ВЭД   РФ   Испания
Консультации    Контракты    En/Ru    ИТ    КИК    Счета за рубежом    CRS
 Запрос    info@pvs.ru     +7 495 922 96 70 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические правовые услуги по ВЭД 

Москва-Сити, Пн-Вс
 Пресненская наб., 10С, 512 

Услуги
Решения
Обоснования
Комментарии
Материалы
Новости
Закон о налоге на Google. НДС на электронные услуги инофирм по Интернет

Закон о налоге на Google
НДС на электронные услуги инофирм по Интернет

Проекты ВЭД в сфере ИТ ► Закон о налоге на Гугл. НДС на Интернет-услуги инофирм

Закон о "налоге на Гугл"Электронные услуги инофирм по ИнтернетРФ как место услуг
Инофирмы как плательщики НДС в РФПостановка на учетСтавка НДС для инофирм
Налоговые агенты по НДСБелая оптимизация по НДСКонтракты без НДС



Официальное название федерального закона о "налоге на Google"

Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 244-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Как указано в статье 4 этого Федерального закона, он вступает в силу с 1 января 2017 года.


Услуги иностранных организаций в электронной форме через Интернет

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении Налогового кодекса РФ статьей 174.2:

Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме


1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей статье - сеть "Интернет"), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:

предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет";

оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет";

оказание через сеть "Интернет" услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети "Интернет" в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);

обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети "Интернет", поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет"), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть "Интернет";

предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети "Интернет";

оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть "Интернет" при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть "Интернет";

оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

предоставление доступа к поисковым системам в сети "Интернет";

ведение статистики на сайтах в сети "Интернет".

В целях настоящей главы к услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не относятся, в частности, следующие операции:

реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть "Интернет" поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети "Интернет";

реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

оказание консультационных услуг по электронной почте;

оказание услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет".



Признание РФ местом оказания инофирмами электронных услуг через Интернет

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении статьи 148 Налогового кодекса РФ:

Статья 2

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, ... следующие изменения:

1) в статье 148:

а) в подпункте 4 пункта 1:

абзац второй после слов "места жительства физического лица" дополнить словами ", если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым - семнадцатым настоящего подпункта";

абзац третий дополнить словами ", за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса";

абзац четвертый дополнить словами ", за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса";

абзац пятый после слов "услуг по обработке информации," дополнить словами "за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса,";

дополнить абзацами следующего содержания:

"оказании услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

В отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, приобретающего услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:

местом жительства покупателя является Российская Федерация;

место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, - на территории Российской Федерации;

сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;

международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Российской Федерации.

Если при оказании физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации и при этом в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором место оказания указанных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, местом осуществления деятельности указанного покупателя признается территория такого иностранного государства, продавец вправе определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно;";

Согласно статьям 146 и 148 Налогового кодекса РФ об объекте налогообложения НДС:

Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

...

Статья 148. Место реализации работ (услуг)

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

...

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2017 г. вышеуказанные услуги инофирм в электронной форме через Интернет любым покупателям в РФ подпадают под НДС в РФ.


Обязанность инофирм уплачивать НДС с электронных услуг физ. лицам

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении Налогового кодекса РФ статьей 174.2:

Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

...

3. Иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.

При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации - посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях настоящей главы налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций - посредников налоговым агентом признается иностранная организация - посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.

Документы, подтверждающие место оказания услуг физическим лицам:

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении статьи 148 Налогового кодекса РФ пунктом 5 следующего содержания:

"5. Документами, подтверждающими место оказания физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, являются реестры операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных абзацами четырнадцатым - семнадцатым подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи, на основании которых местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации, а также стоимости указанных услуг.";



Постановка иностранных организаций на налоговый учет в РФ

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении статьи 83 Налогового кодекса РФ пунктом 4.6 следующего содержания:

"4.6. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, а также иностранной организации - посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса (за исключением иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, за исключением случаев снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается указанными в настоящем абзаце иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг.

Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, ранее снятой с учета в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет и документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.";



Сумма и ставка НДС по электронным услугам через Интернет для инофирм

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении Налогового кодекса РФ статьей 174.2:

Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

...

2. При оказании иностранными организациями физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (далее в настоящей статье - физические лица) услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

...

4. При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.

При определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей стоимость указанных в абзаце первом настоящего пункта услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.

5. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы.

