ВЭД   РФ   Испания
Консультации   Контракты   Валютный контроль   КИК   Счета за рубежом
Амнистия 2018   Запрос услуг   Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические правовые услуги по ВЭД 

Москва-Сити, Пн-Вс
 Пресненская наб., 12, 13 эт. 

Услуги
Решения
Обоснования
Комментарии
Материалы
Новости
Контролируемые иностранные компании (КИК)

Контролируемые
иностранные компании (КИК)

Консультация
по КИК
 ▼ 
Консалтинг
по КИК
 ▼ 
Документы
и контракты
 ▼ 
Ликвидация
КИК
По практике
проектов с КИК
 ► 
Разработка
решений по КИК
Уведомления КИК
3-НДФЛ, ВЭД
Проработка рисков
и документов

Понятие КИКОбязанностиНалоговые резидентыКонтролирующие лицаБенефициары
Уведомления об участии в КИКУведомления о (прибыли) КИКСпециальная декларация по КИК
Декларирование прибыли КИК3-НДФЛОсвобождение от налогаДивиденды КИК
Контролируемые сделкиОтветственность по КИКСопутствующие вопросыКонфиденциальность



Понятие контролируемых иностранных компаний (КИК)

Налоговый кодекс РФ:

Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица


1. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.



Налоговые обязанности резидентов РФ в связи с КИК

Налоговые обязанности по компаниям КИК касаются налогоплательщиков - налоговых резидентов РФ, явялющихся контролирующими лицами соответствующих компаний КИК. Основные обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 Налогового кодекса РФ. Применительно к компаниям КИК в особенности можно отметить следующие обязанности:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты)
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
  • уведомлять налоговый орган:
    • о своем участии в иностранных организациях в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов
    • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица
    • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщики являются контролирующими лицами.


Налоговые резиденты РФ

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ:

"2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья".

Согласно пункту 1 статьи 7 Налогового кодекса РФ:

"1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации".

По различным практическим ситуациям определения налогового резидентства имеется ряд разъяснений Минфина РФ.


Понятие контролирующих лиц

Налоговый кодекс РФ:

Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

...

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

4. Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.

5. Для целей пункта 3 настоящей статьи доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 настоящего Кодекса. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

6. В целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации также признается лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются условия, установленные пунктом 3 настоящей статьи, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

7. Осуществлением контроля над организацией в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

8. Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры.

10. Если иное не предусмотрено пунктом 11 настоящей статьи, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).

Условие, установленное настоящим подпунктом в отношении лица - учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

11. Лицо, указанное в пункте 10 настоящей статьи, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 10 настоящей статьи.

12. Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

...


Бенефициары компаний КИК

Налоговый кодекс РФ

Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения

...

2. Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски.

3. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

4. В случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

1) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с настоящим Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

Статья 312. Специальные положения

1. При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

...

Судебная практика по признанию, в частности, кипрских КИК "техническими" компаниями для выплаты дивидендов последующим КИК как реальных бенефициаров с доначислением налогов в РФ уже имеется.


Три случая обязанности уведомлять налоговые органы о зарубежных фирмах

Налоговый кодекс РФ:

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

...

3.1. Налогоплательщики ... обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

...

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

При этом для случаев уведомлений об участии в иностранных организациях и об учреждении иностранных структур без образования юридического лица утверждена одна и та же форма уведомления.


Уведомление об участии в иностранных организациях

Согласно статье 25.14 Налогового кодекса (извлечения):

1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Извлечения из статьи 25.14 Налогового кодекса РФ применительно к уведомлениям об участии в иностранных организациях:

3. Уведомление об участии в иностранных организациях ... представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации ..., являющегося основанием для представления такого уведомления, ...

...

В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

В случае прекращения участия в иностранных организациях ... налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации) ...

4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).

...

Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.

Налогоплательщики - физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления об участии в иностранных организациях утверждены приказом ФНС России от 24.04.2015 г. № ММВ-7-14/177@.

Возможна помощь в заполнении уведомления об участии в иностранных организациях в формате pdf и (или) в программном обеспечении ФНС. В особенности, в рамках более широких услуг по "белой" оптимизации правовых последствий в РФ в связи с КИК, счетами за рубежом, ведением ВЭД с использованием КИК.


Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК)

Согласно статье 25.14 Налогового кодекса (извлечения):

1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса.

...

4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).

...

Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.

Налогоплательщики - физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Форма, электронный формат и порядок заполнения уведомления о КИК утверждены Приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@. Первое уведомление о КИК должно было быть подано в срок до 20 марта 2017 г.

