Разработки и решения • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Правовые формы ВЭД • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Правовая экспертиза вопросов, договоров, документов, ситуаций, проектов. Новость по странице от 19.10.2017.

Правовая экспертиза
договоров, документов, ситуаций, проектов

Экспертные выводы по правовым вопросам, документам, договорам, ситуациям, проектам

Выводы на основе правовых норм, разъяснений гос. органов, пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­тики

Устная правовая экспертиза в качестве первичного мнения по вопросам

Устная первичная экспертиза Дистанционно по телефону, WhatsApp, Telegram, Viber, Skype

Письменные правовые заключения с анализом и комментариями

Письменный правовой анализ и комментарии Обоснования и примеры из судебной практики

Проверка, анализ на соответствие требованиям законодательства, права РФ

Правовые заключения по контрактам ВЭД

Юридическая оценка рисков и возможностей ВЭД

Правовой аудит контрактов и проектов ВЭД




НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

19.10.2017
Пояснительная записка Правительства РФ к законопроекту № 287822-7 об изменении правил о валютном резидентстве, операциям и отчетности по счетам за рубежом


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О валютном регулировании и валютном контроле"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) подготовлен для упрощения валютного регулирования и валютного контроля.

Целями законопроекта являются определение "валютного резидентства" физических лиц; устранение отдельных избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц - резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов) физических лиц - резидентов, открытых ими в банках за пределами территории Российской Федерации; расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц - резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки; установление особенностей в отношении выполнения физическими лицами - резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц - резидентов, если срок пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней независимо от количества въездов на территорию Российской Федерации в таком календарном году.

Анализ практики применения вступившей в силу в июне 2012 г. редакции Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), определяющего понятие "резидент", показал неоднозначность его понимания в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Закон относит такую категорию граждан Российской Федерации к нерезидентам для целей осуществления валютных операций.

Такое определение представляет затруднение для российских банков при осуществлении той или иной валютной операции по поручению физического лица с учетом того, что в соответствии со статьей 849 Гражданского кодекса Российской Федерации операции по списанию средств со счета должны быть осуществлены банком не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом, и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платежного документа.

Кроме того, при правоприменении рассматриваемой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз, а также допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Российскую Федерацию и т. д.).

Также формулировка указанной нормы создает проблемы для российских банков с определением статуса граждан Российской Федерации, пребывающих в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации установлен безвизовый режим въезда и пребывания.

В этой связи законопроектом предлагается изложить подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в новой редакции. Законопроектом исключается требование об обязательности представления физическим лицом - резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (абзац третий части 4 статьи 12 Закона). Отмена указанного требования обусловлена подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., в рамках которого налоговые органы стран - подписантов указанного Соглашения обмениваются информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других стран - участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Дополнительно предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц - резидентов, так и для уполномоченных банков.

Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации установлены требования в отношении налогового учета организаций и физических лиц в налоговых органах. С целью реализации требований статьи 12 Закона и обеспечения реализации прав физических лиц - резидентов в случае отсутствия у них места учета в налоговом органе, в том числе по причине отсутствия места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, отсутствия недвижимого имущества на территории Российской Федерации, часть 2 статьи 12 Закона дополняется новыми абзацами, в соответствии с которыми устанавливаются требования к определению налоговых органов по месту учета резидента (юридических и физических лиц) только для целей Закона.

Законопроект устанавливает также отдельные особенности для совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (изменения в части 5 и пункте 1 части 61 статьи 12 Закона). С учетом указанных особенностей часть 5 статьи 12 Закона дополнена положениями в части использования юридическими и физическими лицами - резидентами своих банковских счетов для получения сумм от нерезидентов, причитающихся в качестве возмещения налога на добавленную стоимость и выплачиваемых компетентными органами государства пребывания таких сотрудников. Также законопроектом расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц - резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки. К таким разрешенным случаям законопроект относит зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц - резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, от следующих операций:

продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу - резиденту на праве собственности за пределами территории Российской Федерации транспортных средств;

продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу - резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Cоглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или имеет с Российской Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет (вклад) физического лица - резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства (дополнение части 51 статьи 12 Закона). С целью устранения неопределенности в правоприменении в части осуществления оплаты физическими лицами - резидентами товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации с помощью банковских платежных карт, эмитированных иностранными банками, за счет средств указанных физических лиц - резидентов, зачисленных на их счета (вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, к которым привязаны указанные банковские платежные карты, законопроект вносит соответствующее изменение в часть 6 статьи 12 Закона.

Законопроектом также расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами Российской Федерации при их нахождении за пределами территории Российской Федерации (изменение в части 1 статьи 9 Закона). Кроме того, пункт 1 части 1 статьи 9 Закона приводится в соответствие с новой редакцией пункта 1 части 61 статьи 12 Закона. Законопроект дополняет перечень документов, которые могут запрашивать агенты валютного контроля у резидентов в связи с предлагаемыми изменениями, в том числе с учетом положений Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" (новая редакция пункта 14 и дополнение новым пунктом 19 части 4 статьи 23 Закона).

