Право резидентов на счета за рубежом Запреты для государственных служащих РФ
► Счета резидентов РФ за рубежом ► Права и запреты на счета за рубежом
▲ Право резидентов РФ - не чиновников иметь счета за рубежом ▲
Федеральный закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":
Статья 12. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации
1. Резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента (далее - иные организации финансового рынка).
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. № 155-ФЗ, от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)
...
9. Положения настоящей статьи не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков.
▲ Запреты государственным служащим РФ и их супругам иметь счета за рубежом ▲
Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":
Статья 2
1. Запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:
1) лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности Российской Федерации;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
г) государственные должности субъектов Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
з) должности глав городских округов, глав муниципальных районов;
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;
2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;
3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.
...
3. Установленный настоящей статьей запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.
▲ Иностранные финансовые инструменты ▲
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":
"2. Для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:
1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;
3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 [в действующей редакции - пунктом двадцать третьим пункта 1] Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями".
▲ Перечни должностей, подпадающих под запреты ▲
Об установлении таких перечней в целях запретов на счета за рубежом, хранение денег и ценностей в иностранных банках и на ИФИ нормативными правовыми актами говорится в пункте "и" вышеприведенной части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Всего различными ведомствами РФ утверждено порядка 90 таких перечней. При этом следует иметь в виду, что перечни должностей касаются должностей как в собственно государственных ведомствах, так и "иных организациях" при этих ведомствах.
▲ Условия занятия должности ▲
Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":
Статья 3
1. Лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В случае неисполнения такой обязанности лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.
...
3. Доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, подлежит прекращению в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 4
...
3. Лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, а также прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителями управления в котором выступают указанные лица.
▲ Форс-мажор по соблюдению запретов ▲
Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":
Статья 3
...
2. В случае, если лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не могут выполнить требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия указанных в настоящей части ареста, запрета распоряжения или прекращения иных обстоятельств.
Такие случаи, условно говоря, форс-мажора следует иметь в виду при построении правовых решений по ситуациям в связи со счетами за рубежом государственных служащих, или лиц, претендующих на занятие государственных или муниципальных должностей, их супругов.
▲ Правовые риски, нюансы, услуги и решения ▲
В случае подпадающих под запреты государственных или муниципальным служащих основным риском является потеря должности, причем по возможному основанию "утрата доверия" согласно статье 10 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами":
Статья 10
Несоблюдение лицом, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
В случае возможности иметь счета за рубежом основным риском являются штрафы 75%-100% от суммы незаконной (запрещенной) валютной операции, а также риски по налоговым последствиям операций в РФ. Подробнее эти риски изложены в соответствующем разделе на странице Счета валютных резидентов РФ за рубежом.
Правовые нюансы по счетам и другим подпадающим под запреты активам за рубежом потенциальных гос. служащих РФ связаны с неоднозначностью отнесения конкретных должностей к запретным перечням, с обстоятельствами форс-мажора при обязанности закрыть счета, нечеткостью правового регулирования понятия "иностранные финансовые инструменты" и сложностью этого понятия, с некоторыми общими пробелами Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Наряду с обычными услугами консультаций и экспертизы, устной и письменной разработки правовых решений, поддержки реализации правовых решений по счетам за рубежом, изложенных в соответствующих разделах страницы Счета валютных резидентов РФ за рубежом, правовые услуги в данной сфере в связи с запретами для гос. служащих могут включать:
- правовая оценка включения конкретной должности в запретный перечень
- правовая оценка попадания конкретного ИФИ под запрет по ФЗ от 07.05.13 г. № 79-ФЗ
- экспертиза и консультация по валютно-правовым и налоговым последствиям в РФ закрытия счета, перевода денежных средств на другой счет в РФ или за рубежом, отчуждения ИФИ
В части правовых решений по вопросам счетов за рубежом гос. служащих можно отметить правовое обоснование попадания или непопадания конкретной ситуации под запреты. Прочие варианты правовых решений изложены в соответствующем разделе страницы Счета валютных резидентов РФ за рубежом.
▲ Конфиденциальность при оказании правовых услуг ▲
Правовые услуги оказываются таким образом, чтобы изначально исключить или сократить раскрытие конфиденциальных сведений по конкретным ситуациям в связи со счетами за рубежом, с принятием правовым бюро и клиентом формальных обязательств не разглашать конфиденциальную информацию другой стороны. Основными мерами в этих целях являются:
- Информация по ситуациям и обстоятельствам по данным вопросам запрашивается у клиента в той мере, в какой они регулируются правовыми нормами или разумно необходимы для оказания услуг
- Устные обсуждения ситуаций могут проводиться без раскрытия конфиденциальных сведений с условными обозначениями тех или иных моментов - общее название должности, акции европейской компании и т. п.
- Аналогично, правовые вопросы в письменной форме прорабатываются также в форме условных обозначений, без учета таких конфиденциальных сведений, как ФИО владельца счета или ИФИ, адреса, банковские реквизиты, суммы и т. п.
- В случае предоставления копий материалов и документов, после выполнения заказа все такие материалы и документы возвращаются клиенту
- Данные условия о конфиденциальности и обязанность не разглашать конфиденциальную информацию устанавливаются в договоре-акте на оказание правовых услуг. При необходимости, такие условия о конфиденциальности также могут указываться в отдельных счетах на оплату правовых услуг при отсутствии договора
- Наименования клиентов, объектов, компаний, конкретных проектов не используются в рекламных целях. В том числе по этой причине на настоящем сайте нет отзывов клиентов, перечней клиентов, реализованных проектов с указанием подобной информации
- Обмен конфиденциальной информацией осуществляется напрямую, без посреднических звеньев в виде секретарей, помощников, менеджеров
- Со стороны Правового бюро конфиденциальная информация не пересылается и не хранится на серверах публичных почтовых сервисов e-mail типа gmail.com, mail.ru
▲
|