Разработки и услуги • Валютный контроль • Налоги • Таможня • Формы ВЭД • Контракты • На английском • Испания 
 Запрос услуг • Контакты 
Правовое бюро
"Проект-ВС"

 Аналитические 
 правовые услуги по ВЭД 

Дистанционно / Онлайн
В офисе / Ежедневно

Услуги
Проекты
Контракты
Ситуации
Материалы
Новости
«Белые» перечисления денежных средств на КИК. Законный вывод денег, капитала на КИК. Правовой консалтинг и разработка документов. Блок новостей по странице № 2. Новость по странице от 04.08.2022.

«Белые» перечисления на КИК
Правовой консалтинг и разработка документов

Консалтинг и подготовка документов по КИК ► «Белые» перечисления денежных средств на КИК

НОВОСТИ И АНАЛИТИКА ПО СТРАНИЦЕ

04.08.2022
Разъяснение ФНС по вопросам привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства РФ в связи с санкциями и комментарий


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 июля 2022 г. N ШЮ-4-17/8337@

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами относительно привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, совершенные в связи с введенными в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц санкциями сообщает следующее.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 486-О-О, ответственность за неисполнение требований валютного законодательства должна рассматриваться во взаимосвязи с положениями статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которые предусматривают, что административная ответственность может применяться лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда резидентом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, лицо не может признаваться виновным в совершении административного правонарушения, если у него отсутствовала возможность для соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации, о чем в том числе может свидетельствовать применение ограничительных мер экстерриториального характера со стороны иностранных государств, и таким лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.

При этом отсутствие вины резидента в нарушении валютного законодательства Российской Федерации свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ резидент вправе представить любые доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях вины в совершенном нарушении требований валютного законодательства Российской Федерации, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения таких требований и о принятых мерах по их соблюдению.

В соответствии с положением статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо налогового органа, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Изучение обстоятельств совершенного нарушения валютного законодательства осуществляется в отношении всех установленных требований, в том числе по исполнению внешнеторговых контрактов, осуществлению валютных операций, а также представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам резидента.

При этом вопрос о наличии вины резидента в совершении административного правонарушения должен разрешаться налоговым органом в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств дела (статья 26.11 КоАП РФ).

Данное разъяснение размещено на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (раздел "Валютный контроль" - подраздел "Выполнение участниками внешнеторговой деятельности требований валютного законодательства Российской Федерации в условиях введенных ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц" (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/exchange_controls/#title9)).

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных налоговых органов поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА

Комментарий

С точки зрения резидентов и участников ВЭД в данном разъяснении ФНС основное внимание следует обратить на «отсутствие возможности для соблюдения требований» и необходимость принятия «всех мер» для их соблюдения. То есть, отсутствие вины и как следствие отсутствие состава административного правонарушения и непривлечение к ответственности в связи с введенными санкциями возможно только тогда, когда у резидента не было «возможности для соблюдения соответствующих правил и норм» и когда резидентом были приняты «все зависящие от него меры по их соблюдению».

На практике, представления об «отсутствии возможности» и о «всех мерах» у резидентов, участников ВЭД и у инспекторов, судей очень сильно отличаются. Как правило, те обстоятельства, которые резиденты считают оправдывающими их по данным основаниям, судьями не принимаются. Либо эти обстоятельства недостаточно конкретные и не связаны напрямую с «отсутствием возможности» в конкретной ситуации. Либо эти обстоятельства не доказаны должным образом.

Например, в недавнем судебном деле казалось бы очевидный довод резидента о невозможности выплаты зарплаты через банк по причине ограничительных мер в связи с коронавирусом в 2020 г. (сравнимые с санкциями события) был отклонен апелляционным судом со следующим обоснованием: «Согласно пункту 4 Рекомендаций Минтруда от 26.03.2020 введение нерабочих дней в соответствии с Указом Президента не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа Президента, в частности, организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций. Следовательно, в указанный период банками оказывались финансовые услуги, в том числе в онлайн-режиме, дистанционно».

