Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 05.07.2023 О разрешении резидентам осуществлять валютные операции в инвалюте в пользу дружественных нерезидентов по договорам займа до 30 сентября 2023 года
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2023 г. N 05-06-10/ВН-29781
ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОДКОМИССИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 ИЮНЯ 2023 ГОДА N 171/1
Руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации принято единогласное решение разрешить резидентам до 30.09.2023 включительно осуществление валютных операций, связанных с предоставлением в пользу нерезидентов, не являющихся иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и иностранными лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности, иностранной валюты по договорам займа.
Выписка верна.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
А.В.МОИСЕЕВ
Комментарий к разрешению в интересах резидентов
Данное разрешение подкомиссии является очередным типовым временным разрешением на осуществление валютных операций по предоставлению дружественным нерезидентам иностранной валюты по договорам займа. Как разрешенного исключения из установленного Указом № 79 общего запрета на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами иностранной валюты по договорам займа в пользу любых нерезидентов, как недружественных, так и дружественных. Комментарии к прошлым таким временным разрешениям представляются актуальными и для данного нового временного разрешения.
С момента принятия предыдущего аналогичного разрешения на предоставление инвалюты дружественным резидентам по договорам займа до 30.06.2023 г. появилась дополнительная конкретизация «лиц, находящихся под контролем» в целях общего понятия «недружественных» иностранных лиц и как следствие понятия «дружественных» иностранных лиц («дружественных» нерезидентов). Это общее понятие «недружественных» иностранных лиц используется в ряде указов Президента РФ 2022 – 2023 гг. и фактически повторяется в вышеприведенном разрешении и во всех таких предыдущих разрешениях подкомиссии на предоставление инвалюты по договорам займа дружественным нерезидентам. Упомянутая дополнительная конкретизация «лиц, находящихся под контролем» приведена в Официальном разъяснении ЦБ РФ от 2 июня 2023 г. № 3-ОР в следующей редакции:
«В целях применения пункта 1 Указа N 81, пункта 1 и подпункта "а" пункта 12 Указа N 95, пункта 1 Указа N 254, пункта 1 Указа N 737, пунктов 11 и 12 Указа N 138 лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в частях 1 - 2.1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ). При этом возможность блокировать принятие решений на основании закона, устава или договора не может рассматриваться в качестве признака нахождения под контролем в целях применения пункта 1 Указа N 81, пункта 1 Указа N 95, пункта 1 Указа N 254, пункта 1 Указа N 737, пунктов 11 и 12 Указа N 138».
Ранее, согласно теперь отмененному подпункту 1.1 пункта 1 Официального разъяснения ЦБ РФ от 18 марта 2023 г. № 2-ОР, в целях применения пункта 1 Указа N 81, а также пункта 12 Указа N 95 лицо считалось находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Таким образом, теперь понятие «лиц, находящихся под контролем» в данных целях несколько сужено до случаев наличия признаков, указанных в частях 1 – 2.1 статьи 5 закона № 57-ФЗ. В упрощенном виде, эти признаки можно изложить следующим образом:
- контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица
- контролирующее лицо вправе определять решения, принимаемые контролируемым лицом
- контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица
- контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица
- контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться 50% и менее процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала контролируемого лица, если такое количество позволяет определять решения контролируемого лица
- право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% или менее чем 50% (при возможности определять решения контролируемого лица) от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, принадлежит в совокупности не входящим в одну группу лиц иностранным инвесторам, с некоторыми исключениями
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, консалтинг по сделкам и операциям с нерезидентами в 2022 – 2023 гг, pvs.ru, 05.07.2023 г.
|
Практические примеры рассмотрения вопросов по сделкам и валютным операциям с "недружественными" лицами и прочими нерезидентами в 2024 г. и анализа "президентского" регулирования 2022 - 2024 гг. отражены в систематизации новых запретов, ограничений и правовых возможностей в целях валютных операций и на страницах новостей и авторской аналитики на настоящем сайте, в частности:
05.07.2023 О разрешении резидентам осуществлять валютные операции в инвалюте в пользу дружественных нерезидентов по договорам займа до 30 сентября 2023 года |
12.06.2023 Позиция ФНС по Указу № 529 в части неприменения требований по репатриации валюты и возможность опровержения подобных позиций исходя из судебной практики
10.04.2023 Об официальном разъяснении ЦБ № 1-ОР от 28 марта 2023 года в отношении сделок и операций резидентов с ценными бумагами за рубежом
02.04.2023 О разрешении резидентам осуществлять валютные операции в инвалюте в пользу дружественных нерезидентов по договорам займа до 30 июня 2023 года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Формат устного консалтинга. Устные услуги обычно предоставляюется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber, Skype и т. п. При необходимости, также в офисе (в Москве). Точное время консультации необходимо согласовать заранее. При наличии свободного времени, по срочным заказам по несложным ситуациям обсуждение может проводиться в день обращения, в том числе вечером после обычных рабочих часов и в выходные дни
Формт письменного консалтинга. Письменные услуги обычно предоставляются в виде подробного правового заключения или юридического меморандума. Для письменного рассмотрения ситуации необходимы письменно сформулированные сведения по ситуации, сделке, операциям и вопросы. При необходимости, также документы или проекты документов по сделке и (или) операциям. Сроки письменного рассмотрения, правовых разработок, подготовки договоров и документов индивидуальные в каждом конкретном случае.
В связи с высокой занятостью запросы на услуги предпочтительнее направлять письменно с кратким описанием ситуации и вопросами.
В один клик:
Услуга правового консалтинга по сделкам и валютным операциям с нерезидентами в 2024 гг. является частью более широких аналитических правовых услуг и решений по вопросам, ситуациям, деятельности и правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Описание услуг на настоящей странице и сайте не являются публичным предложением услуг.
|