Аналитические решения • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Сделки и договоры • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно
В офисе

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Правовые услуги по валютному законодательству и валютному контролю. 2022 г. Услуги валютного юриста, консультанта, специалиста. Материалы по странице. Документы для проведения валютных операций

Правовые услуги
по валютному регулированию и контролю

Валютное регулирование и валютный контроль, услуги и решения в условиях 2022 г.

Валютное регулирование и валютный контроль в 2022 г. Услуги и решения в 2022 г.

Консалтинг по операциям и минимизации рисков по счетам физических лиц за рубежом в 2022 г.

Правовой консалтинг по сделкам и валютным операциям с нерезидентами в 2022 г

Консалтинг по правовым способам получения оплаты от иностранных заказчиков в 2022 г.

Услуги на аналитическом уровне Услуги юридическим лицам Услуги физическим лицам

Системный анализ Анализ сотен судебных дел Практика ситуаций Поэлементный анализ

Риски, проблемы и решения по валютному регулированию и контролю

Незаконные операции Репатриация валюты Валютная отчетность Сделки / Налоги / Таможня

Счета за рубежом Ценные бумаги (ИФИ) за рубежом Приобретение резидентства РФ

Юридические консультации Правовая экспертиза Правовой консалтинг

Устная консультация Первичная консультация Устная правовая экспертиза

Письменная консультация с анализом и комментариями Письменные правовые заключения

Консультации по вопросам и ситуациям Валютно-правовой консалтинг и подготовка документов

Правовые разработки Подготовка контрактов и документов

Схемы платежей Решения до проверки органом ВК Ответы на запросы и требования органов ВК

Анализ и разработка судебных перспектив Нестандартное соблюдение норм Редкие случаи ВК



МАТЕРИАЛЫ И ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Документы для проведения валютных операций

Валютно-правовые услугиВалютная консультация ► Документы для валютных операций

Понятие и общая обязанность представления документов для валютных операций

Разница между «резидентами» по Инструкции ЦБ № 181-И и по Закону № 173-ФЗ

Необходимо отличать «документы для операций» от СПД и «подтверждающих документов»

Перечень документов для валютных операций

Требования к документам для валютных операций

Случаи и сроки представления документов для валютных операций

Сроки хранения документов резидентами и нерезидентами

Штрафы на резидентов за непредставление документов для валютных операций в срок


Понятие и общая обязанность представления документов для валютных операций

Пункт 1.2 Инструкции ЦБ № 181-И:

1.2. В случаях, установленных настоящей Инструкцией, резиденты представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, установленные частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - документы, связанные с проведением операций), с учетом требований к таким документам, установленных частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также информацию в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации).


Разница между «резидентами» по Инструкции ЦБ № 181-И и по Закону № 173-ФЗ

Инструкцией ЦБ РФ № 181-И обязанность представлять в уполномоченные банки в РФ документы для проведения валютных операций возложена на "резидентов". Под резидентами понимаются валютные резиденты, в отличие от налоговых резидентов. Общее понятие валютных резидентов установлено в статье 1 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон № 173-ФЗ). Однако понятие "резидентов" в целях Инструкции ЦБ № 181-И не совпадает с понятием "резидентов" в целях Закона № 173-ФЗ. Для удобства различия этих понятий в разных контекстах валютно-правовых норм, на настоящей странице «резиденты» в целях Закона № 173-ФЗ выделены синим шрифтом, а «резиденты» в целях Инструкции ЦБ № 181-И - зеленым шрифтом.

Итак, согласно пункту 1.5 Инструкции ЦБ № 181-И:

1.5. Настоящая Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"), физическими лицами, являющимися индивидуальными пред­при­ни­ма­те­ля­ми или лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее при совместном упоминании - резиденты).

(в редакции Указания Банка России от 05.07.2018 г. № 4855-У)

Настоящая Инструкция распространяется на физических лиц - резидентов при осуществлении ими валютных операций в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, связанных с пре­дос­тав­ле­ни­ем нерезидентам займов и возвратом от нерезидентов таких займов, с использованием своих банковских счетов (вкладов) (далее - физическое лицо - резидент).