В нашумевшем деле Кузнецова В.Н. со штрафом почти 31 мл. руб. за признанное налоговой инспекцией незаконным зачисление инвалюты на зарубежный счет (в связи с санкциями США) судья Мосгорсуда также не принял казалось бы весомые доводы защиты со следующим объяснением: «Довод жалобы о том, что должностные лица ФНС России и суд первой инстанции при рассмотрении дела не учли, что зачисление разблокированных денежных средств в Российский банк оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных обстоятельств, к каковым, по мнению защиты, относятся санкции, введенные США в отношении Российских банков, а также односторонний отказ банка *** от сотрудничества в частными Российскими банками, нахожу необоснованным. Из Представленной в дело статьи в газете РБК, следует, что банк *** 15.09.2014 закрыл корреспондентские счета лишь ряда российский банков, попавших под действие санкций, что не исключало возможности Кузнецова В.Н. воспользоваться услугами его уполномоченного банка, либо иных банков в Российской Федерации или их филиалов за рубежом». После постановления Конституционного суда в связи с данным делом и недавним направлением его на пересмотр Верховным судом РФ можно надеяться, что итоговое решение будет принято в пользу резидента. Но такой длительный судебный путь данного дела только подчеркивает опасности неверного понимания резидентами отсутствия своей вины по причине санкций.

Таким образом, на данное разъяснение ФНС и на принятые после него соответствующие нормы закона № 235-ФЗ от 13.07.2022 г., которым статья 15.25 КоАП была дополнена примечанием 10 о неприменении административной ответственности за валютные правонарушения в связи с санкциями, не стоит полагаться как на нормы конечного действия, которыми можно будет решать валютно-правовые проблемы под предлогом западных санкций. По сути, это общие предписания, применение которых сильно зависит от конечных обстоятельств конкретной ситуации и доказанности реальной причинно-следственной связи между валютным правонарушением и «отсутствием возможности» соблюдения требований и одновременно принятием резидентом «всех мер» для их соблюдения.

Правовое бюро «Проект-ВС» pvs.ru, 04.08.2022 г.

29.08.2022 Разъяснение ФНС о за­ко­не № 235-ФЗ по смяг­че­нию от­вет­ст­вен­нос­ти за ва­лют­ные на­ру­ше­ния по ст. 15.25 КоАП. Ком­мен­та­рий по осо­бен­нос­тям при­ме­не­ния в ин­те­ре­сах ре­зи­ден­тов

Материалы
по этой странице
?Валютно-финансовые условия контракта ВЭД

?Незаконные валютные операции

?Репатриация ре­зи­ден­та­ми иностранной ва­лю­ты и валюты Рос­сий­ской Федерации

?Счета и ситуации ре­зи­ден­тов РФ за ру­бе­жом. Ситуации и проекты нерезидентов в РФ

?Признаки сомнитель­ных операций (фиктивных сделок) в банках

?Четвертый этап амнистии капиталов для фи­зи­чес­ких лиц в 2022 - 2023 гг. Специальная декларация

?Взаимосвязанные лица в таможенных целях

?НДС на электронные услуги по Интернет иностранных поставщиков

?Контролируемые иностранные компании (КИК)

?Налоговые последствия сделок между взаимозави­симыми лицами в РФ

?Преимущества под­готовки юридических тек­с­тов сразу на двух языках

Новости
и аналитика (63)
23.01.2023
О разрешении ре­зи­ден­там осу­ще­ст­в­лять ва­лют­ные опе­ра­ции в ин­ва­лю­те в поль­зу дру­же­ст­вен­ных не­ре­зи­ден­тов по до­го­во­рам зай­ма до 31 мар­та 2023 года

25.09.2022
Валютные опе­ра­ции и риск по на­ло­го­об­ло­же­нию в РФ при вкла­де в иму­щест­во КИК «не­дру­жест­вен­ной» страны

04.09.2022
О необходимости ссы­лать­ся на Указ № 529 как до­вод для не­при­вле­че­ния к от­вет­ст­вен­нос­ти за на­ру­ше­ния по ре­па­т­ри­а­ции ва­люты

16.08.2022
ФНС намерена ис­к­лю­чить ряд стран из пе­реч­ня го­су­дарств, об­ме­ни­ва­ю­щих­ся на­ло­го­вой ин­фор­ма­ци­ей с РФ. Ва­лют­но-пра­во­вые по­след­ст­вия для ре­зи­ден­тов

04.08.2022
Разъяснение ФНС по во­п­ро­сам при­вле­че­ния ре­зи­ден­тов к ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­нос­ти за на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ в свя­зи с сан­к­ци­я­ми и ком­мен­тарий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВАЛЮТНОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ
И КОНТРОЛЮ
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2024 • Контакты
© Автор сайта:
Славинский В. Ч. Все права сохранены
ВАЛЮТНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