары», то есть, только в качестве оплаты после поставки. Реально же товары в таких случаях обычно отгружаются (поставляются) только после получения полной предоплаты.
В случаях наличных расчетов с нерезидентами за рубежом с соблюдением условий пункта 2 Правил пункт 3 Правил предусматривает, помимо прочего, право резидентов (ЮЛ и ИП) зачислить полученные наличные денежные средства на счета в банках за рубежом (только в банках, не в «иных организациях финансового рынка») или ввезти их в РФ. Однако, в особенности в ЕС, внесение существенных сумм наличными именно на счет в банке (а не в банкомат в качестве пополнения карты) с большой вероятностью окажется проблемой в целях местных норм по борьбе с отмыванием денег и стандартов банковской практики. А вывоз наличных (банкнот) евро в РФ вообще подпадет под текущие запреты ЕС.
Потенциальные проблемы могут возникнуть и в связи с отчетностью по таким разрешенным наличным расчетам, о которых резиденты должны представлять документы и информацию в уполномоченные банки РФ в силу пункта 4 Правил.
Юридически, на сегодняшний день еще не вполне ясно соотношение Указа № 529 и Правил по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433 с нормами валютного законодательства РФ, насколько правомерна эта отмена требований закона правовыми актами органов исполнительной власти, особенно по ИП, и какие здесь могут возникнуть нюансы правоприменительной практики.
Таким образом, правовые возможности по расчетам наличными с нерезидентами на основании Правил по постановлению Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 2433 оказываются весьма специфическими и в обычной практике ВЭД (ВТД) вряд ли могут быть альтернативой безналичным расчетам или иным способам получения оплаты (встречного возмещения) от иностранных контрагентов. Тем не менее, в ряде случаев данные правовые возможности для расчетов наличными могут стать правовыми решениями для урегулирования той или иной ситуации резидента – ЮЛ или ИП. В частности, для не слишком крупных ситуаций или для небольших операций, или для ситуаций в странах с не особо строгим правовым режимом для наличных расчетов, или для легализации наличных расчетов за работы и услуги нерезидентов (физлиц) в РФ по гражданско-правовым договорам, или для легализации наличных возвратов займов нерезидентами в РФ, или для расчетов за транспортные услуги российских перевозчиков за рубежом, или для иных специфических случаев.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, pvs.ru, 12.01.2023 г.
|