Возможна помощь в заполнении уведомления о КИК в формате pdf и (или) в программном обеспечении ФНС. В особенности, в рамках более широких услуг по "белой" оптимизации правовых последствий в РФ в связи с КИК, счетами за рубежом, ведением ВЭД с использованием КИК.


Налоговое декларирование прибыли КИК

Налоговый кодекс РФ:

Статья 25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении

...

2. Прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с настоящим Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее в настоящей главе - прибыль и доход соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

3. Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.

...

5. Налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:

1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

6. Документы (их копии), указанные в пункте 5 настоящей статьи, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

...

7. Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 настоящего Кодекса, составила более 10 000 000 рублей.

Извлечение из Федерального закона от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)":

Статья 3

...

2. При применении пункта 7 статьи 25.15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в 2015 и 2016 годах прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при условии, что ее величина, рассчитанная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), составляет:

1) за 2015 год - 50 миллионов рублей;

2) за 2016 год - 30 миллионов рублей.

Также необходимо учитывать правила и возможности освобождения прибыли КИК от налогообложения в РФ согласно статье 25.13-1 Налогового кодекса РФ.


Правовая помощь по декларации 3-НДФЛ по доходам (прибыли) КИК

Правовая помощь по декларации 3-НДФЛ в отношении доходов (прибыли) КИК может предоставляться в качестве аналитической правовой услуги по ситуации в целом, с юридическими консультациями и правовой экспертизой, разработкой правовых решений. В том смысле, что основное внимание уделяется не столько правильности заполнения граф декларации согласно инструкциям ФНС (хотя и это тоже строго соблюдается), сколько правильности идентификации нужных сведений и если потребуется их обоснования прилагаемыми к декларации документами и пояснениями. В частности, это актуально при использовании российских налоговых льгот по КИК, льгот согласно конвенциям РФ об избежании двойного налогообложения и прочим налоговым нормам РФ, а также в случаях необходимости правовых разработок по рискам и вопросам ситуации.

В рамках данной аналитической правовой услуги возможно заполнение декларации 3-НДФЛ в ПО ФНС "Налогоплательщик ЮЛ" с выгрузкой в нередактируемом файле tiff для печати и (или) с заполнением в редактируемом файле pdf, для работы с которым на компьютере клиента должна быть установлена программа Adobe Acrobat (программы Abobe Reader недостаточно, в ней заполненные данные не отображаются). Услуга также может включать заполнение специальной декларации по амнистии капиталов, уведомлений и отчетов о движении средств по счетам за рубежом, уведомлений об участии в иностранных организациях, уведомлений о КИК и письменных пояснений к ним для ИФНС, в комплексе с решением вопросов и рисков по 3-НДФЛ. Может потребоваться несколько встреч или обсуждений для уточнений по ситуации и согласования итоговых решений.


Условия освобождения прибыли КИК от налога в РФ

Эти условия предусмотрены в статье 25.13-1 "Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании" Налогового кодекса РФ. В упрощенном виде перечень оснований для освобождения КИК от налогообложения в РФ можно представить следующим образом:

  • КИК является НКО, не распределяющей прибыль между акционерами
  • КИК образована в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС
  • Эффективная ставка налога не менее 75% от средневзвешенной ставки налога
  • КИК является активной иностранной компанией:
    • КИК является активной иностранной компанией
    • КИК является активной иностранной холдинговой компанией
    • КИК является активной иностранной субхолдинговой компанией
  • КИК является банком или страховой организацией
  • КИК является эмитентом или цедентом по обращающимся облигациям
  • КИК участвует в добыче полезных ископаемых на условиях распределения рисков
  • КИК является оператором/акционером нового месторождения углеводородного сырья

Налоговое регулирование дивидендов КИК в РФ

Налоговый кодекс РФ

Статья 25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении

1. Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании в целях настоящего Кодекса признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 настоящего Кодекса.

Прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 настоящего Кодекса. В случае, если финансовая отчетность компании в соответствии с ее личным законом не составляется, для целей настоящего абзаца применяется календарный год.

При определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений статьи 312 настоящего Кодекса.


Статья 309.1. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

...

4. В целях настоящего Кодекса следующие доходы признаются доходами от пассивной деятельности:

1) дивиденды;

...

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

...

66) доходы налогоплательщика - контролирующего лица в виде дивидендов, полученных от контролируемой им иностранной компании в результате распределения прибыли этой компании, если доход в виде прибыли этой компании был указан этим налогоплательщиком в налоговой декларации (налоговых декларациях), представленной (представленных) за соответствующие налоговые периоды, в порядке, установленном настоящим пунктом.

