Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Правовой консалтинг по валютным операциям, сделкам и минимизации рисков по счетам и ситуациям физических лиц РФ за рубежом в 2022 - 2024 гг.

Правовой консалтинг по валютным операциям, сделкам и минимизации рисков
по счетам и ситуациям физлиц РФ за рубежом в 2022 - 2024 гг.

 ♦ Правовые услуги по валютному регулированию и кон­т­ролюВалют­ная кон­суль­та­ция ► Мини­ми­за­ция рис­ков по сче­там и ситу­а­циям физ­лиц РФ за рубе­жом

Практические примеры рас­смот­ре­ния пра­во­вых воп­ро­сов


04.08.2022
Разъяснение ФНС по вопросам привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства РФ в связи с санкциями и комментарий


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 июля 2022 г. N ШЮ-4-17/8337@

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами относительно привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, совершенные в связи с введенными в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц санкциями сообщает следующее.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 486-О-О, ответственность за неисполнение требований валютного законодательства должна рассматриваться во взаимосвязи с положениями статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которые предусматривают, что административная ответственность может применяться лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда резидентом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, лицо не может признаваться виновным в совершении административного правонарушения, если у него отсутствовала возможность для соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации, о чем в том числе может свидетельствовать применение ограничительных мер экстерриториального характера со стороны иностранных государств, и таким лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.

При этом отсутствие вины резидента в нарушении валютного законодательства Российской Федерации свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ резидент вправе представить любые доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях вины в совершенном нарушении требований валютного законодательства Российской Федерации, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения таких требований и о принятых мерах по их соблюдению.

В соответствии с положением статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Изучение обстоятельств совершенного нарушения валютного законодательства осуществляется в отношении всех установленных требований, в том числе по исполнению внешнеторговых контрактов, осуществлению валютных операций, а также представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам резидента.

При этом вопрос о наличии вины резидента в совершении административного правонарушения должен разрешаться налоговым органом в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств дела (статья 26.11 КоАП РФ).

Данное разъяснение размещено на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (раздел "Валютный контроль" - подраздел "Выполнение участниками внешнеторговой деятельности требований валютного законодательства Российской Федерации в условиях введенных ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц" (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/exchange_controls/#title9)).

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

Комментарий

С точки зрения резидентов и участников ВЭД в данном разъяснении ФНС основное внимание следует обратить на «отсутствие возможности для соблюдения требований» и необходимость принятия «всех мер» для их соблюдения. То есть, отсутствие вины и как следствие отсутствие состава административного правонарушения и непривлечение к ответственности в связи с введенными санкциями возможно только тогда, когда у резидента не было «возможности для соблюдения соответствующих правил и норм» и когда резидентом были приняты «все зависящие от него меры по их соблюдению».

На практике, представления об «отсутствии возможности» и о «всех мерах» у резидентов, участников ВЭД и у инспекторов, судей очень сильно отличаются. Как правило, те обстоятельства, которые резиденты считают оправдывающими их по данным основаниям, судьями не принимаются. Либо эти обстоятельства недостаточно конкретные и не связаны напрямую с «отсутствием возможности» в конкретной ситуации. Либо эти обстоятельства не доказаны должным образом.

Например, в недавнем судебном деле казалось бы очевидный довод резидента о невозможности выплаты зарплаты через банк по причине ограничительных мер в связи с коронавирусом в 2020 г. (сравнимые с санкциями события) был отклонен апелляционным судом со следующим обоснованием: «Согласно пункту 4 Рекомендаций Минтруда от 26.03.2020 введение нерабочих дней в соответствии с Указом Президента не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа Президента, в частности, организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций. Следовательно, в указанный период банками оказывались финансовые услуги, в том числе в онлайн-режиме, дистанционно».

В нашумевшем деле Кузнецова В.Н. со штрафом почти 31 мл. руб. за признанное налоговой инспекцией незаконным зачисление инвалюты на зарубежный счет (в связи с санкциями США) судья Мосгорсуда также не принял казалось бы весомые доводы защиты со следующим объяснением: «Довод жалобы о том, что должностные лица ФНС России и суд первой инстанции при рассмотрении дела не учли, что зачисление разблокированных денежных средств в Российский банк оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных обстоятельств, к каковым, по мнению защиты, относятся санкции, введенные США в отношении Российских банков, а также односторонний отказ банка *** от сотрудничества в частными Российскими банками, нахожу необоснованным. Из Представленной в дело статьи в газете РБК, следует, что банк *** 15.09.2014 закрыл корреспондентские счета лишь ряда российский банков, попавших под действие санкций, что не исключало возможности Кузнецова В.Н. воспользоваться услугами его уполномоченного банка, либо иных банков в Российской Федерации или их филиалов за рубежом». После постановления Конституционного суда в связи с данным делом и недавним направлением его на пересмотр Верховным судом РФ можно надеяться, что итоговое решение будет принято в пользу резидента. Но такой длительный судебный путь данного дела только подчеркивает опасности неверного понимания резидентами отсутствия своей вины по причине санкций.

