Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
О применении разъяснения ЦБ № 2-ОР и письма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сделкам с ценными бумагами и недвижимостью за рубежом в интересах резидентов

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

05.09.2022
О применении разъ­яс­не­ния ЦБ № 2-ОР и пись­ма ЦБ от 30.08.2022 г. № 010-31-4/8237 к сдел­кам с цен­ны­ми бу­ма­га­ми и не­дви­жи­мос­тью за ру­бе­жом в ин­те­ре­сах ре­зи­дентов


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 августа 2022 г. N 010-31-4/8237

Банк России рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Положения Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О до­пол­ни­тель­ных вре­мен­ных мерах эко­но­ми­чес­кого характера по обес­пе­че­нию финан­совой стабиль­ности Россий­ской Феде­ра­ции" (далее - Указ N 81) имеют своей целью обеспе­чение защиты наци­ональ­ных инте­ресов Россий­ской Феде­ра­ции, ее финан­совой стабиль­ности, вследствие чего сфера действия особого (времен­ного) порядка ограни­чена необхо­димостью дости­жения указанных целей.

Официальные разъяснения Банка России не содержат норм права, целью их подготовки является пред­остав­ление офици­ального (делеги­рован­ного в данном случае) толко­вания правовых норм, содержа­щихся в норма­тивном правовом акте.

При подготовке официа­льных разъяс­нений Банк России исполь­зует все сущест­вующие способы толко­вания правовых норм, включая теле­ологи­ческий способ.

Офици­альное разъяс­нение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР <1> сфор­мулиро­вано исходя из целей принятия Указа N 81 и ука­зан­ных подходов.

--------------------------------

<1> Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О приме­нении отдельных положений Указа Прези­дента Россий­ской Федера­ции от 28 февраля 2022 года N 79 "О приме­нении специ­альных эко­но­ми­ческих мер в связи с недру­жест­вен­ными дейст­виями Соеди­ненных Штатов Америки и примк­нувших к ним ино­стран­ных госу­дарств и междуна­родных орга­низа­ций", Указа Прези­дента Россий­ской Феде­ра­ции от 1 марта 2022 года N 81 "О допол­нитель­ных времен­ных мерах экономи­ческого харак­тера по обеспе­чению финан­совой стабиль­ности Россий­ской Феде­рации" и Указа Прези­дента Рос­сий­ской Феде­рации от 5 марта 2022 года N 95 "О времен­ном поряд­ке испол­нения обяза­тельств перед неко­то­рыми ино­стран­ными креди­торами".

В этой связи также сообщаем, что разре­шение на совер­шение сделок (операций), упоми­наемое в Указе N 81, не требу­ется в случае осу­ществ­ления сделок, соот­ветст­вующих либо усло­виям, указан­ным в абзацах втором и четвер­том подпункта 1.11 пункта 1 официаль­ного разъяс­нения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, либо условиям, указанным в абзацах третьем и четвер­том того же подпункта.

Статс-секретарь -
заместитель Председателя
А.Г.ГУЗНОВ

Комментарий о применении данного письма ЦБ в инте­ресах рези­дентов

В практических целях, данное письмо ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237 можно счи­тать допол­нением к пробле­матике вопросов по сделкам и валютным операциям с ценными бумагами и недви­жимостью за рубежом, рассмот­ренной в новости от 23.06.2022 г.

С тех пор, в связи с Указом № 430 и после­дующими сообще­ниями ЦБ валют­ное регули­рование операций по таким сделкам за рубежом факти­чески вернулось, с некоторыми оговорками, к нормам Феде­раль­ного закона № 173-ФЗ «О валютном регу­лиро­вании и валютном контроле».

