Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 20.04.2022 Об указании в спецдекларации по амнистии капиталов источников денежных средств в целях соблюдения требований о противодействии подозрительным операциям в банках РФ
В информационном письме ЦБ об особенностях реализации отдельных требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ от 18.04.2022 г. № ИН-019-12/56, адресованном кредитным организациям, некредитным финансовым организациям и структурным подразделениям ЦБ, говорится следующее:
«Центральный банк Российской Федерации информирует о вступлении в силу с 9 марта 2022 года изменений в Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 140-ФЗ)1, предусматривающих продление до февраля 2023 года механизма обеспечения правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиты их имущественных интересов, в том числе в связи с возвратом денежных средств и финансовых активов, расположенных за пределами Российской Федерации.
В рамках четвертого этапа декларирования физическое лицо вправе в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона № 140-ФЗ раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации.
Принимая во внимание объем раскрываемых в рамках декларирования сведений, при исполнении требований подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части определения источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов) кредитные организации и некредитные финансовые организации могут использовать копию специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии».
Как указано на сайте Евразийской группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (www.eurasiangroup.org) в разделе часто задаваемых вопросов: «Аббревиатура ПОД/ФТ дословно расшифровывается как «противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма» (зарубежный аналог AML/CFT – Anti-money laundering and combating the financing of terrorism). Под этим термином принято понимать сложившуюся международную систему борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, включающую национальные подразделения финансовой разведки, надзорные и правоохранительные органы, межправительственные структуры и организации. Ключевым элементом ПОД/ФТ служит сбор сведений о подозрительных операциях и ненадлежащих клиентах службами внутреннего контроля банков, страховых компаний, организаций – участников рынка ценных бумаг и др. подотчетных структур».
Упомянутые выше в данном информационном письме ЦБ требования пунктов 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ заключаются в следующем:
1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
…
1.1) при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций».
В сокращенном виде, при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов банки обязаны на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов и вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств клиентов.
Для использования амнистии капиталов в рамках четвертого этапа требуется перечисление «амнистируемых» денежных средств в РФ или их внесение наличными в банк в РФ. Соответственно, в банке РФ, куда такие денежные средства будут переводиться или вноситься, могут или даже должны возникнуть подозрения в отношении этих средств. Что может повлечь меры банков по противодействию сомнительным (подозрительным) операциям. Исходя из приведенного выше информационного письма ЦБ РФ, вариантом устранения таких подозрений может быть специальная декларация по амнистии капиталов в связи с этими денежными средствами. Но не просто формальная декларация с указанием денежной суммы, а декларация «принимая во внимание объем раскрываемых в рамках декларирования сведений». А под такими сведениями понимается раскрытие источников происхождения (приобретения, формирования) денежных средств. В свою очередь, раскрывать такие источники денежных средств в спецдекларации имеет смысл только в том случае, если связанные с ними налоговые, валютные, таможенные и (или) иные правонарушения подпадают под амнистию капиталов. Следовательно, в случае использования амнистии капиталов данный вопрос требует обязательного отдельного рассмотрения в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.
Правовое бюро «Проект-ВС», pvs.ru 20.04.2022 г.
|
Практические примеры первичного рассмотрения правовых вопросов и ситуаций по зарубежным счетам физических лиц - резидентов РФ отражены на информационных страницах по счетам и ситуациям резидентов РФ за рубежом, в особенности по новому регулированию 2022 - 2024 гг., в иллюстрациях правовых решений по ситуациям в связи со счетами физических лиц за рубежом и в относящихся к ним новостях и авторской аналитике по вопросам валютно-правового режима зарубежных счетов физических лиц - валютных резидентов РФ на настоящем сайте, в частности:
20.04.2022 Об указании в спецдекларации по амнистии капиталов источников денежных средств в целях соблюдения требований о противодействии подозрительным операциям в банках РФ |
17.04.2022 О переводах рублей на зарубежные счета, конвертации этих рублей в инвалюту и переводах конвертированной инвалюты иным лицам в целях разъяснения ЦБ РФ от 16.04.2022 г. № 4-ОР
19.03.2022 Запреты на оплату резидентами долей в имуществе юридического лица – нерезидента и на взносы резидентами нерезидентам по договору о совместной деятельности с капитальными вложениями
01.03.2022 О запрете резидентам РФ с 1 марта 2022 г. переводить инвалюту нерезидентам по договорам займа и зачислять иностранную валюту на свои счета за рубежом
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Варианты консультаций. Как правило, в зависимости от обстоятельств и особенностей конкретной ситуации или (тематики) вопросов могут быть разные варианты содержания и стоимости консультаций - по отдельным вопросам или операциям, по ситуации или проекту в целом, с письменными тезисами, правовыми ссылками и др. Все услуги только платные. Формата бесплатных консультаций нет.
Дистанционно / в офисе. Консультация обычно предоставляется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber и т. п. Если нужно обсудить / смотреть формулировки документов, графы отчетности, правовые нормы, сайты, то в сервисах видеоконференций с демонстрацией экранов. Не под запись. При необходимости, также в офисе (в Москве). При наличии свободного времени, по срочным заказам консультация может предоставляться в день обращения, в том числе вечером после обычных рабочих часов и в выходные дни.
Для предложения консультации нужно краткое описание ситуации, проекта и (или) конкретной тематики вопросов.
В один клик:
Услуга первичной устной консультации по валютным оперциям на счетах физических лиц - валютных резидентов РФ является частью более широких правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Описание услуг на настоящей странице и сайте не является публичным предложением услуг.
|