(в редакции Указания Банка России от 05.07.2018 г. № 4855-У)

Таким образом, из общего понятия «валютных резидентов» в целях Закона № 173-ФЗ Инструкция ЦБ № 181-И выделяет отдельные более узкие понятия «резидентов» и «физических лиц - резидентов», обязанных соблюдать эту Инструкцию. При этом под «физическими лицами - резидентами» в целях Инструкции ЦБ № 181-И понимаются не все физические лица, являющиеся валютными резидентами по Закону № 173-ФЗ, а только те из них, которые предоставляют займы нерезидентам. В то же время, понятие "резидентов" в целях Инструкции ЦБ № 181-И не включает в себя понятие "физических лиц - резидентов". Графически это можно представить следующим образом:

"Резиденты" в целях Закона № 173-ФЗ
"Резиденты"
 в целях Инструкции ЦБ № 181-И 
"Физические лица - резиденты"
 в целях Инструкции ЦБ № 181-И 

Необходимо отличать «документы для операций» от СПД и «подтверждающих документов»

Из постановлений Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2021 г. по делу № А40-53663/2020, от 10 февраля 2021 г. по делу № А40-53659/2020, от 29 декабря 2020 г. по делу № А40-53642/2020-144-426, от 20 ноября 2020 г. по делу № А40-53655/2020 по спорам товарищества собственников жилья с ИФНС № 3 по г. Москве о нарушениях представления документов для проведения валютных операций:

"...необходимо отличать представление документов и информации при осуществлении валютных операций от представления справки о подтверждающих документах в качестве формы учета и отчетности по валютным операциям и самих подтверждающих документов.

Поэтому представление товариществом справки о подтверждающих документах, а также документов, подтверждающих оказание товариществом услуг нерезиденту, не означало выполнение товариществом требований закона о представлении документов и информации, связанных с последующим зачислением валюты Российской Федерации на счет товарищества - после оказания таких услуг и выставления счетов, в котором зафиксировано оказание услуг на указываемые в счетах суммы".


Перечень документов для проведения валютных операций

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей ком­пе­тен­ции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального пред­при­ни­ма­те­ля;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о го­су­дар­ст­вен­ной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) не­ре­зи­ден­та, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке; документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров; документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке; счета-фактуры; переводные векселя;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости бан­ков­ско­го контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Рос­сий­ской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими род­ст­вен­ни­ка­ми, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о зак­лю­че­нии брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении фак­та семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Рос­сий­ской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами тер­ри­то­рии Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации;

15) договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинга), указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) договоры о последующей уступке денежного требования;

16) письменные уведомления об уступке (последующей уступке) денежного требования финансовому агенту (фактору);

17) документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона;

18) документы, подтверждающие факт временного пребывания в иностранном государстве сотрудников (работников) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, пос­то­ян­ных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Фе­де­ра­ции, выехавших совместно с ними членов их семей (супруг, супруга, дети, не достигшие возраста во­сем­над­ца­ти лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет), а также граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, выдаваемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и международными организациями;

19) договоры страхования, указанные в частях 4 и 4.4 статьи 19 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие заключение сделок, указанных в части 4.1 статьи 19 настоящего Фе­де­раль­но­го закона, и иные связанные с ними документы, в том числе подтверждающие совершение операций и расчетов;

20) документы, подтверждающие право физического лица - резидента осуществлять пред­при­ни­ма­тель­скую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства;

21) документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внеш­не­тор­го­вым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, в соответствии с частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона;

22) договоры, заключаемые между резидентами и связанные с заключением и исполнением внеш­не­тор­го­вых договоров (контрактов) о передаче нерезидентам товаров, выполнении для них работ, об оказании им услуг, о передаче им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе ис­к­лю­чи­тель­ных прав на них, при осуществлении расчетов с использованием переводного (трансферабельного) ак­кре­ди­ти­ва; документы, определяющие условия такого переводного (трансферабельного) ак­кре­ди­ти­ва, включая извещение банка, открывшего переводной (трансферабельный) аккредитив, содержащее условия пе­ре­вод­но­го (трансферабельного) аккредитива, поручение получателя средств - резидента на перевод аккредитива в пользу второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов), которому (ко­то­рым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым по­лу­ча­те­лем средств (вторыми получателями средств), извещение уполномоченного банка, который является упол­но­мо­чен­ным на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), о переводе ак­кре­ди­ти­ва в пользу второго получателя средств - резидента (вторых получателей средств - резидентов).


Требования к документам для проведения валютных операций

Эти требования установлены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые не­по­сред­ст­вен­но относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

...

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.


Случаи и сроки представления документов для валютных операций

При зачислении иностранной валюты, согласно пункту 2.1 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.1. Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за ис­к­лю­че­ни­ем случаев, установленных пунктами 2.6, 2.7 и абзацем вторым пункта 2.8 настоящей Инструкции.

При списании иностранной валюты, согласно пункту 2.5 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.5. Резидент при списании иностранной валюты с его расчетного счета в иностранной валюте од­но­вре­мен­но с распоряжением о списании иностранной валюты должен представить в уполномоченный банк до­ку­мен­ты, связанные с проведением операций, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.6 и 2.7, абзаце втором пункта 2.8, пункте 10.11 и главе 14 настоящей Инструкции.