Доходы в виде дивидендов, указанные в настоящем пункте, освобождаются от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом в сумме, не превышающей сумм дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании, указанных налогоплательщиком - российским контролирующим лицом в налоговой декларации (налоговых декларациях), представленной (представленных) за соответствующие налоговые периоды.

Доходы, указанные в настоящем пункте, освобождаются от налогообложения при условии представления этим налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующих документов:

платежные документы (их копии), подтверждающие уплату этим налогоплательщиком налога с дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании, являющейся источником выплаты дивидендов, и (или) уплату налога, исчисленного с такой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации и подлежащего зачету в соответствии со статьей 232 настоящего Кодекса;

документы (их копии), подтверждающие выплату дохода в виде дивидендов за счет прибыли контролируемой иностранной компании, доход в виде которой был указан этим налогоплательщиком в налоговой декларации (налоговых декларациях), представленной (представленных) за соответствующие налоговые периоды; ...



Контролируемые сделки с компаниями КИК

Статья 105.14. Контролируемые сделки

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

...

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

...

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Взаимозависимые лица в целях КИК:

Статья 105.1. Взаимозависимые лица

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

...

Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках

1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.

2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. ...



Штрафы и налоговая ответственность по КИК

Штраф 50 тыс. руб. за непредставление или за недостоверное уведомление об участии в КИК. В соответствии с частью 2 статьи 129.6 Налогового кодекса РФ:

"2. Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения".


Штраф 100 тыс. руб. за непредставление или за недостоверное уведомление о прибыли КИК. В соответствии с частью 1 статьи 129.6 Налогового кодекса РФ:

"1. Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения".


Штраф 100 тыс. руб. за непредставление документов по КИК. В соответствии с частью 1.1 статьи 126 Налогового кодекса РФ об ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля:

"1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей".


Штраф 20% от неуплаченного налога КИК, но не менее 100 тыс. руб.. Согласно статье 129.5 Налогового кодекса РФ об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании:

"Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком - физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - организациями, но не менее 100 000 рублей".


Особенности штрафа 20% и уголовной ответственности за 2015-2017 гг. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ (в редакции от 19.02.2018 г.):

"3. Привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 129.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в следующем порядке:

1) при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 - 2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не применяется;

2) при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды начиная с 2018 года применяются положения статьи 129.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

4. За деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме".

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 г. № 32-ФЗ)

Общая налоговая и уголовная ответственность. Помимо этих специальных штрафов по компаниям КИК также важно учитывать обычную (общую) ответственность за налоговые правонарушения, установленную Налоговым и Уголовным кодексами РФ.


Сопутствующие правовые вопросы по налоговым обязанностям в связи с КИК

Как правило, эффективное решение вопросов и задач в связи с КИК связано также и с другими сферами правового регулирования, информацию и правовые услуги по которым можно представить в следующем виде:

Правовые
формы ВЭД
   
Контракты
и документы
   
Счета
за рубежом
   
Информация
о счетах

Услуги
без НДС
   
НДС
на Google
   
Валютный
контроль
   
Амнистия
капиталов

Проекты
за рубежом
   
Проекты
в сфере ИТ
   
Проекты
в Испании
   
Проекты
инофирм в РФ

Дополнительно можно отметить возможные сопутствующие правовые вопросы по заполнению декларации 3-НДФЛ физическим лицом - контролирующим лицом КИК, торговли ценными бумагами за рубежом с использованием КИК, оформления на КИК недвижимости за рубежом, получения дивидендов, процентов, роялти от КИК, продажи или покупки долевого участия в КИК, использования КИК в импортной или экспортной деятельности, проведения контролируемых сделок и наличия контролируемой задолженности в налоговых целях.


Консультация по практике ситуаций с КИК и проектов ВЭД

Практика ситуаций с КИК и проектов ВЭД с КИК. - Несколько десятков ситуаций и проектов физических лиц как контролирующих лиц КИК и "белых" проектов ВЭД с использованием КИК. В том числе ситуации с использованием КИК для покупки недвижимости за рубежом, торговли ценными бумагами за рубежом, для выполнения работ и оказания услуг в сфере ИТ, по импортным проектам в РФ, по проектам купли-продажи товаров за рубежом без ввоза в РФ, для правомерного обхода западных санкций против лиц и компаний РФ, по инвестиционным проектам в Испании, с декларированием КИК по "амнистии капиталов" и др.