В отношении регулирования собственно таких сделок, или вопроса о разре­шениях на такие сделки в целях Указа № 81 (что затра­гивает также и сферу валют­ного регули­рования, особенно по рискам ответст­венности за нару­шения), теперь допол­нитель­но можно осно­вывать­ся на данном письме ЦБ от 30 августа 2022 г. № 010-31-4/8237. Это допол­нитель­ное правовое обосно­­вание видится в том, что вот, ЦБ сообщает, что его офи­циальные разъяс­нения не явля­ются нормами права, но явля­ются их официаль­ным толко­ванием. И с точки зрения офи­циаль­ного толко­вания Указа № 81, сфера его дейст­вия огра­ничена заяв­лен­ными целями этого Указа по обеспе­чению «защиты наци­ональ­ных инте­ресов Россий­ской Феде­ра­ции, ее финан­совой стабиль­ности». А значит, для сделок с ино­стран­ными недви­жимос­тью и цен­ными бума­гами за рубежом, при соблю­дении усло­вий под­пункта 1.11 пункта 1 офи­циаль­ного разъяс­нения ЦБ № 2-ОР, разре­шений по Указу № 81 не требуется.

С другой стороны, следует отметить, что суды и органы валют­ного конт­роля для обосно­вания крупных штрафов за валют­ные нару­шения постоянно приме­няют этот телео­логичес­кий способ тол­ко­вания правовых норм в проти­вополож­ном смысле. А именно, неустанно ссыла­ются на цели Феде­раль­ного закона № 173-ФЗ по обес­печению «стабиль­ности внутрен­него валют­ного рынка Россий­ской Феде­рации», на цели защиты инте­ресов РФ, безо­пас­ности РФ и т. п. как обос­нование приме­нения валютно-правовых норм РФ к сдел­кам и опера­циям рези­дентов за рубежом. Плюс в судеб­ных поста­нов­лениях по валютным делам местом совер­шения валют­ного право­нару­шения чаще всего призна­ется не факти­ческое место сделки или опера­ции, а адрес реги­стра­ции рези­дента в РФ. Могут быть и дру­гие контр­доводы относи­тельно офи­циаль­ного разъяс­нения ЦБ № 2-ОР.

Таким образом, налоговые инспек­ции как органы валют­ного контроля в сфере сделок и операций рези­дентов с недви­жимостью и цен­ными бума­гами за рубежом при желании могут выдви­гать весомые возра­жения против данной право­вой позиции ЦБ. Поэтому осно­вы­ваться на офи­циаль­ном разъяс­нении ЦБ № 2-ОР и пись­ме ЦБ от 30 ав­густа 2022 г. № 010-31-4/8237 сле­дует с осторож­ностью, с учетом сущест­венных обсто­ятельств конкрет­ной ситу­ации, прак­тики отно­шений со своей ИФНС, с исполь­зо­ванием прочих возмож­ных по ситуации средств правовой защиты и мер мини­ми­зации рисков.

Правовое бюро «Проект-ВС», под­го­товка и обо­сно­ва­ние зап­ро­сов и заяв­ле­ний в ор­ганы РФ по сдел­кам и опе­ра­циям в 2022 году, pvs.ru, 05.09.2022 г.

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.04.2024
Поступления средств на сче­та физ­лица РФ в ФРГ в ка­че­ст­ве «раз­ме­ще­ния цен­ных бу­маг» ста­ли пре­д­ме­том кон­т­ро­ля ИФНС при про­ве­де­нии вы­ез­д­ной на­ло­го­вой про­верки

14.04.2024
Что не так с до­ку­мен­та­ми для за­че­та в РФ по СИДН уп­ла­чен­но­го за ру­бе­жом по­до­ход­но­го на­ло­га при по­да­че дек­ла­ра­ции 3-НДФЛ

09.04.2024
О налого­обло­же­нии в Ис­па­нии про­да­жи ква­р­ти­ры в РФ граж­да­ни­ном РФ, ра­бо­та­ю­щим в Ис­па­нии с сен­тя­б­ря 2022 года, с пе­ре­во­дом средств на ис­пан­с­кий счет, и о по­да­че фор­мы 720

03.04.2024
О новых воз­мож­нос­тях и рис­ках рас­че­тов с не­ре­зи­ден­том по кон­т­рак­ту на уче­те в бан­ке в РФ че­рез сче­та в раз­ных бан­ках в РФ и за ру­бе­жом

30.03.2024
Информация по CRS при­зна­ет­ся до­ка­за­те­ль­ст­вом по­лу­че­ния до­хо­да от про­да­жи ино­ст­ран­ных фи­нан­со­вых ак­ти­вов за ру­бе­жом в це­лях НДФЛ в РФ

Все новости
(1541)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