Правовые новости Практика и аналитика по ВЭД
27.04.2024 Продленная до 30 апреля 2025 г. обязанность отдельных экспортеров по продаже валютной выручки фактически включает также обязанность и ответственность по «особой» репатриации валюты
Постановлением от 26 апреля 2024 года № 544 Правительство РФ продлило действие введенных в октябре 2023 года правил об обязательной продаже валютной выручки некоторыми российскими экспортерами до 30 апреля 2025 года. При этом отдельный срок для зачисления на счета в уполномоченных банках не менее 80% инвалюты по внешнеторговым договорам с нерезидентами увеличен с 90 дней до 120 дней со дня передачи нерезидентам товаров, выполнения для нерезидентов работ, оказания нерезидентам услуг, передачи нерезидентам информации и результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), заключенными после дня вступления в силу Указа Президента РФ от 11.10.2023 г. № 771.
Причем на данный 120-дневный срок накладывается еще срок 60 дней со дня фактического получения иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), установленными на день вступления в силу Указа № 771, но не позднее установленного на день вступления в силу Указа № 771 внешнеторговым договором (контрактом) срока исполнения нерезидентом обязательств по оплате товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в силу абзаца второго подпункта а) пункта 1 постановления Правительства РФ от 12.10.2023 г. № 1681.
Как указано в подпункте а) пункта 1 этого измененного постановления Правительства РФ от 12.10.2023 г. № 1681, в данные сроки российские экспортеры, включенные перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 11 октября 2023 г. № 771 «Об обязательной продаже иностранной валюты некоторыми российскими экспортерами», «начиная с 16 октября 2023 г. зачисляют на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту в размере не менее 80 процентов иностранной валюты, полученной в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для нерезидентов работ, оказание нерезидентам услуг, передачу нерезидентам информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них ...».
По сути и по ряду формулировок и терминов, данная обязанность некоторых экспортеров (валютных резидентов) по зачислению инвалюты (валютной выручки) на свои счета в уполномоченных банках согласно Указу Президента РФ № 771 и постановлениям Правительства РФ №№ 1681 и 544 аналогична обязанности по репатриации валюты, установленной (в настоящее время также не для всех, а только для части экспортеров) пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в силу которой резиденты обязаны в сроки, установленные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
«1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».
Как можно заметить, данная обязанность некоторых экспортеров по Указу № 711 и постановлениям Правительства №№ 1681, 544 отличается от аналогичной обязанности по закону № 173-ФЗ несколькими смысловыми элементами:
- нет общей ссылки на сроки, установленные внешнеторговым контрактом; но при этом в этих целях установлены фиксированные сроки 60 дней и 120 дней
- нет требования получения инвалюты именно от нерезидентов, что по смыслу направлено на возможность первоначального получения инвалютной выручки на счета экспортеров за рубежом
- обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках подлежат не 100%, а 80% валютной выручки
Кроме того, согласно пунктам б) и в) пункта 1 постановления Правительства РФ № 1681, включенные в Перечень российские экспортеры:
«б) осуществляют обязательную продажу на внутреннем валютном рынке Российской Федерации зачисленной в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта иностранной валюты в размере 90 процентов суммы иностранной валюты в срок, не превышающий 14 дней со дня зачисления, но в размере не менее 50 процентов денежных средств, получаемых в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), - в срок, не превышающий 30 дней со дня получения указанных денежных средств;
в) обеспечивают выполнение своими дочерними хозяйственными обществами (в том числе созданными в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющими местонахождение за пределами территории Российской Федерации) мероприятий по обязательной продаже иностранной валюты, полученной в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), в сроки и размерах, которые установлены настоящим пунктом».
В связи данными нормами интересно отметить, что часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за «невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них». То есть, ответственность по части 4 статьи 15.25 КоАП не связывается с необходимостью получения инвалюты на счета в уполномоченных банках именно от нерезидентов и в сроки, установленные именно внешнеторговыми договорами (достаточно просто «установленного срока»), равно как и с какой-либо процентной долей валютной выручки.
Таким образом, обязанности внесенных в Перечень российских экспортеров по Указу № 771 и постановлениям Правительства №№ 1681, 544 фактически включают обязанность по «особой» репатриации 80% валютной выручки. Почти совпадающей с обязанностью резидентов по репатриации валюты по закону № 173-ФЗ, но с несколькими отличиями. Иными словами, за нарушение сроков зачисления 80% инвалюты на счета в уполномоченных банках вполне возможна административная ответственность по части 4 статьи 15.25 КоАП. Тем не менее, эта ответственность применима только к валютным резидентам и, следовательно, не распространяется на зарубежные дочерние общества российских экспортеров, упомянутые в подпункте в) пункта 1 Постановления № 1681.
Уголовная ответственность за нарушение обязанности по репатриации валюты по статье 193 УК РФ в данном случае представляется маловероятной, поскольку она связывается с нарушением требований валютного законодательства. Согласно части 1 статьи 4 закона № 173-ФЗ: «Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов». Следовательно, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в понятие «валютное законодательство» не входят. Тем не менее, есть фактор применения судами президентских указов 2022 – 2023 гг. фактически в качестве новых норм законодательства.
Что же касается ответственности за нарушения (просрочки) сроков продажи основной части (согласно подпункту б) пункта 1 постановления № 1681 выше) зачисленной на счета в уполномоченных банках инвалюты (валютной выручки), то исходя из судебных прецедентов по нарушениям подобных сроков в 2022 году по вводившейся тогда обязанности продажи валютной выручки по другим основаниям можно предположить, что органы валютного контроля будут пытаться квалифицировать такие нарушения как незаконные валютные операции с ответственностью (крупными штрафами) по части 1 статьи 15.25 КоАП.
Правовое бюро «Проект-ВС», экспортные контракты, валютный консалтинг, pvs.ru, 27.04.2024 г.
|