Устная консультация по КИК. - Обсуждение в формате первичной консультации и первичной правовой экспертизы. По вопросам и документам КИК и сопутствующим вопросам ВЭД, не требующим письменного изложения и (или) специальных юридических проверок. Первичные ответы, рекомендации, комментарии. Правовые ссылки на основные, системные правовые нормы в сфере КИК и ВЭД. Наглядная демонстрация по правовым материалам. Необходимая детализация объяснений. Устное рассмотрение вопросов с разных сторон, с предположением или исключением тех или иных обстоятельств, влекущих налоговые и прочие правовые последствия. Правовая оценка в целях последствий по законодательству РФ иностранных документов КИК на английском и испанском языках по их оригиналам. 10 тыс. руб./ч, 5 тыс. руб. за полчаса, НДС не облагается в связи с УСН.

Особенности устной консультации по Скайп / телефону:

  • Точное время обсуждения согласовывается по московскому времени с учетом разницы в часовых поясах между Москвой и вашим городом, страной. В случае большой разницы по часам или при организации конференций с участниками в разных странах предпочтительнее дневные и вечерние часы по московскому времени. По возможности, также и в утренние часы, а также в выходные дни

  • В случае технических проблем со связью (Интернетом) обсуждение проводится без видео сигнала. Альтернативно Скайпу, с клиентами из регионов РФ возможна консультация по телефону со звонком с номера правового бюро "Проект-ВС", предназначенного для этих целей

  • Рассмотрение вопросов и ситуаций по законодательству РФ и практике проектов с КИК, с необходимой детализацией объяснений, правовая оценка присланных документов англ./исп./рус. - как и в случае изложенных выше консультаций в офисе

  • В случае целесообразности использования в ходе обсуждения ключевых формулировок из правовых актов РФ по КИК для наглядности пояснений, ответов, комментариев, извлечения из материалов (файлы) и текстовые сообщения могут направляться сообщениями в Скайп или по e-mail

  • Необходим аванс 5 тыс. руб. за полчаса, остальная часть стоимости консультации (при наличии) по фактически затраченному времени из расчета 10 тыс. руб./ч, 5 тыс. руб. за полчаса, постоплатой без задержек

Тезисное письменное изложение содержания консультации по итогам обсуждения как первичного мнения по вопросам и ситуации возможно в рамках продолжения устной консультации или в качестве дополнительной правовой услуги.

Письменная консультация по КИК. - Ответы на письменно сформулированные вопросы. Выводы, мнение, комментарии, в том числе по представленным документам КИК. Письменное изложение вопросов по основным моментам налогового регулирования КИК в РФ. Указание правовых ссылок по ключевым смысловым элементам консультации. Приведение ключевых извлечений из налоговых и прочих правовых актов РФ и, по ситуации, международных правовых актов. При необходимости, на английском языке для иностранных партнеров по КИК или в двуязычном формате рус./англ. для всех участников проекта. Сроки и стоимость письменных консультаций согласовываются в каждом конкретном случае.


Консалтинг по ситуациям и проектам с использованием КИК

Разработка правовых решений по КИК. Консалтинг в формате поэтапных обсуждений в офисе и (или) письменных правовых оценок, разработок, юридических меморандумов. Рассмотрение ситуаций и проектов с использованием КИК на детальном уровне в целях "белой" оптимизации налоговых и прочих правовых последствий в РФ. В части прямо относящихся к КИК вопросов, для смягчения ответственности по допущенным нарушениям обязанностей по КИК, для соблюдения условий освобождения от налогообложения КИК, использования не облагаемых налогом пределов прибыли КИК, с учетом необходимости соблюдения разумной конфиденциальности по КИК, оценки последствий признания компании КИК налоговым резидентом РФ, перерегистрации КИК в РФ в качестве международной компании в целях пакета федеральных законов РФ, принятых в августе 2018 г., и др.

В широком смысле, при разработке правовых решений по КИК учитываются сопутствующие правовые вопросы по правовым формам ведения деятельности, международным контрактам и документам, валютному регулированию, таможенному оформлению, амнистии капиталов, трудовому законодательству и другим отраслям права РФ. Отдельной специализацией являются консалтинговые правовые услуги по КИК в Испании.

Применительно к особенностям конкретных ситуаций, оптимизация строится на основе выделения ключевых, существенных элементов, деталей и обстоятельств ситуации / проекта / деятельности, имеющих юридическое значение. С их последующим комбинированием, группированием, разделением, изменением, дополнением для определения наиболее благоприятных налоговых и прочих правовых последствий.


