Разработки и решения • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Правовые формы ВЭД • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
Услуги аналитических правовых разработок, правового анализа по вопросам, ситуациям, проектам, деятельности в сфере ВЭД и в РФ.. Материалы по странице. Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

Аналитические правовые разработки и решения
по вопросам, ситуациям, деятельности

Аналитическое рассмотрение правовых во­п­ро­сов, си­ту­а­ций, де­я­тель­ности

Аналитические разработки Ана­ли­ти­чес­кие ре­ше­ния Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные Комп­лекс­ные

Применение к ситуации системного ана­ли­за пра­во­вых норм

Идентификация ключевых элементов Со­по­став­ле­ние си­ту­а­ции с ос­нов­ны­ми нор­мами

Применение к ситуации анализа нюансов пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния

Рассмотрение ситуации «вглубь» Нюансы законов Нюансы ситуации Языковые нюансы

Применение к ситуации анализа де­та­лей пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­тики

Рассмотрение ситуации «вширь» Проверки органов РФ Су­деб­ная прак­ти­ка За­ко­но­мер­нос­ти

Применение к ситуации анализа но­вых пра­во­вых воз­мож­нос­тей

Рассмотрение ситуации «по новизне» Новые законы Но­вая прак­тика Но­вые под­ходы

Правовые заключения, консультации, анализ, раз­ра­бот­ки, вы­во­ды, идеи, ре­ко­мен­дации

Формальные выводы и решения по смыс­ло­вым эле­мен­там пра­во­вых норм

Уточняющие и косвенные выводы и решения по разъ­яс­не­ни­ям кон­т­ро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов

Прецедентные выводы и решения по де­та­лям об­сто­я­тельств су­деб­ных дел



МАТЕРИАЛЫ И ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

Правовые услуги по валютным операциям ► Обязанность валютных резидентов репатриировать валюту

Репатриация выручки
Репатриация авансов
Займы
Указание сроков
Исключения
Уголовная ответственность
Административная ответственность
Правовой консалтинг




Требования пункта 1 части 1 статьи 19 закона 173-ФЗ обес­пе­чить получение от нерезидентов инвалюты / ва­лю­ты РФ в срок на счета в уполномоченных банках

 ► 

Не применяются в отношении "рублевых" внеш­не­тор­го­вых до­го­во­ров, согласно ус­ло­ви­ям частей 4 и 5 статьи 2 закона № 265-ФЗ

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;




Валютный
резидент



 Переданные экспортируемые товары 
 Выполненные работы, услуги при ВТД 
 Передаанные права, информация 
Обязанность получить инвалюту / валюту РФ
в срок на счета в уполномоченных банках


Валютный
нерезидент
 УК РФ 
 КоАП 

◄ ◄
 Если иное не предусмотрено законом 173-ФЗ 

  ►  
 При сооружении объектов за рубежом 
 При выставках и мероприятиях за рубежом 
 При зачете требований в рыбном промысле 
 При зачете между транспортными организациями 
 По счетам за рубежом транспортных организаций 
 При зачете по договорам перестрахования 
 При зачете в экспорте и транзите природного газа 
 При зачете в международной электросвязи 
 При страховании экспортных кредитов 
 При обеспечении экспортных кредитов 
 При попадании под иностранные санкции 
 При экспортном факторинге 
 По счетам за рубежом гос. ВУЗов РФ 
 По образовательным услугам и услугам ИТ 

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты в отношении поставок нерезидентам товаров, услуг, работ, информации, прав и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2-5 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ. Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.


Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности ... резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) ..., обеспечить:

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ)




Валютный
резидент






 Неввезенные в РФ импортируемые товары 
 Неполученные в РФ импортируемые товары 
 Невыполненные работы, услуги при ВТД 
 Непереданные права, информация 
Обязанность вернуть в РФ авансы в срок




Валютный
нерезидент


 УК РФ 
 КоАП 

◄ ◄
 Если иное не предусмотрено законом 173-ФЗ 

 При сооружении объектов за рубежом 
 При выставках и мероприятиях за рубежом 
 При зачете требований в рыбном промысле 
 При зачете между транспортными организациями 
 По счетам за рубежом транспортных организаций 
 При зачете по договорам перестрахования 
 При банковских гарантиях в сфере госзакупок 
 При зачете в экспорте и транзите природного газа 
 При зачете в международной электросвязи 

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты в отношении предварительной оплаты (авансов) нерезидентам за товары, услуги, работы, информацию, права и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ. Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.


Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При ... предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные ... договорами займа, обеспечить:

3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)


Валютный
резидент
 
 Инвалюта или валюта РФ в виде займов 
Обязанность получить инвалюту / валюту РФ
в срок на счета в уполномоченных банках

 
Валютный
нерезидент
      
 КоАП 
   ◄

 Если иное не предусмотрено законом 173-ФЗ 

 По займам с агентами иностранных правительств 
 По займам с резидентами ЕАЭС / AEOI > 2 лет 
 По займам на геологические изучения 
 При зачете по встречным займам в РФ 
 По займам на инвестиционную деятельность 
 По займам на инновационную деятельность 
 По займам, заключенным до 14.04.18 
 При страховании инвестиций (займов) за рубежом 

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты по займама и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2-4 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ, а также Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.


Обязанность указывать в договорах сроки в целях репатриации валюты

Часть 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-ФЗ:

1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)


При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)


1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 г. № 398-ФЗ)

2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

3) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ)



Уголовная ответственность по репатриации валюты

Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена частями 1 и 2 статьи 193 Уголовного кодекса РФ.

Часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса РФ:

Совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные частью 5.2 статьи 15.25 КоАП:
Неполучение инвалюты или валюты РФ в срок на счета резидента в уполномоченных банках или на счета за рубежом в установленном порядке за переданные нерезидентам товары, работы, услуги, информацию, права
Невозврат в РФ или на счета за рубежом в установленном порядке денежных средств в срок за неввезенные (неполученные в РФ) товары, работы, услуги, информацию, права
От одного или нескольких не­ре­зи­дентов
Валютные операции од­но­кра­т­но либо неоднократно в те­че­ние одного года
В крупном размере
свыше 100 млн. руб.


- наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет

Часть 2 статьи 193 Уголовного кодекса РФ:

Неполучение инвалюты или валюты РФ в срок на счета резидента в уполномоченных банках или на счета за рубежом в установленном порядке за переданные нерезидентам товары, работы, услуги, информацию, права
Невозврат в РФ или на счета за рубежом в установленном порядке денежных средств в срок за неввезенные (неполученные в РФ) товары, работы, услуги, информацию, права
От одного или нескольких не­ре­зи­дентов
Валютные операции од­но­кра­т­но либо неоднократно в те­че­ние одного года
а) в особо крупном размере
свыше 150 млн. руб.;
б) группой лиц по предварительному сго­во­ру или организованной группой;
в) с использованием заведомо под­лож­но­го документа;
г) с использованием ЮЛ, созданного для преступлений по сделкам с денежными средствами или иным имуществом


- наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового

Публикации по случаям возбуждения уголовных дел таможней в связи с нарушениями по репатриации валюты см. в колонке новостей справа на настоящей странице.


Административная ответственность по репатриации валюты

Неполучение выручки, средств по займам на сумму не свыше 100 млн. руб.. В соответствии с частями 4 и 5.1 статьи 15.25 КоАП и с учетом части 5.2 этой же статьи административная ответственность за неполучение валютной выручки или рублевой выручки за поставленные нерезидентам товары, услуги, работы, информацию, права и за неполучение денежных средств по займам нерезидентам по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям на сумму не свыше 100 миллионов рублей устанавливается в следующем порядке:




Санкции на резидентов
ЮЛ и ИП
Неполучение инвалюты или валюты РФ в срок на счета в уполномоченных банках за поставленные товары, работы, услуги, информацию, права
Необеспечение получения в срок инвалюты или валюты РФ на счет финансового агента (фактора)
Неполучение инвалюты или валюты РФ в срок на счета в уполномоченных банках, по займам



Санкции на должностных
лиц
 Предупреждение 
 Штраф 20 000 - 30 000 рублей 
 Штраф 1/150 ставки ЦБ за день просрочки 
 Дисквалификация 6 месяцев - 3 года 
 и (или) 3%-5%-10% от выручки в рублях 

 и (или) 5%-30% от выручки в инвалюте 

Необеспечение возврата уплаченных нерезидентам авансов на сумму не свыше 100 млн. руб.. В соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 15.25 КоАП и с учетом части 5.2 этой же статьи административная ответственность за необеспечение возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неполученные товары, услуги, работы, информацию, права по импортирующим сделкам, по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям на сумму не свыше 100 миллионов рублей устанавливается в следующем порядке:

Санкции на резидентов
ЮЛ и ИП



Невозврат в РФ денежных средств в срок за неввезенные (неполученные в РФ) товары, работы, услуги, информацию, права