Отсутствие вычета НДС по данным услугам у иностранных организаций:

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении Налогового кодекса РФ статьей 174.2:

Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

...

6. Суммы налога, предъявленные иностранным организациям, подлежащим постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса (за исключением сумм налога, предъявленных их обособленным подразделениям, расположенным на территории Российской Федерации), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.



Российские налоговые агенты по НДС на электронные услуги инофирм

Извлечения из закона о налоге на Google о дополнении Налогового кодекса РФ статьей 174.2:

Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

...

9. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 настоящей статьи.

10. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается российская организация, индивидуальный предприниматель или обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у них договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги.

Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Пункты 1, 2 и 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ:

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ, от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ)

...

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

Вышеприведенные пункты 2 и 5 статьи 161 НК закон о налоге на Гугл дополняет с 01.01.2017 г. следующими уточнениями:

2) в статье 161:

а) в пункте 2 второе предложение дополнить словами ", если иное не предусмотрено пунктами 3 и 9 статьи 174.2 настоящего Кодекса";

б) в пункте 5 первое предложение дополнить словами ", если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса";



Белая оптимизация проектов ВЭД в РФ по НДС на Интернет-услуги инофирм

По многим проектам ВЭД в сфере информационных технологий в РФ с участием иностранных компаний - поставщиков услуг через Интернет - закон о "налога на Гугл" влечет увеличение налоговой нагрузки по НДС в РФ. Правовые услуги по адаптации проекта и деятельности в РФ в целом к этому закону предполагают "белую" правовую оптимизацию проекта и (иди) деятельности в РФ. Вариантами основных решений могут быть:

1) перестраивание проекта / деятельности для исключения попадания услуг иностранной компании под критерии электронных услуг через Интернет и другие критерии в целях налогообложения услуг НДС в РФ;

2) выделение части услуг, работ от инофирм как обоснованно попадающих под НДС для принятия его к вычету и другой их части как обоснованно не попадающей под НДС в РФ в целях электронных услуг через Интернет;

3) обоснование всех услуг, работ от инофирм как попадающих под НДС в целях электронных услуг через Интернет, с уплатой НДС российским налоговым агентом и принятием им этого НДС к вычету;

4) построение новых форм деятельности или деловых отношений с иностранными компаниями в виде продажи ПО, баз данных, ноу-хау в рассрочку вместо использования лицензий на них, переноса деятельности иностранного поставщика услуг в РФ, применение норм ЕАЭС по косвенным налогам вместо Налогового кодекса РФ и др.

Параллельно также обычно требуются решения по обоснованию неудержания налога на прибыль (доходы) с платежей в пользу иностранных компаний, по репатриации валюты, по валютной отчетности при ведении ВЭД, по избежанию попадания операций по контракту под критерии "сомнительных операций" в банках, по документообороту с иностранной компанией, соблюдению или изменению коммерческих договоренностей с иностранными партнерами.

Предлагаемые правовые услуги по этим решениям могут включать консультацию, экспертизу и правовой аудит, редактирование или составление контрактов и документов рус./англ. по небольшим проектам, углубленную разработку контрактов и документов англ./рус. по средним и крупным проектам, поддержку согласования контрактов и документов с иностранными партнерами.

Для выработки более точных решений оказание правовых услуг предпочтительнее в формате обсуждений в офисе / по Скайп. Если ситуация допускает применение базовых, концептуальных правовых решений без необходимости, образно говоря, их детальной настройки, или если возможности для встреч в офисе в Москве нет, возможно оказание правовых услуг в формате переписки по e-mail.

Новости
по странице (15)
20.07.2017
Иностранные поставщики электронных сервисов для России получат возможность уплачивать «налог на Google» за юрлиц и ИП

28.06.2017
ФНС освободила Mail.ru Group от уплаты НДС с виртуальных покупок в соцсетях

14.05.2017
Приобретение ИП услуг у инофирмы по доступу к сайту бронирования автомобилей за рубежом через сеть Интернет облагается НДС

11.05.2017
НДС при приобретении у инофирмы прав на ПО по лицензионному договору по коду доступа

05.05.2017
ФНС получила 2 млрд руб. благодаря «налогу на Google»

1 2 3 4
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ
ПО ИСПАНИИ
Rambler's Top100


Правовые услуги по ВЭД / Испании • Предложение услуг на сайте не является публичной офертой
Правовое бюро "Проект-ВС" (г. Москва) • 2001-2017 • М. тел. +7 985 922 96 70 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
ПО СЧЕТАМ