Таким образом, на данное разъяснение ФНС и на принятые после него соответствующие нормы закона № 235-ФЗ от 13.07.2022 г., которым статья 15.25 КоАП была дополнена примечанием 10 о неприменении административной ответственности за валютные правонарушения в связи с санкциями, не стоит полагаться как на нормы конечного действия, которыми можно будет решать валютно-правовые проблемы под предлогом западных санкций. По сути, это общие предписания, применение которых сильно зависит от конечных обстоятельств конкретной ситуации и доказанности реальной причинно-следственной связи между валютным правонарушением и «отсутствием возможности» соблюдения требований и одновременно принятием резидентом «всех мер» для их соблюдения.

Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 04.08.2022 г.

29.08.2022 Разъяснение ФНС о за­ко­не № 235-ФЗ по смяг­че­нию от­вет­ст­вен­нос­ти за ва­лют­ные на­ру­ше­ния по ст. 15.25 КоАП. Ком­мен­та­рий по осо­бен­нос­тям при­ме­не­ния в ин­те­ре­сах ре­зи­ден­тов

Практические примеры рассмотрения во­п­ро­сов по ва­лют­ным опе­ра­ци­ям и рис­кам по за­ру­беж­ным сче­там фи­зи­чес­ких лиц - ре­зи­ден­тов РФ в 2022 - 2024 гг. от­ра­же­ны на ин­фор­ма­ци­он­ных стра­ни­цах по сче­там и си­ту­а­ци­ям ре­зи­ден­тов РФ за ру­бе­жом, в осо­бен­нос­ти по но­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию 2022 г. и по рис­кам в свя­зи со сче­та­ми за ру­бе­жом, и в от­но­ся­щих­ся к ним но­вос­тях и ав­тор­ской ана­ли­ти­ке на на­с­то­я­щем сай­те, в частности:


19.08.2022
Ограниченное раз­ре­ше­ние ре­зи­ден­там – фи­зи­чес­ким ли­цам за­чис­лять ин­ва­лю­ту от ди­ви­ден­дов в РФ на сче­та за ру­бе­жом и ком­мен­та­рий к нему

18.08.2022
Новые возможности и «под­вод­ные кам­ни» по пе­ре­во­дам фи­зи­чес­ки­ми ли­ца­ми - ре­зи­ден­та­ми ин­ва­лю­ты в связи с Ука­зом № 529

16.08.2022
ФНС намерена ис­к­лю­чить ряд стран из пе­реч­ня го­су­дарств, об­ме­ни­ва­ю­щих­ся на­ло­го­вой ин­фор­ма­ци­ей с РФ. Ва­лют­но-пра­во­вые по­след­ст­вия для ре­зи­ден­тов

04.08.2022
Разъяснение ФНС по во­п­ро­сам при­вле­че­ния ре­зи­ден­тов к ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­нос­ти за на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ в свя­зи с сан­к­ци­я­ми и ком­мен­тарий

02.08.2022
Об ответах ЦБ на во­п­ро­сы о воз­мож­нос­ти за­чис­ле­ния ино­стран­ной ва­лю­ты на свой счет в за­ру­беж­ном бан­ке и о пе­ре­во­дах дру­го­му че­ло­ве­ку за ру­беж

12.07.2022
Неопределенность Ука­за № 430 в час­ти сня­тия об­ще­го за­п­ре­та на за­чи­сле­ния ин­ва­лю­ты на за­ру­беж­ные сче­та ре­зи­ден­тов и пе­ре­во­ды эле­к­т­рон­ных средств. Зап­рет по ди­ви­дендам

02.07.2022
Разрешения, осо­бен­нос­ти, риски по за­чис­ле­ни­ям ва­лют­ной вы­руч­ки по вне­ш­не­тор­го­вым до­го­во­рам на за­ру­беж­ные сче­та ре­зи­ден­тов

