Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 28.08.2023 Кассация применила Указ № 79 от 28.02.2022, информацию на сайте ЦБ и выписку подкомиссии фактически в качестве валютного законодательства в целях незаконных операций
В постановлении Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 21 августа 2023 г. № Ф03-3605/2023 было рассмотрено в кассационной инстанции дело № А51-16385/2022 о нарушении российской компанией 3-х дневного срока продажи 80% валютной выручки в марте 2022 г. Обязательную продажу компанией 80% валютной выручки с просрочкой в несколько дней МИФНС № 15 по Приморскому краю посчитала незаконной валютной операцией по части 1 ст. 15.25 КоАП РФ и наложила штраф 659 074 руб.
Ранее другое аналогичное дело уже обратило на себя внимание в марте 2023 г. применением апелляционным судом «Информации Банка России от 19.04.2022» (на сайте ЦБ) фактически в качестве правового акта. К счастью, в интересах привлеченного к ответственности валютного резидента, с отменой наложенного МИФНС № 15 по Приморскому краю штрафа. Хотя при этом резидент и был признан совершившим вменяемое ему валютное правонарушение (незаконную валютную операцию).
Теперь же подобная правовая позиция арбитражного апелляционного суда получила подтверждение в кассационной инстанции. В этом плане интересно отметить изложение Арбитражным Судом Дальневосточного округа применимое к делу валютно-правовое регулирование. Вначале суд ссылается на установление порядка валютного регулирования и валютного контроля Федеральным законом от 10.12.2023 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», затем на понятие валютной операции в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 этого закона, затем на положение статьи 6 этого закона об осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами без ограничений, затем на обязательность расчетов юридических лиц – резидентов через банковские счета в уполномоченных банках в силу части 2 статьи 14 этого закона, далее на ответственность резидентов и нерезидентов согласно статье 25 этого закона. А дальше в логической цепочке этих норм стоит пункт 2 Указа Президента РФ № 79 (в ред. 28.02.2022) об установлении обязанности резидентов осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80% суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов. Без указания какой-либо логической связи, правового соотношения данного Указа № 79 с Федеральным законом № 173-ФЗ. Подобным же образом далее по тексту постановления с суда в качестве правовых ссылок упоминаются «Информация Банка России от 19.04.2022» и «Выписка из Протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 09.06.2022 N 61».
Между тем, понятия незаконных валютных операций в части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, по которой на валютных резидентов и накладываются крупные штрафы, непосредственно связаны с понятием валютного законодательства. В целях этой части 1 статьи 15.25 КоАП незаконной валютной операцией считается то или иное нарушение именно валютного законодательства, а не каких-либо иных правовых актов. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 173-ФЗ:
«1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Таким образом, имеется правовой пробел в части признания содержащих валютно-правовые нормы Указов Президента РФ 2022 – 2023 гг., той или иной «Информации ЦБ» (на сайте ЦБ), соответствующих выписок подкомиссии в качестве актов валютного законодательства РФ. Чтобы за их нарушение было возможно привлечение либо непривлечение резидентов к ответственности за незаконные валютные операции по части 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Прямого восполнения этого пробела в судебной практике по валютным делам до сих пор не обнаруживается. Справедливости ради, правовое обоснование привязки валютно-правовых норм Указов Президента РФ и выписок подкомиссии к операциям по «валютному законодательству» представляется вполне возможным по аналогии с другими категориями судебных дел по незаконным валютным операциям. Однако и без этого фактически соответствующие Указы Президента РФ, «Информация ЦБ» (на сайте ЦБ), выписки подкомиссии признаются судами частью валютного законодательства в целях статьи 15.25 КоАП. Теперь уже и на уровне кассационной инстанции.
Правовое бюро «Проект-ВС», валютный консалтинг, правовой консалтинг по сделкам и операциям с нерезидентами в 2022 – 2023 гг., pvs.ru, 28.08.2023 г.
|
Практические примеры рассмотрения правовых вопросов в целях использования такого анализа для обоснования запросов и заявлений в ЦБ и Минфин и заявлений для получения разрешений ЦБ, Минфина, подкомиссии Правительственной комиссии по иностранным инвестициям в РФ отражены в ряде новостей и в авторской аналитике на настоящем сайте, в особенности:
28.08.2023 Кассация применила Указ № 79 от 28.02.2022, информацию на сайте ЦБ и выписку подкомиссии фактически в качестве валютного законодательства в целях незаконных операций |
12.05.2023 Запреты на вывод дивидендов из РФ за рубеж и правовые возможности законного вывода дивидендов физлицами РФ вне сферы действия запретов в 2023 году
10.04.2023 Об официальном разъяснении ЦБ № 1-ОР от 28 марта 2023 года в отношении сделок и операций резидентов с ценными бумагами за рубежом
25.03.2023 О продлении ЦБ ограничений на снятие наличной инвалюты до 9 сентября 2023 года и о сообщениях на сайте ЦБ в правовых целях в интересах резидентов
24.11.2022 О разрешении резидентам перечислять дружественным нерезидентам инвалюту по договорам займа до 31 декабря 2022 года
17.11.2022 О разрешении подкомиссии на безвозмездные сделки (операции) по долям и правам в ООО между близкими родственниками
04.10.2022 Разрешение на дарение недвижимости «недружественными» иностранными лицами резидентам – физ. лицам в РФ. Толкование Указа № 81 в интересах резидентов в РФ и «зарубежных» валютных резидентов
1 2 3 4 5
Применяемые аналитические подходы также представлены на странице Аналитические правовые решения по правовым вопросам, ситуациям, деятельности.
Для предложения услуги подготовки и обоснования конкретного запроса или заявления в органы РФ по сделкам и операциям в 2022 году нужен письменный запрос с описанием ситуации.
В один клик:
Описание услуг на настоящей странице и сайте не является публичным предложением услуг.
|