Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Право резидентов на счета за рубежом. Запреты для чиновников, государственных служащих РФ

Право резидентов на счета за рубежом
Запреты для государственных служащих РФ

Счета резидентов РФ за рубежом ► Права и запреты на счета за рубежом

Резиденты
Право иметь счета
Уведомления о счетах
Отчеты о движении средств
Запреты гос. служащим
Перечни должностей
ИФИ
Условия занятия должности
Форс-мажор
Правовые риски, нюансы, услуги и решения
Конфиденциальность



Право резидентов РФ - не чиновников иметь счета за рубежом

Федеральный закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

1. Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка).

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. № 155-ФЗ, от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

...

9. Положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков.



Запреты государственным служащим РФ и их супругам иметь счета за рубежом

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":

Статья 2

1. Запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:

1) лицам, замещающим (занимающим):

а) государственные должности Российской Федерации;

б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

г) государственные должности субъектов Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;

е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;

ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

з) должности глав городских округов, глав муниципальных районов;

и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;

1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;

2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;

3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

...

3. Установленный настоящей статьей запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.



Иностранные финансовые инструменты

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":

"2. Для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;

3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двад­цать девятой статьи 2 [в действующей редакции - пунктом двадцать третьим пункта 1] Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями".



Перечни должностей, подпадающих под запреты

Об установлении таких перечней в целях запретов на счета за рубежом, хранение денег и ценностей в иностранных банках и на ИФИ нормативными правовыми актами говорится в пункте "и" вышеприведенной части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Всего различными ведомствами РФ утверждено порядка 90 таких перечней. При этом следует иметь в виду, что перечни должностей касаются должностей как в собственно государственных ведомствах, так и "иных организациях" при этих ведомствах.


Условия занятия должности

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":

Статья 3

1. Лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В случае неисполнения такой обязанности лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

...

3. Доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, подлежит прекращению в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.


Статья 4

...

3. Лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, а также прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителями управления в котором выступают указанные лица.



Форс-мажор по соблюдению запретов

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":

Статья 3

...

2. В случае, если лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не могут выполнить требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия указанных в настоящей части ареста, запрета распоряжения или прекращения иных обстоятельств.

Такие случаи, условно говоря, форс-мажора следует иметь в виду при построении правовых решений по ситуациям в связи со счетами за рубежом государственных служащих, или лиц, претендующих на занятие государственных или муниципальных должностей, их супругов.


Правовые риски, нюансы, услуги и решения

В случае подпадающих под запреты государственных или муниципальным служащих основным риском является потеря должности, причем по возможному основанию "утрата доверия" согласно статье 10 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":

Статья 10

Несоблюдение лицом, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

В случае возможности иметь счета за рубежом основным риском являются штрафы 75%-100% от суммы незаконной (запрещенной) валютной операции, а также риски по налоговым последствиям операций в РФ. Подробнее эти риски изложены в соответствующем разделе на странице Счета валютных резидентов РФ за рубежом.

Правовые нюансы по счетам и другим подпадающим под запреты активам за рубежом потенциальных гос. служащих РФ связаны с неоднозначностью отнесения конкретных должностей к запретным перечням, с обстоятельствами форс-мажора при обязанности закрыть счета, нечеткостью правового регулирования понятия "иностранные финансовые инструменты" и сложностью этого понятия, с некоторыми общими пробелами Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Наряду с обычными услугами консультаций и экспертизы, устной и письменной разработки правовых решений, поддержки реализации правовых решений по счетам за рубежом, изложенных в соответствующих разделах страницы Счета валютных резидентов РФ за рубежом, правовые услуги в данной сфере в связи с запретами для гос. служащих могут включать:

  • правовая оценка включения конкретной должности в запретный перечень
  • правовая оценка попадания конкретного ИФИ под запрет по ФЗ от 07.05.13 г. № 79-ФЗ
  • экспертиза и консультация по валютно-правовым и налоговым последствиям в РФ закрытия счета, перевода денежных средств на другой счет в РФ или за рубежом, отчуждения ИФИ

В части правовых решений по вопросам счетов за рубежом гос. служащих можно отметить правовое обоснование попадания или непопадания конкретной ситуации под запреты. Прочие варианты правовых решений изложены в соответствующем разделе страницы Счета валютных резидентов РФ за рубежом.


