Аналитические правовые разработки и услуги по вопросам, ситуациям, деятельности
↓ Аналитическое рассмотрение правовых вопросов, ситуаций, деятельности
↓ Аналитические разработки ↓ Аналитические решения ↓ Специализированные ↓ Комплексные
↓ Применение к ситуации системного анализа правовых норм
↓ Идентификация ключевых элементов ↓ Сопоставление ситуации с основными нормами
↓ Применение к ситуации анализа нюансов правового регулирования
↓ Рассмотрение ситуации «вглубь» ↓ Нюансы законов ↓ Нюансы ситуации ↓ Языковые нюансы
↓ Применение к ситуации анализа деталей правоприменительной практики
↓ Рассмотрение ситуации «вширь» ↓ Проверки органов РФ ↓ Судебная практика ↓ Закономерности
↓ Применение к ситуации анализа новых правовых возможностей
↓ Рассмотрение ситуации «по новизне» ↓ Новые законы ↓ Новая практика ↓ Новые подходы
↓ Правовые заключения, консультации, анализ, разработки, выводы, идеи, рекомендации
↓ Формальные выводы и решения по смысловым элементам правовых норм
↓ Уточняющие и косвенные выводы и решения по разъяснениям контролирующих органов
↓ Прецедентные выводы и решения по деталям обстоятельств судебных дел
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ 17.09.2024 Вправе ли налоговая запрашивать по валютному контролю сведения и документы о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах
Примерно с декабря 2023 г. налоговые инспекции стали направлять физическим лицам – валютным резидентам РФ запросы о предоставлении документов и информации в связи с проверками соблюдения валютного законодательства РФ с истребованием в том числе сведений и копий документов о наличии гражданства иностранных государств и ВНЖ в иностранных государствах.
С точки зрения правомерности или неправомерности запросов налоговыми органами в связи с проверками соблюдения валютного законодательства сведений и копий документов об иностранном гражданстве / ВНЖ и, соответственно, обязанностей резидентов представлять их, можно отметить следующее.
- Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоговые органы как органы валютного контроля вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
- В пункте 14 перечня документов по части 4 статьи 23 закона № 173-ФЗ, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и которые вправе запрашивать агенты валютного контроля (по смыслу, также и органы валютного контроля), указаны «документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации».
- Однако по аналогичным налоговым вопросам подтверждения фактов пребывания физического лица за рубежом ФНС неоднократно высказывалась, что документы об иностранном ВНЖ и гражданстве сами по себе подтверждениями пребывания лица за пределами РФ не являются.
- В каких-либо других пунктах перечня документов по части 4 статьи 23 закона № 173-ФЗ ни гражданство иностранных государств, ни ВНЖ в иностранных государствах прямо не указаны.
- Согласно пункту 2 Правил представления документов в целях валютного контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 г. № 98, запрашиваемые документы должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 закона № 173-ФЗ.
- В силу части 5 статьи 23 закона № 173-ФЗ это должны быть только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
- Подобное положение о праве налоговых органов требовать «в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства» представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, также установлено пунктом 12 Административного регламента ФНС по валютному контролю, утвержденному приказом ФНС от 26.08.2019 г. № ММВ-7-17/418@.
- В настоящее время обязанность граждан РФ подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, установлена статьей 11 Федерального закона от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Уведомление это подается не в налоговые органы, а в органы МВД.
Таким образом, полномочия налоговых органов запрашивать и обязанности резидентов представлять в ИФНС в целях валютного контроля сведения и копии документов о наличии иностранного гражданства / ВНЖ прямо не установлены. Что дает правовую возможность в ответе на запрос ИФНС дипломатично уклониться от представления этих сведений и (копий) документов. С другой стороны, подобные запросы налоговых органов по смыслу направлены на получение в том числе и косвенных подтверждений пребывания физлица – резидента за рубежом свыше 183 дней в году, что означает неприменение к таким резидентам ряда требований в отношении зарубежных счетов. Соответственно, в случае отсутствия таких прямых подтверждений и в зависимости от прочих обстоятельств конкретной ситуации, представление таких сведений и документов может соответствовать интересам резидента.
Правовое бюро «Проект-ВС», консалтинг и подготовка документов по минимизации рисков по ситуациям физлиц РФ за рубежом, валютный контроль физических лиц, pvs.ru, 17.09.2024 г.
|