Решения серьезных, крупных, ответственных вопросов по КИК. Эти решения имеют собственные закономерности, связанные с тем, что такие вопросы являются многосторонними, влекущими более серьезные и более многочисленные риски и правовые последствия, чем вопросы текущих операций или обычной деятельности. В частности, по крупным суммам в связи с КИК возникают риски превышения пределов освобождения КИК от налогообложения, уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и по другим составам преступлений, факторы повышенных требований к документам по КИК, повышенного внимания при налоговых проверках, сложностей использования налоговых льгот по проектам ВЭД с КИК, конфиденциальности, факторы связанных с КИК вопросов и др. В целях построения оптимальных, менее рискованных, более подходящих, выгодных правовых решений правовой анализ таких вопросов и ситуаций и рекомендации решений по ним основываются на следующих подходах, проработках:

  • выверенная по правовым нормам правовая идентификация ключевых элементов поставленных вопросов / ситуации / проекта
  • системное толкование относящихся к рассматриваемым вопросам / ситуации / проекту правовых норм из разных частей Налогового кодекса РФ и других законов и правовых актов
  • толкование применимых к вопросам и (или) ситуации правовых норм по разъяснениями Минфина и ФНС
  • судебные толкования применимых к вопросам, ситуации и (или) проекту правовых норм по КИК
  • правовой анализ по исчерпывающим перечням правовых возможностей в отношении конкретных вопросов, ситуаций, проектов в связи с КИК
  • принятие во внимание характерных требований и особенностей практики налоговых органов, законопроектов, тенденций изменения правового регулирования в сфере КИК
  • выявление "подводных камней", скрытых и сопутствующих рисков по вопросам и (или) ситуации в связи с собственно КИК и связанным с КИК вопросам
  • детализированное определение правовых последствий и возможных решений по ключевым рискам, проблемам, вопросам


Услуги по документам КИК и контрактам ВЭД с использованием КИК

Услуги по документам КИК. Заполнение уведомления об участии в иностранных организациях, под­го­тов­ка уведомления о контролируемой иностранной компании с правовым анализом прилагаемой к нему финансовой отчетности и документов на английском, испанском или русском языках (предоставляются клиентом) и составлением пояснений к ним, правовая помощь по декларации 3-НДФЛ по доходам (прибыли) КИК, подготовка специальной декларации по "амнистии капиталов". В особенности, в рамках более широких правовых услуг по "белой" оптимизации правовых последствий в РФ в связи с КИК, заграничным счетам и проектам за рубежом, ведением ВЭД с использованием КИК.

Разработка и поддержка согласования контрактов и документов ВЭД для проектов с КИК. Правовые разработки контрактов и документов по целям и задачам проекта, по факторам и нюансам конкретной ситуации, по рискам и возможностям в связи с этой ситуацией. Поддержка согласования разработанного контракта и документов к нему с иностранными и российскими партнерами, банками, таможенными брокерами. Подробнее на странице услуги по контрактам ВЭД. В особенности, по валютным контрактам ВЭД для нестандартных валютных операций, трехсторонним контрактам с участием компаний КИК, контрактам с КИК в сфере ИТ, контрактам на услуги, работы, передачу прав без НДС в РФ и др.

Подготовка документов в качестве образцов под ситуацию с КИК. В целях повышения защиты кон­фи­ден­ци­аль­нос­ти и нераскрытия идентификационных данных участников КИК уведомления об участии в иностранных организациях, уведомления о КИК, декларация 3-НДФЛ, пояснения, специальная декларация по "амнистии капиталов", ответы на запросы ИФНС, договоры и контракты и прочие документы в связи КИК могут быть подготовлены в качестве образцов под конкретную ситуацию. В них указываются условные ФИО, адреса, паспортные данные, долевые участия в уставных капиталах, порядок косвенного участия и прочие конфиденциальные сведения. Но в то же время в документах-образцах заполняются правильные по ситуации коды документов, коды стран, коды ИФНС и адреса ИФНС, коды граф уведомлений, даты, в правильных форматах заполнения ячеек, с правильным количеством листов и т. д., а также указываются рекомендуемые формулировки в пояснениях и в текстах документов. При необходимости, предоставляются консультации и комментарии по вопросам самостоятельной подготовки итоговых документов.


