Практические примеры рассмотрения правовых вопросов 29.08.2022 Разъяснение ФНС о законе № 235-ФЗ по смягчению ответственности за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП. Комментарий по особенностям применения в интересах резидентов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 августа 2022 г. N ШЮ-4-17/10279@
Федеральная налоговая служба в связи со вступлением в силу с 24.07.2022 Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 235-ФЗ; КоАП РФ) сообщает следующее.
1. Снижены размеры административного штрафа за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
2. Изменен порядок исчисления размера административного штрафа в отношении должностных лиц по административным правонарушениям, предусмотренным частями 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно установлено его исчисление в процентном отношении к сумме совершенного нарушения с сохранением верхнего предела штрафа в размере 30 тыс. руб.
При этом ранее предусмотренный нижний предел административного штрафа в размере 20 тыс. руб. больше не применяется.
3. Неприменение административной ответственности.
3.1. С вступлением в силу Закона N 235-ФЗ действие примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ (далее - Примечание 7) распространено на все случаи незаконного зачисления денежных средств на счета (вклады) в зарубежных банках, не ограничиваясь расчетами только по внешнеторговым договорам (контрактам), как это было ранее.
Таким образом, налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок.
3.2. Резиденты, совершившие в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, освобождаются от административной ответственности, если такие нарушения обусловлены мерами ограничительного характера, введенными недружественными иностранными государствами в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (новое примечание 10 к статье 15.25 КоАП РФ).
Дела об указанных административных правонарушениях, находящиеся в производстве налоговых органов, а также исполнение соответствующих неисполненных постановлений о назначении административного наказания подлежат прекращению со дня вступления в силу Закона N 235-ФЗ, если налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера.
При установлении органами валютного контроля нарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенных в указанный период и при указанных обстоятельствах, административное производство по ним не может быть начато <1>, а начатое производство подлежит прекращению <2>, исполнение соответствующих неисполненных постановлений о назначении административного наказания также подлежит прекращению <3> (части 4, 5 статьи 2 Закона N 235-ФЗ).
--------------------------------
<1> По основаниям статьи 24.5 КоАП РФ.
<2> Выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в порядке статей 28.9, 29.4 или 29.9 КоАП РФ.
<3> Выносится постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке статьи 31.7 КоАП РФ.
4. Обратная сила Закона N 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении административного наказания.
В соответствии с положением части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное поавонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Следующие положения Закона N 235-ФЗ, улучшающие положения резидентов, имеют обратную силу:
- предусматривающие снижение размера административного штрафа по административным поавонарушениям, предусмотренным частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП РФ;
- устанавливающие новый порядок исчисления административного штрафа для должностных лиц по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ - если сумма административного штрафа, исчисленного в соответствии с Законом N 235-ФЗ, будет меньше размера административного штрафа, ранее наложенного на должностное лицо на основании предыдущей редакции статьи 15.25 КоАП РФ;
- расширяющие сферу применения Примечания 7.
Таким образом, налоговые органы прекращают исполнение постановления о назначении административного наказания <4>, не исполненного до вступления в силу Закона N 235-ФЗ, полностью или в соответствующей части в следующих случаях:
--------------------------------
<4> Порядок прекращения исполнения постановлений о назначении административного наказания регламентирован статьями 31.7 и 31.8 КоАП РФ.
1) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.
2) по частям 1, 4, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ для должностных лиц - в случае, если назначенный штраф превышает размер штрафа, исчисленный в установленном Законом N 235-ФЗ порядке.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <5> в части такого превышения.
--------------------------------
<5> Часть 4 статьи 31.8 КоАП РФ.
3) по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в части незаконных зачислений денежных средств на зарубежный счет не в рамках внешнеторговых договоров (контрактов) - в случае соблюдения резидентом условий, предусмотренных Примечанием 7 в редакции Закона N 235-ФЗ.
В этом случае налоговый орган выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <5>
- полностью (если сумма денежных средств была переведена с иностранного счета в уполномоченный банк в полном объеме в 45-дневный срок) или
- частично (в размере денежных средств, переведенных в уполномоченный банк в 45-дневный срок).
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается взять под личный контроль исполнение настоящего письма и довести его до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА
Комментарий по особенностям применения этого письма ФНС в интересах резидентов
Данное письмо ФНС относится к категории тех правовых актов органов валютного контроля, которые находят непосредственное отражение в судебных решениях по валютным делам и в досудебной правоприменительной практике налоговых инспекций. Просто ссылка на такой правовой акт (письмо ФНС) уже может являться весомым доводом в интересах резидента. Однако в целях применения данного письма ФНС необходимо учитывать следующие особенности правоприменительной практики.
Как указано в приведенном выше разделе 3 этого письма ФНС касательно неприменения административной ответственности в случаях незаконного зачисления денежных средств на счета в зарубежных банках, «налоговые органы по таким видам нарушений должны во всех случаях устанавливать наличие/отсутствие факта перевода резидентами денежных средств с зарубежных счетов на счета в уполномоченные банки в 45-дневный срок». Но реально обязанность доказывания наличия таких фактов ложится на резидентов. При отсутствии доказательств налоговые органы и суды будут просто исходить из отсутствия таких фактов.
