► Комплексные правовые вопросы ВЭД ► Страна зарубежного партнера
Проекты и контракты с зарубежными партнерами из разных стран имеют свои отличия в силу сложившейся внешнеторговой практики с этими странами, правовых традиций, различных национальных особенностей, менталитетов, страновых рисков, а также в целях валютного, таможенного, налогового, внешнеторгового законодательства РФ.
С коммерческой стороны, эти отличия находят отражение в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях, международных конвенциях, общих условиях поставок или продаж, разрабатываемых международными организациями. Ценность таких общих положений заключается в том, что они учитывают специфику конкретных стран, достаточно широко известны, содержат типичные проверенные на практике условия коммерческого сотрудничества, понятную иностранным партнерам англоязычную юридическую терминологию.
К контрактам на поставку товаров с партнерами из большинства стран будет применима Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. В то же время, по ряду стран – традиционных торговых партнеров РФ существуют специальные общие условия поставок. Например, в контрактах с партнерами из восточно-европейских стран, Монголии, Вьетнама, Кубы целесообразно учитывать, с поправкой на реалии сегодняшнего дня, правила Общих условий поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 г. (ОУП СЭВ 1968/1988 гг.). В случае стран – республик бывшей Югославии может быть полезным Соглашение относительно общих условий поставок между организациями СССР и СФРЮ 1977 г., в случае Финляндии – Общие условия поставок товаров из стран – членов СЭВ в Финляндскую Республику и из Финляндской Республики в страны – члены Совета Экономической Взаимопомощи 1978 г.
В отношениях с китайскими партнерами продолжают действовать Общие условия поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР 1990 г. (ОУП СССР – КНР), хотя в российских и китайских арбитражах вопрос об их обязательной силе может решаться по-разному.
Касательно стран Западной Европы имеет смысл использовать в контрактах положения из известных там более широко, чем в других странах, Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА (разработаны римским Международным институтом унификации частного права), типовых контрактов и публикаций Международной торговой палаты (имеет штаб-квартиру в Париже), ряд общих условий продажи различных товаров, разработанных Европейской экономической комиссией ООН, и т. д.
В практике разработки и последующей реализации внешнеторговых проектов и контрактов немаловажны и формально-юридические факторы, связанные со страной зарубежного партнера. В частности, важно иметь в виду следующие обстоятельства.
В целях валютного контроля в РФ в контракте должны быть указаны банковские реквизиты, которые для расчетов, например, в долларах США и евро являются разными. По отдельным валютным операциям имеет значение тот факт, является ли соответствующая страна членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В таможенных целях может потребоваться подтверждение, что товары происходят из стран – пользователей тарифных преференций РФ, причем в силу критерия «прямой поставки» товары по контракту должны происходить из той же страны, в которой зарегистрирован зарубежный партнер. Помимо преференций, существенное значения для определения размера таможенных платежей имеет факт поставки товаров, происходящих из государства, с которым РФ имеет соглашение о свободной торговле или, в перспективе, о таможенном союзе. Для товаров из отдельных стран могут устанавливаться особые правила таможенного оформления товаров. В силу применяемой на российской таможне системы управления рисками поставки из определенных стран могут рассматриваются как подпадающие под профили рисков и поэтому требующие применения мер минимизации рисков в виде проведения таможенного досмотра, истребования дополнительных документов и др.
В налоговых целях необходимо учитывать наличие или отсутствие с данной страной соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, соглашения о взимании косвенных налогов, равно как и возможные протоколы об изменения таких соглашений. На практике, не меньшее значение имеют разъяснения Минфина и ФНС о порядке применения упомянутых конвенций и соглашений.
В целях международных инвестиционных проектов следует учитывать соглашения РФ с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Страна регистрации зарубежного партнера имеет значение при получении кредитов в банках для финансирования операций по контракту, проведения платежей по аккредитивам, расчетов с иностранным партнером в валюте страны партнера, установлении в РФ ограничений и запретов на ВЭД с определенными странами, а также в других случаях.
|