Ликвидация КИК с освобождением доходов от НДФЛ в РФ

Условия освобождения от НДФЛ при ликвидации КИК по п. 60 ст. 217 НК. - Для без­на­ло­го­вой лик­ви­да­ции КИК не­об­хо­ди­мо соблюсти законодательно установленные условия, определенные главным образом пунктом 60 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Для удобства понимания эти условия можно детализировать с выделением их ключевых моментов следующим образом:

  • освобождаемые от НДФЛ доходы должны / могут быть доходами следующих видов:
    • доходы в денежной форме, полученные налогоплательщиком при ликвидации КИК
    • доходы в натуральной форме, полученные налогоплательщиком при ликвидации КИК
    • материальная выгода, полученная от приобретении ценных бумаг у такой КИК
  • налогоплательщик, получающий доходы в виде денежных средств, имущества, имущественных прав, материальной выгоды должен являться акционером, участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом ликвидируемой компании, имеющим право на получение таких доходов
  • налогоплательщик должен представить декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля 2019 г. с отражением в ней данных доходов
  • налогоплательщик должен представить одновременно с декларацией 3-НДФЛ заявление в произвольной форме с указанием в этом заявлении:
    • характеристик полученного имущества
    • характеристик полученных имущественных прав
    • характеристик ликвидируемой (прекращаемой) компании
  • налогоплательщик должен приложить к этому заявлению документы, содержащие сведения о стоимости имущества, имущественных прав по данным учета ликвидируемой компании на дату получения имущества, имущественных прав от такой КИК
  • процедура ликвидации компании должна быть завершена до 1 марта 2019 года, с учетом следующих особенностей:

    • "В случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 июля 2018 года, но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 марта 2019 года в связи с ограничениями и (или) требованиями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие, установленное абзацем третьим настоящего пункта [о завершении процедуры ликвидации до 1 марта 2019 г.], признается выполненным, если ликвидация завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания действия таких ограничений, требований и (или) судебных разбирательств".

    • "В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) иностранных структурах без образования юридического лица, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 марта 2019 года, условие, установленное абзацем третьим настоящего пункта [о завершении процедуры ликвидации до 1 марта 2019 г.], признается выполненным, если ликвидация такой иностранной организации завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения;"

Условия освобождения от НДФЛ при ликвидации КИК по налоговой практике. Для минимизации рисков в связи с отказом ИФНС признать заявленное освобождение от НДФЛ доходов, полученных при ликвидации КИК, при оформлении документов по соблюдению вышеуказанных законодательно установленных условий по по п. 60 ст. 217 Налогового кодекса РФ необходимо также учитывать своего рода практические условия освобождения от НДФЛ:

  • разъяснения Минфина и ФНС по НДФЛ, ликвидации КИК и сопутствующим вопросам
  • особенности камеральных налоговых проверок деклараций 3-НДФЛ и документов к ним
  • особенности судебной практики по НДФЛ и декларациям 3-НДФЛ
  • общие требования документального подтверждения налоговых льгот при доходах за рубежом
  • общие юридические закономерности решения вопросов, прямо не урегулированных правовыми актами

В частности, согласно части 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ и обычной практике налоговых инспекций:

"Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок".

Сопутствующие проверки по валютному законодательству. Помимо налоговых проверок, в случае получения на­ло­го­пла­тель­щи­ком - валютным резидентом РФ от ликвидируемой КИК денежных средств и представления соответствующих документов в ИФНС такие документы образуют предмет для проведения проверок по валютному контролю. В частности, согласно пп. 17-18 Административного регламента ФНС по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами:

"17. Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства (далее - проверки) осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (далее - должностные лица налоговых органов) в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.

18. Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок)".


Риски по НДФЛ и валютным операциям при безналоговой ликвидации КИК. В настоящее время налоговые органы РФ также являются и органами валютного контроля. В связи с этим следует учитывать, что представленные в ИФНС документы по ликвидации КИК и по получению от КИК налогоплательщиком денежных средств, имущества, имущественных прав будут являться основаниями как для налоговых проверок, так и для проверок по линии валютного контроля. При этом сами по себе заявленные налоговые льготы являются объектами для повышенного контроля. В этом смысле основные налоговые и валютные риски при безналоговой ликвидации КИК можно обозначить следующим образом:

  • полное или частичное непризнание налоговой инспекцией заявленного освобождения от НДФЛ, с возможным арестом счетов (в РФ) и имущества (в РФ), с взысканием НДФЛ 13% от непризнанного для освобождения дохода и возможно штрафа 20%, 40% от НДФЛ и пени

  • в случае получения от ликвидируемой КИК денежных средств на счет резидента за рубежом, штраф 75%-100% от суммы зачисления как незаконной валютной операции, а также небольшие штрафы по возможно не станным по счету уведомлениям об открытии и (или) изменении реквизитов и отчетам о движении средств

  • в случае получения от ликвидируемой КИК прав требования по займам иностранным лицам, риски по репатриации валюты по займам валютным нерезидентам

  • истребование документов и сведений по другим операциям налогоплательщика при сопоставлении представленных документов по ликвидации КИК со сведениями, имеющимися у ИФНС по отчетам о движении средств по счетам за рубежом, по автоматическому обмену информацией о счетах, в том числе счетах КИК, с рисками начисления налогов и штрафов по прочим доходам и операциям налогоплательщика за рубежом

  • привлечение к уголовной ответственности в случае непризнания освобождения от НДФЛ и неуплаты НДФЛ на сумму свыше пределов уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в крупном размере или в особо крупном размере. В соответствии с п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ:

"Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".