При списании российских рублей по контракту, сумма обязательств по которому превышает в эк­ви­ва­лен­те 600 тыс. рублей, согласно пункту 2.10 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.10. Резидент, включая финансового агента (фактора) - резидента, указанного в части 5 статьи 19 Фе­де­раль­но­го закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - финансовый агент (фактор) - резидент), при осуществлении операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего расчетного счета в валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, которая со­от­вет­ст­ву­ет виду операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.14 и 2.15 и абзаце втором пункта 2.16 настоящей Инструкции, должен представить в упол­но­мо­чен­ный банк одновременно следующие документы:

распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное Положением Банка России от 29 июня 2021 года № 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", зарегистрированным Минюстом России 25 августа 2021 года, регистрационный N 64765, оформленное с учетом требований, предусмотренных пунктом 2.13 настоящей Инструкции (далее - расчетный документ по операции);

(в редакции Указания Банка России от 25.01.2022 г. № 6062-У)

документы, связанные с проведением операций.

При зачислении российских рублей по контракту, поставленному на учет в банке, согласно пункту 2.23 Инструкции ЦБ № 181-И:

2.23. При зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II нас­то­я­щей Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен пред­ста­вить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.

Сроки хранения документов резидентами и нерезидентами

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

...

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным опе­ра­ци­ям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

...


Штрафы на резидентов за непредставление документов для валютных операций в срок

Часть 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

6.3-1. Непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным опе­ра­ци­ям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трех ты­сяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 6.3-1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 218-ФЗ)

Материалы
по этой странице
?Ценные бумаги за рубежом. НДФЛ и ва­лют­ный контроль в РФ

?Валютно-финансовые условия контракта ВЭД

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Резиденты и не­ре­зи­ден­ты в целях валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ

?Валютные операции по валютному за­ко­но­да­тель­ст­ву РФ

?Разрешенные валютные операции между резидентами

?Разрешенные валютные операции без использования счетов в банках РФ

?Незаконные валютные операции

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Минимизация риска штрафа за не­обес­пе­че­ние поступления валюты или товаров из-за рубежа

?Обязанность резиден­тов вести учет и отчетность по валютным операциям

?Коды видов валютных операций

? ► Документы для проведения валютных операций

?Учет контрактов и кре­дит­ных договоров в упол­номоченных банках

?Справка о под­твер­ж­да­ю­щих документах

?Подтверждающие документы по ис­пол­не­нию, из­ме­не­нию, пре­кра­ще­нию обя­за­тельств по кон­т­рак­ту (кре­дит­но­му до­го­во­ру, займу)

?Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по контракту

?Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по кредитному договору

?Счета и ситуации ре­зи­ден­тов РФ за ру­бе­жом

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Критерии выявления и признаки необычных сделок

?Признаки сомнитель­ных операций со странами ТС, ЕАЭС

?Противодействие банков сомнительным операциям

?Четвертый этап амнистии капиталов для фи­зи­чес­ких лиц в 2022 - 2023 гг. Специальная декларация

?Валютный контроль на таможне над рас­че­та­ми участников ВЭД

?Преимущества под­готовки юридических тек­с­тов сразу на двух языках

Новости
и аналитика (449)
02.07.2022
Разрешения, осо­бен­нос­ти, риски по за­чис­ле­ни­ям ва­лют­ной вы­руч­ки по вне­ш­не­тор­го­вым до­го­во­рам на за­ру­беж­ные сче­та ре­зи­ден­тов

30.06.2022
ЦБ РФ увеличил ли­мит для бан­ков­ских пе­ре­во­дов фи­зи­чес­ки­ми ли­ца­ми ин­ва­лю­ты из РФ за ру­беж до 1 млн. дол­ла­ров США в ме­сяц c 1 ию­ля 2022 г.

29.06.2022
ЦБ разрешил ре­зи­ден­там РФ оп­ла­чи­вать в руб­лях или нац­ва­лю­те до­ли в ус­тав­ных ка­пи­та­лах ре­зи­ден­тов дру­жест­вен­ных стран и в до­го­во­рах о со­в­мест­ной де­я­тель­нос­ти, в иной валюте до 15 млн. руб.

29.06.2022
ЦБ официально разъ­яс­нил, что с 10 ию­ня 2022 го­да обя­за­тель­ная про­да­жа ва­лют­ной вы­руч­ки не осу­щест­в­ля­ется

23.06.2022
Раз­ре­ше­ни­я для ре­зи­ден­тов – физ. лиц за­чис­лять на за­ру­беж­ные сче­та ин­ва­лю­ту от не­ре­зи­ден­тов от про­да­жи не­дви­жи­мос­ти и цен­ных бу­маг за ру­бе­жом и ком­мен­та­рий к ним

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2022 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНЫЙ КОНСАЛТИНГ
ПО ЗАРУБЕЖНЫМ СЧЕТАМ ЮР. ЛИЦ