Санкции на должностных
лиц
 Предупреждение 
 Штраф 20 000 - 30 000 рублей 
 Штраф 1/150 ставки ЦБ за день просрочки 
 Дисквалификация 6 месяцев - 3 года 
 и (или) 3%-10% от невозврата в рублях 

 и (или) 5%-30% от невозврата в инвалюте 

Неполучение выручки, средств по займам, невозврат авансов на сумму свыше 100 млн. руб.. В соответствии с частью 5.2 статьи 15.25 КоАП, введенной в КоАП в апреле 2020 г., если сумма по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям по неполучению валютной выручки от нерезидентов, денежных средств по предоставленным нерезидентам займам, невозврату уплаченных нерезидентам авансов, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, административная ответственность за такие деяния устанавливается следующим образом:



Санкции на резидентов
ЮЛ и ИП

Неполучение инвалюты или валюты РФ в срок за товары, работы, услуги, информацию, права
Необеспечение получения в срок инвалюты или валюты РФ на счет финансового агента (фактора)
Неполучение инвалюты или валюты РФ в срок по довговорам займа нерезидентам
Невозврат в срок авансов нерезидентам за товары, работы, услуги, информацию, права


Санкции на должностных
лиц

 Штраф 1/150 ставки ЦБ за день просрочки 
 Штраф 40 000 - 50 000 рублей 
 и (или) 75%-100% от незачисленной суммы 
 Дисквалификация 6 месяцев - 3 года 

Публикации по случаям возбуждения административных дел таможней в связи с нарушениями по репатриации валюты см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

Материалы
по этой странице
?Ценные бумаги за рубежом. НДФЛ и ва­лют­ный контроль в РФ

?Частые вопросы, рис­ки, проблемы по конт­рактам и проектам ВЭД

?Правовые формы реализации проектов ВЭД

?Решения рисков и про­блем при юридичес­ком планирова­нии и разра­ботке ВЭД на примерах

?Параллельный им­порт. Прин­ци­пы ис­чер­па­ния прав

?Правовые способы обеспечения обяза­тельств в сфере ВЭД

?Резкое осложнение (сущест­вен­ное измене­ние) обсто­ятельств по контракту

?Риски и проблемы в банках при ведении ВЭД

?Резиденты и не­ре­зи­ден­ты в целях валютного за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ

?Валютные операции по валютному за­ко­но­да­тель­ст­ву РФ

?Незаконные валютные операции

? ► Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Счета и ситуации ре­зи­ден­тов РФ за ру­бе­жом. Ситуации и проекты нерезидентов в РФ

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Понятие и виды международных аккредитивов

?Таможенные риски и проблемы при ведении ВЭД

?Взаимосвязанные лица в таможенных целях

?Налоговые риски и проблемы при ведении ВЭД

?НДС на электронные услуги по Интернет иностранных поставщиков

?Контролируемые иностранные компании (КИК)

?Преимущества под­готовки юридических тек­с­тов сразу на двух языках

?Несовпадение терминов «арбитражный суд» и «arbitration court»

Новости
и аналитика (274)
10.03.2024
О возможностях эко­но­мии при об­ме­не в РФ ин­ва­лю­ты на ру­б­ли в свя­зи с про­д­ле­ни­ем ЦБ РФ еще на пол­го­да, до 9 сен­тя­бря 2024 го­да, ог­ра­ни­че­ний на сня­тие на­лич­ной ин­ва­люты

22.02.2024
Основные обя­зан­но­сти ва­лю­т­ных ре­зи­ден­тов по Инс­т­рук­ции ЦБ № 181-И при рас­че­тах с не­ре­зи­ден­та­ми че­рез бан­ков­ские сче­та за ру­бежом

19.02.2024
Изменение целей ис­по­ль­зо­ва­ния за­ру­беж­но­го сче­та фи­зи­че­с­ко­го ли­ца - ва­лю­т­но­го ре­зи­ден­та РФ, про­жи­ва­ю­ще­го в РФ

21.12.2023
Начиная с от­че­та о дви­же­нии средств и ак­ти­вов за ру­бе­жом за 2023 год физ­ли­ца обя­за­ны пред­ста­в­лять от­че­ты в еди­ни­цах ва­лю­ты, а не в ты­ся­чах еди­ниц ва­люты

14.11.2023
Проблемы меж­ду­на­ро­д­ных пе­ре­во­дов де­не­ж­ных средств рос­сий­с­ки­ми уча­ст­ни­ка­ми ВЭД и воз­мо­ж­но­сти сни­же­ния рис­ков

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