Крупный размер и особо крупный размер в целях уклонения от уплаты налогов физическими лицами определены частью 2 статьи 198 Уголовного кодекса РФ:

"Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей".

Таким образом, риск уголовной ответственности за уклонение от уплаты НДФЛ в крупном размере возникает при отказе ИФНС признать освобождение от НДФЛ доходов при ликвидации КИК в рублевом эквиваленте свыше 6 млн. 923 тыс. руб., а в особо крупном размере - доходов свыше 34 млн. 615 тыс. руб.

Услуги проработки рисков и документов при безналоговой ликвидации КИК. - Зак­лю­ча­ют­ся в ана­ли­ти­чес­кой детальной правовой проработке рисков, документов и обстоятельств по конкретным ситуациям в связи с ликвидацией КИК и в зависимости от ситуации могут включать следующие услуги:

  • до ликвидации КИК, подготовка и при необходимости подача по нотариальной доверенности в центральный аппарат ФНС специальной декларации по "амнистии капиталов" по планируемой для ликвидации КИК с приложением уведомлений об участии и о прибыли КИК в основном в целях избежания штрафов за их непредставление в срок

  • проверка проектов документов по ликвидации КИК от агента-ликвидатора на английском или испанском языке, их детальная проработка с возможными корректировками в целях соблюдения требований в РФ и минимизации рисков в РФ

  • по возможности, проверка, правовой анализ норм законодательства и процедур ликвидации компаний страны регистрации КИК, в особенности в целях подтверждения условий-понятий по п. 60 ст. 217 НК о "завершении" "процедуры ликвидации" до 1 марта 2019 г., "ограничений и требований по личному закону" КИК и "даты окончания их действия", "минимального периода владения акциями (долями, паями)" КИК, "обязанности уплатить соответствующую сумму иностранного налога", а также понятий "ценных бумаг", "имущественных прав"

  • проверка, правовая оценка представленной отчетности КИК и документов по данным учета КИК и рекомендации по ним в целях условий льготы по п. 60 ст. 217 Налогового кодекса РФ

  • проверка, детальная проработка и при необходимости переоформление, подготовка договоров и документов по активам ликвидируемой КИК на английском и (или) испанском языке в целях соблюдения требований и минимизации рисков в РФ

  • проверка представленных переводов иностранных документов с английского и (или) испанского языка на русский язык в целях допустимых по правилам перевода и оптимальных по ситуации формулировок для минимизации рисков в РФ

  • перевод нужных документов с английского и (или) испанского языка на русский язык с указанием допустимых по правилам перевода и оптимальных по ситуации формулировок для минимизации рисков

  • проверка представленных проектов декларации 3-НДФЛ с заявлением об освобождении от НДФЛ и прилагаемых документов в целях соблюдения условий льготы по п. 60 ст. 217 НК и рисков, с учетом обстоятельств их последующей камеральной налоговой проверки, разъяснений Минфина и ФНС, судебной практики, общих требований документального подтверждения налоговых льгот при доходах за рубежом, общих юридических закономерностей решения вопросов, прямо не урегулированных правовыми актами

  • подготовка декларации 3-НДФЛ для освобождения от НДФЛ по п. 60 ст. 217 НК с приложением документов и их переводов на русский язык в зависимости от конкретной ситуации:
    • документы, подтверждающие, что налогоплательщик - декларант по 3-НДФЛ являлся акционером, участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом ликвидированной компании, имеющим право на получение освобождаемых от НДФЛ доходов
    • заявление об освобождении от НДФЛ с указанием необходимых характеристик полученного имущества, имущественных прав, характеристик ликвидированной компании
    • документы, подтверждающие передачу активов КИК налогоплательщику в конкретную дату
    • документы, содержащие сведения о стоимости имущества, имущественных прав по данным учета на дату получения имущества, имущественных прав от ликвидированной компании
    • документы, подтверждающие завершение ликвидации КИК до 1 марта 2019 г.
    • сопроводительное письмо с необходимыми пояснениями по представленным документам

  • подготовка уведомления о прекращении участия в ликвидированной КИК

  • при необходимости, подача по нотариальной доверенности подготовленной декларации 3-НДФЛ и документов к ней, уведомления о прекращении участия в КИК в ИФНС Москвы