Конфиденциальность при оказании правовых услуг

Правовые услуги оказываются таким образом, чтобы изначально исключить или сократить раскрытие конфиденциальных сведений по конкретным ситуациям в связи со счетами за рубежом, с принятием правовым бюро и клиентом формальных обязательств не разглашать конфиденциальную информацию другой стороны. Основными мерами в этих целях являются:

  • Информация по ситуациям и обстоятельствам по данным вопросам запрашивается у клиента в той мере, в какой они регулируются правовыми нормами или разумно необходимы для оказания услуг
  • Устные обсуждения ситуаций могут проводиться без раскрытия конфиденциальных сведений с условными обозначениями тех или иных моментов - общее название должности, акции европейской компании и т. п.
  • Аналогично, правовые вопросы в письменной форме прорабатываются также в форме условных обозначений, без учета таких конфиденциальных сведений, как ФИО владельца счета или ИФИ, адреса, банковские реквизиты, суммы и т. п.
  • В случае предоставления копий материалов и документов, после выполнения заказа все такие материалы и документы возвращаются клиенту
  • Данные условия о конфиденциальности и обязанность не разглашать конфиденциальную информацию устанавливаются в договоре-акте на оказание правовых услуг. При необходимости, такие условия о конфиденциальности также могут указываться в отдельных счетах на оплату правовых услуг при отсутствии договора
  • Наименования клиентов, объектов, компаний, конкретных проектов не используются в рекламных целях. В том числе по этой причине на настоящем сайте нет отзывов клиентов, перечней клиентов, реализованных проектов с указанием подобной информации
  • Обмен конфиденциальной информацией осуществляется напрямую, без посреднических звеньев в виде секретарей, помощников, менеджеров
  • Со стороны Правового бюро конфиденциальная информация не пересылается и не хранится на серверах публичных почтовых сервисов e-mail типа gmail.com, mail.ru

Валютные
операции в банках

? ► Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

? ► Резиденты и нере­зи­денты по валютному законодательству РФ

? ► Валютные операции по валютному законо­да­тель­ству РФ

? ► Незаконные
валютные операции

? ► Разрешенные валютные операции между резидентами

? ► Разрешенные валютные операции не через счета в банках РФ

? ► Репатриация резидентами ино­стран­ной ва­лю­ты и ва­лю­ты Рос­сий­ской Фе­де­рации

? ► Документы для проведения валютных операций

? ► Коды видов валютных операций

? ► Учет контрактов и кредитных договоров в уполномоченных банках

? ► Справка о под­т­вер­ж­да­ю­щих документах

? ► Подтверждающие документы по ис­пол­не­нию, изменению, пре­к­ра­ще­нию обязательств по контракту (кредитному договору, займу)

? ► Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по контракту

? ► Ведомость бан­ков­ско­го контроля (ВБК) по кредитному договору

? ► Счета резидентов РФ за рубежом

? ► Признаки сом­ни­тель­ных операций (фик­тив­ных сделок) в банках

Новости
и аналитика (34)
21.04.2021
Разработка валютно-правовых схем платежей и расчетов с нерезидентами

24.03.2021
Валютно-правовые и налоговые обязанности физических лиц при приобретении статуса резидента РФ

23.09.2020
Детям министров запретят иметь финансы за рубежом

21.11.2019
В Swedbank обещали проверить сообщения об обходе «Калашниковым» санкций США

17.11.2019
КС разрешил изымать имущество у семей и знакомых коррупционеров

1 2 3 4 5 6 7
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