Законопроектом предусматривается одновременное представление некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами налоговому органу по месту своего учета и Центральному банку Российской Федерации (дополнение части 7 статьи 12 Закона). Законопроектом предлагается освободить граждан Российской Федерации от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, от ограничений на совершение операций, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц - резидентов, если срок пребывания граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию Российской Федерации в таком календарном году (дополнение в части 8 статьи 12 Закона). В целях устранения избыточных обременений физических лиц - резидентов, связанных с обязанностью представления в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации уведомлений и отчетов о движении по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в разные сроки, часть 8 статьи 12 Закона дополняется новым абзацем, в соответствии с которым для физических лиц - резидентов устанавливается срок представления уведомлений до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом, если в истекшем календарном году срок пребывания таких физических лиц за пределами территории Российской Федерации в совокупности составил 183 дня и менее. Предлагаемый законопроектом совокупный срок пребывания граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (более 183 дней в течение каждого календарного года) определен с учетом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Российскую Федерацию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и др.), а также с целью сближения правового статуса граждан Российской Федерации, являющихся валютными резидентами, с их статусом налоговых резидентов в соответствии с требованиями статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" установлена обязанность физических лиц - резидентов представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом, законопроектом предлагается установить срок вступления в силу принимаемого Федерального закона - 1 января 2018 г. Также законопроект учитывает срок начала обмена информацией между налоговыми органами стран, которые присоединились к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., который установлен с 1 января 2018 г.

Необходимо также обеспечить возможность ознакомления граждан Российской Федерации с принятым Федеральным законом и обеспечить возможность исполнения требований Федерального закона гражданами Российской Федерации, не являвшимися резидентами по состоянию на 1 января 2018 г.

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлекут дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Материалы
по этой странице
?Частые вопросы, рис­ки, проблемы по конт­рактам и проектам ВЭД

?Ясные объяснения и решения правовых вопросов ВЭД

?Внешнеторговые контракты: структура, содержание, реквизиты, оформление, заключение.

?Правовые нормы о добросовестности и чест­ной деловой практике

?Финансовые последствия условий и формулировок контрактов ВЭД

?Правовые способы обеспечения обяза­тельств в сфере ВЭД

?Требования к обеспечению качества и безопасности ряда товаров при их ввозе в РФ

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Разрешенные валютные операции между резидентами

?Разрешенные валютные операции без использования счетов в банках РФ

?Незаконные валютные операции

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Обязанность резиден­тов вести учет и отчетность по валютным операциям

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Четвертый этап амнистии капиталов для фи­зи­чес­ких лиц в 2022 - 2023 гг. Специальная декларация

?Таможенные риски и проблемы при ведении ВЭД

?Документы и све­де­ния для та­мо­жен­но­го офор­м­ле­ния при импорте

?Определение таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами

?Валютный контроль на таможне над рас­че­та­ми участников ВЭД

?Налоговые риски и проблемы при ведении ВЭД

?Оценка обосно­ванности получения налогоплательщиком налоговой выгоды в РФ

?Критерии отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок в РФ

?Критерии качества переводов внешне­тор­го­вой документации

?Несовпадение терминов «арбитражный суд» и «arbitration court»

?Описание иноязычных товарных знаков в графе 31 ГТД

Новости
и аналитика (327)
03.04.2024
О новых воз­мож­нос­тях и рис­ках рас­че­тов с не­ре­зи­ден­том по кон­т­рак­ту на уче­те в бан­ке в РФ че­рез сче­та в раз­ных бан­ках в РФ и за ру­бе­жом

07.02.2024
Применение тер­ми­на FCA по Ин­ко­термс 2020 в ин­те­ре­сах рос­сий­с­ких уча­ст­ни­ков ВЭД при за­куп­ках то­ва­ров за ру­бежом

14.11.2023
Проблемы меж­ду­на­ро­д­ных пе­ре­во­дов де­не­ж­ных средств рос­сий­с­ки­ми уча­ст­ни­ка­ми ВЭД и воз­мо­ж­но­сти сни­же­ния рис­ков

12.10.2023
«Закрытое» ва­лю­т­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние обя­за­те­ль­ной про­да­жи вы­ру­ч­ки в ин­ва­лю­те от­де­ль­ны­ми эк­с­по­р­те­ра­ми и свя­зан­ные с этим рис­ки по экс­порт­ным кон­т­рактам

09.10.2023
Общие ре­ко­мен­да­ции по ис­по­ль­зо­ва­нию Ин­ко­термс 2020 в кон­т­рак­тах куп­ли-­про­да­жи (по­ста­в­ки) ис­хо­дя из Вве­де­ния к Ин­ко­термс 2020

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