1 2 3 4 5 6 7 8

Устно онлайн / в офисе. Уст­ные ус­лу­ги обы­чно пре­дос­тав­ля­юет­ся дис­тан­ци­он­но по те­ле­фо­ну, WhatsApp, Te­le­gram, Viber и т. п. Ес­ли нуж­но об­су­дить / смот­реть фор­му­ли­ров­ки до­ку­мен­тов, гра­фы от­чет­нос­ти, пра­во­вые нор­мы, сай­ты, то в сер­ви­сах ви­део­кон­фе­рен­ций с де­мон­ст­ра­ци­ей эк­ра­нов. Не под за­пись. При не­об­хо­ди­мос­ти, так­же в офи­се (в Моск­ве). Точ­ное вре­мя кон­суль­та­ции не­об­хо­ди­мо со­гла­со­вать за­ра­нее. При на­ли­чии сво­бод­но­го вре­ме­ни, по сроч­ным за­ка­зам ус­лу­га уст­но­го кон­сал­тин­га мо­жет пре­дос­тав­лять­ся в день обра­ще­ния, в том чис­ле ве­че­ром пос­ле обыч­ных ра­бо­чих ча­сов и в вы­ход­ные дни.

Письменный консалтинг, как пра­ви­ло, пред­став­ля­ет со­бой под­роб­ное рас­смот­ре­ние пись­мен­ных воп­ро­сов в пра­во­вом за­клю­че­нии, юри­ди­чес­ком ме­мо­ран­думе. Пред­наз­на­чен для про­ве­де­ния про­вер­ки пред­ва­ри­тель­ных пред­по­ло­же­ний и оце­нок по пра­во­вым ак­там и по су­деб­ной прак­ти­ке, для до­ка­за­тель­ных пись­мен­ных от­ве­тов на воп­ро­сы, для пись­мен­ных вы­во­дов по кон­крет­ным фор­му­ли­ров­кам до­ку­мен­тов и до­го­во­ров, для сис­тем­но­го из­ло­же­ния рис­ков и по­с­лед­ст­вий по си­ту­а­ции, для уг­луб­лен­но­го ана­ли­за и вы­яв­ле­ния скры­тых рис­ков, про­б­лем и до­пол­ни­тель­ных не­яв­ных или кос­вен­ных пра­во­вых воз­мож­нос­тей в це­лях ре­ше­ний по си­ту­ации, для пись­мен­но­го оп­ре­де­ле­ния не­об­хо­ди­мых и це­ле­со­об­раз­ных дей­ст­вий (ли­бо без­дей­ст­вия), ша­гов, ви­дов до­ку­мен­тов, фор­му­ли­ро­вок и рек­ви­зи­тов до­ку­мен­тов. Под­роб­нее на стра­нице Пись­мен­ный кон­сал­тинг и он­лайн кон­суль­та­ции по сче­там и си­ту­а­ци­ям физ­лиц РФ за ру­бежом.

Для предложения услуг правового кон­сал­тинга нужно крат­кое опи­са­ние ситу­а­ции, про­ек­та и (или) кон­к­рет­ной те­ма­ти­ки воп­ро­сов.

Варианты услуг. Как пра­ви­ло, в за­ви­си­мос­ти от об­сто­я­тельств и осо­бен­нос­тей кон­к­рет­ной си­ту­ации или (те­ма­ти­ки) воп­ро­сов мо­гут быть раз­ные ва­ри­ан­ты со­дер­жа­ния и сто­и­мос­ти пра­во­во­го кон­сал­тин­га - по от­дель­ным воп­ро­сам или опе­ра­ци­ям, по си­ту­а­ции или про­екту в це­лом, с пись­мен­ны­ми те­зи­са­ми, на ос­но­ве пред­ва­ри­тель­ной раз­ра­бот­ки или пра­во­во­го ана­ли­за и др. Все ус­лу­ги толь­ко плат­ные. Фор­ма­та бес­плат­ных кон­суль­та­ций нет.

В один клик:

       WhatsApp +7 985 9229670
       Telegram@letrado
       Viber +7 985 9229670
       Тел. +7 495 9229670
       Моб./смс +7 985 9229670
       Запрос услуг с сайта
       E-mail: info@pvs.ru

Ус­лу­га пра­во­во­го консалтинга по опе­ра­ци­ям и ми­ни­ми­за­ции рис­ков по за­ру­беж­ным счетам фи­зи­чес­ких лиц - ре­зи­ден­тов РФ в 2022 - 2024 гг. яв­ля­ет­ся частью более ши­ро­ких пра­во­вых услуг по ва­лют­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию и ва­лют­но­му кон­т­ролю.

Описание услуг на настоящей странице и сайте не яв­ля­ют­ся публичным предложением услуг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