Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Контракты и документы • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Разъяснение ФНС о временной отмене налоговой ответственности за непредставление документов по прибыли (убытку) КИК за 2021 и 2022 отчетные периоды

Правовые новости
Практика и аналитика по ВЭД

12.05.2022
Разъяснение ФНС о временной отмене налоговой ответственности за непредставление документов по прибыли (убытку) КИК за 2021 и 2022 отчетные периоды


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 29 апреля 2022 г. N ШЮ-4-13/5376@

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРАВИЛ КИК ЗА ОТЧЕТНЫЕ ПЕРИОДЫ
2021 - 2022 ГОДОВ

Федеральная налоговая служба в целях реализации территориальными налоговыми органами главы 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), направляет настоящие разъяснения по порядку осуществления налогового контроля за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиками - контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний (далее - КИК).

В соответствии с пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса налогоплательщики - контролирующие лица подтверждают размер прибыли (убытка) КИК путем представления следующих документов:

1) финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за финансовый год;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

- налогоплательщиками - организациями вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций;

- налогоплательщиками - физическими лицами вместе с уведомлением о КИК.

В настоящее время в связи с осуществлением иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц некоторые налогоплательщики - контролирующие лица КИК не имеют возможности получить и представить в налоговый орган необходимые документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, обязанность по представлению которых предусмотрена пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса. В связи с чем законодательством Российской Федерации предусмотрены изменения, направленные на реализацию первоочередных антикризисных мер поддержки в условиях совершения иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц.

Так, положениями Закона N 67-ФЗ предусматривается временная отмена налоговой ответственности за непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса. В соответствии с пунктом 4 статьи 126 Кодекса указанная ответственность не применяется в отношении документов за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.

Таким образом, в случае непредставления налогоплательщиком - контролирующим лицом в 2022 и 2023 годах в установленный срок подтверждающих документов, относящихся к уведомлениям о КИК за 2021 и 2022 отчетные периоды, такой налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса.

Одновременно ФНС России обращает внимание, что положения Закона N 67-ФЗ не отменяют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса, по представлению налогоплательщиками - контролирующими лицами документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК. <1> Следовательно, в случае непредставления налогоплательщиком подтверждающих документов территориальному налоговому органу следует уведомить его о наличии указанной обязанности и запросить соответствующие документы. В случае если у налогоплательщика - контролирующего лица отсутствует возможность представления подтверждающих документов за отчетные периоды 2021 и 2022 года в установленный срок в связи с введенными мерами ограничительного характера иностранными государствами, такой налогоплательщик обязан представить соответствующие пояснения (документы), подтверждающие указанные обстоятельства, в установленный пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса срок.

--------------------------------

<1> За исключением физических лиц, перешедших на уплату НДФЛ с фиксированной суммы прибыли КИК.

В последующем при возникновении возможности получения документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, такие налогоплательщики обязаны представить указанные документы в налоговый орган. При этом в связи с положениями пункта 4 статьи 126 Кодекса ответственность за несвоевременное представление документов у таких налогоплательщиков не возникает. В случае, если после получения подтверждающих документов такими налогоплательщиками установлено наличие у них обязанности по уплате налога с прибыли КИК, определенной в порядке статей 25.15 и 309.1 Кодекса, за налоговые периоды 2021 и 2022 года, такие налогоплательщики обязаны незамедлительно представить налоговую декларацию с отражением дохода в виде прибыли КИК по соответствующему налогу.

В указанном случае налогоплательщик - контролирующее лицо не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 129.5 Кодекса, в связи с признанием невозможности своевременного определения размера налоговых обязательств по доходу в виде прибыли КИК и уплаты налога обстоятельством, исключающим вину в совершении правонарушения (подпункт 4 пункта 1 статьи 111 Кодекса). При этом обязанность по уплате пени в порядке статьи 75 Кодекса сохраняется.

Кроме того, в рассматриваемом случае невозможность отражения сведений о финансовой отчетности КИК в уведомлении о КИК в соответствии с подпунктами 5 - 7 пункта 6 статьи 25.14 Кодекса также не может быть рассмотрена в качестве недостоверных сведений, ответственность за представление которых предусмотрена пунктом 1 статьи 129.6 Кодекса.

Вместе с тем территориальному налоговому органу следует учитывать перечень стран, осуществляющих меры ограничительного характера в отношении российских лиц, и учитывать обоснованность представленных пояснений о невозможности представления подтверждающих документов. В случае наличия оснований считать представленные налогоплательщиком пояснения недостоверными территориальному налоговому органу следует осуществить анализ открытых источников данных о деятельности КИК и данных автоматического обмена финансовой информацией. В случае необходимости территориальный налоговый орган рассматривает целесообразность направления международного запроса в отношении КИК, а также проведения иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика - контролирующего лица.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение. Начальникам межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

? 📚 Комплексные
правовые вопросы ВЭД

? 📚 Коммерческие
условия контрактов

? 📚 Валютные
операции в банках

? 📚 Таможенное
оформление товаров

? 📚 Налогообложение
при ведении ВЭД

? 📚 Лингвистические
и двуязычные вопросы

? 📚 Особенности
ВЭД с Испанией

18.04.2024
Поступления средств на сче­та физ­лица РФ в ФРГ в ка­че­ст­ве «раз­ме­ще­ния цен­ных бу­маг» ста­ли пре­д­ме­том кон­т­ро­ля ИФНС при про­ве­де­нии вы­ез­д­ной на­ло­го­вой про­верки

14.04.2024
Что не так с до­ку­мен­та­ми для за­че­та в РФ по СИДН уп­ла­чен­но­го за ру­бе­жом по­до­ход­но­го на­ло­га при по­да­че дек­ла­ра­ции 3-НДФЛ

09.04.2024
О налого­обло­же­нии в Ис­па­нии про­да­жи ква­р­ти­ры в РФ граж­да­ни­ном РФ, ра­бо­та­ю­щим в Ис­па­нии с сен­тя­б­ря 2022 года, с пе­ре­во­дом средств на ис­пан­с­кий счет, и о по­да­че фор­мы 720

03.04.2024
О новых воз­мож­нос­тях и рис­ках рас­че­тов с не­ре­зи­ден­том по кон­т­рак­ту на уче­те в бан­ке в РФ че­рез сче­та в раз­ных бан­ках в РФ и за ру­бе­жом

30.03.2024
Информация по CRS при­зна­ет­ся до­ка­за­те­ль­ст­вом по­лу­че­ния до­хо­да от про­да­жи ино­ст­ран­ных фи­нан­со­вых ак­ти­вов за ру­бе­жом в це­лях НДФЛ в РФ

Все новости
(1541)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