То же самое относится к случаям освобождения от ответственности за нарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, когда «налоговыми органами установлено, что такие нарушения совершены в период с 23.02.2022 и обусловлены применением недружественными иностранными государствами мер ограничительного характера». При этом резидентам будет необходимо доказать не только факты «мер ограничительного характера», но и в особенности причинно-следственную связь между этими мерами и произошедшими нарушениями. Причем это доказывание должно быть основано не на бытовых представлениях о санкциях и их последствиях, а на формальной логике валютного регулирования и практике валютного контроля.
В части обратной силы Закона № 235-ФЗ и прекращение исполнения постановлений о назначении административных наказаний важный нюанс заключается в том, что в случаях ранее вынесенных и еще не исполненных резидентами постановлений о крупных штрафах 75% - 100% за незаконные валютные операции резидентам необходимо самим обратиться в ИФНС с заявлением о снижении размера штрафа до соответственно 20% - 40% в силу Закона № 235-ФЗ и обязательно до уплаты штрафа. В случаях, когда штраф уже уплачен, суды (и тем более налоговые органы) отказывают в снижении (и возврате) такого штрафа «за отсутствием для этого правовых оснований».
Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 29.08.2022 г.
|
Практические примеры рассмотрения вопросов по валютным операциям и рискам по зарубежным счетам физических лиц - резидентов РФ в 2022 - 2024 гг. отражены на информационных страницах по счетам и ситуациям резидентов РФ за рубежом, в особенности по новому регулированию 2022 г. и по рискам в связи со счетами за рубежом, и в относящихся к ним новостях и авторской аналитике на настоящем сайте, в частности:
14.09.2022 Валютные операции, переводы и дарения денежных средств между близкими родственниками в 2022 году
12.09.2022 Валютный контроль получения российским ИП выручки за разработку ПО на счет за рубежом после отмены общего запрета на зачисления инвалюты на зарубежные счета
06.09.2022 ЦБ официально разъяснил, что запрет на зачисления инвалюты на зарубежные счета ограничен случаями вывода дивидендов из РФ и что банки должны проверять происхождение средств
05.09.2022 О применении разъяснения ЦБ № 2-ОР и письма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сделкам с ценными бумагами и недвижимостью за рубежом в интересах резидентов
29.08.2022 Разъяснение ФНС о законе № 235-ФЗ по смягчению ответственности за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП. Комментарий по особенностям применения в интересах резидентов |
22.08.2022 Условия и сложности применения разрешения резидентам осуществлять валютные операции по предоставлению «дружественным» нерезидентам инвалюты по займам
19.08.2022 Ограниченное разрешение резидентам – физическим лицам зачислять инвалюту от дивидендов в РФ на счета за рубежом и комментарий к нему
1 2 3 4 5 6 7 8
Устно онлайн / в офисе. Устные услуги обычно предоставляюется дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber и т. п. Если нужно обсудить / смотреть формулировки документов, графы отчетности, правовые нормы, сайты, то в сервисах видеоконференций с демонстрацией экранов. Не под запись. При необходимости, также в офисе (в Москве). Точное время консультации необходимо согласовать заранее. При наличии свободного времени, по срочным заказам услуга устного консалтинга может предоставляться в день обращения, в том числе вечером после обычных рабочих часов и в выходные дни.
Письменный консалтинг, как правило, представляет собой подробное рассмотрение письменных вопросов в правовом заключении, юридическом меморандуме. Предназначен для проведения проверки предварительных предположений и оценок по правовым актам и по судебной практике, для доказательных письменных ответов на вопросы, для письменных выводов по конкретным формулировкам документов и договоров, для системного изложения рисков и последствий по ситуации, для углубленного анализа и выявления скрытых рисков, проблем и дополнительных неявных или косвенных правовых возможностей в целях решений по ситуации, для письменного определения необходимых и целесообразных действий (либо бездействия), шагов, видов документов, формулировок и реквизитов документов. Подробнее на странице Письменный консалтинг и онлайн консультации по счетам и ситуациям физлиц РФ за рубежом.
Для предложения услуг правового консалтинга нужно краткое описание ситуации, проекта и (или) конкретной тематики вопросов.
Варианты услуг. Как правило, в зависимости от обстоятельств и особенностей конкретной ситуации или (тематики) вопросов могут быть разные варианты содержания и стоимости правового консалтинга - по отдельным вопросам или операциям, по ситуации или проекту в целом, с письменными тезисами, на основе предварительной разработки или правового анализа и др. Все услуги только платные. Формата бесплатных консультаций нет.
В один клик:
Услуга правового консалтинга по операциям и минимизации рисков по зарубежным счетам физических лиц - резидентов РФ в 2022 - 2024 гг. является частью более широких правовых услуг по валютному регулированию и валютному контролю.
Описание услуг на настоящей странице и сайте не являются публичным предложением услуг.
|