Детальная проработка как гарантия соблюдения льготы по НДФЛ и снижения рисков. Вероятность отказа ИФНС признать заявленное освобождение от НДФЛ и других негативных последствий при ликвидации КИК зависит в первую очередь от того, насколько правильно и тщательно будут подготовлены требуемые документы. Суть и цель предлагаемых правовых услуг состоит именно в такой тщательной детальной проработке рисков и документов по конкретной ситуации, в минимизации, снижении данных рисков на стадии оформления документов и их представления в ИФНС, чтобы принять все возможные юридические меры для недопущения отказа, исключения правовых оснований для отказа или сведения их к минимуму и обеспечения положительного исхода налоговой проверки декларации 3-НДФЛ и документов. В том числе методами исчерпывающего правового анализа и учета всех ключевых моментов льготы по п. 60 ст. 217 НК и за­ко­но­мер­нос­тей налоговой практики и сопутствующих проверок по валютному законодательству применительно к конкретной ситуации ликвидации КИК, правильной юридической идентификации нужных обстоятельств, внедрения в документы нужных формулировок исходя из правоприменительной практики, оформления дополнительных и (или) дублирующих документов, недопущения представления в ИФНС лишних или проблемных документов и сведений и другими юридическими средствами. При необходимости, в связи с возможными недостатками в исходных документах в дальнейшем может быть оказана правовая поддержка обжалования решения ИФНС.


Конфиденциальность при оказании правовых услуг

Правовые услуги оказываются таким образом, чтобы изначально исключить или сократить раскрытие конфиденциальных сведений по конкретным ситуациям в связи КИК, с принятием правовым бюро и клиентом формальных обязательств не разглашать конфиденциальную информацию другой стороны. Основными мерами в этих целях являются:

  • Информация по ситуациям и обстоятельствам в связи с КИК запрашивается у клиента в той мере, в какой они регулируются правовыми нормами или разумно необходимы для оказания правовых услуг

  • Как правило, устные обсуждения ситуаций по КИК проводятся без раскрытия конфиденциальных сведений с условными обозначениями тех или иных моментов - компания А, учредитель Б, юрисдикция такая-то и т. п.

  • Аналогично, письменной форме правовые вопросы обычно прорабатываются также в виде условных обозначений, без учета таких конфиденциальных сведений, как ФИО владельца КИК, адреса, наименования КИК и т. п.

  • В случае изучения банковских и иных конфиденциальных документов и сведений клиента на встрече такие сведения нигде не фиксируются. В случае предоставления копий материалов и документов, после выполнения заказа все такие материалы и документы возвращаются клиенту

  • Условия о конфиденциальности и обязанность не разглашать конфиденциальную информацию устанавливаются в договоре или договоре-акте на оказание правовых услуг. При необходимости, такие условия о конфиденциальности также могут указываться в отдельных счетах на оплату правовых услуг при отсутствии договора

  • Заказы на правовые разработки составляются таким образом, чтобы разумно ограничить количество необходимых документов для предъявления в банки и контролирующие органы РФ, а содержание оформляемых документов по заказам на правовые услуги излагается таким образом, чтобы оно не подпадало под подозрения о каких-либо сомнительных операциях или под признаки правонарушений и вследствие этого не создавало оснований для проверяющих требовать представления дополнительных документов и сведений

  • Наименования клиентов, компаний, конкретных проектов не используются в рекламных целях. В том числе по этой причине на настоящем сайте нет отзывов клиентов, перечней клиентов, реализованных проектов с указанием подобной информации

  • Обмен конфиденциальной информацией осуществляется напрямую, без посреднических звеньев в виде секретарей, помощников, менеджеров. При необходимости пересылки конфиденциальных документов и сведений через Интернет они могут пересылаться в архивах и файлах, защищенных паролями

  • Со стороны Правового бюро конфиденциальная информация не пересылается и не хранится на серверах публичных почтовых сервисов e-mail типа gmail.com, mail.ru
Новости
по странице (29)
11.09.2017
Казахстан будет информировать США о финансовых счетах американцев

24.07.2017
Пояснительная записка к законопроекту № 231414-7 о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с автоматическим обменом информацией о финансовых счетах

11.07.2017
Налоговики получат доступ к данным о зарубежных активах компаний и людей

21.06.2017
ФНС заполучит данные о российских клиентах швейцарских банков

09.06.2017
Россия присоединилась к многосторонней Конвенции ОЭСР в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

1 2 3 4 5 6
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ УСЛУГИ
ПО ИСПАНИИ
Яндекс.Метрика Rambler's Top100

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2018 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
ПО СЧЕТАМ